Махамудра

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Махасиддха Сараха
Махасиддха Тилопа
Махасиддха Наропа
Указывая великий путь. Махамудра: этапы медитации
Лунное сияние махамудры с комментариями Тралега Ринпоче
Кармапа IX Вангчуг Дордже: Сущность океана истинного смысла, наставления по махамудре

Махамудра (санскрит: महामुद्रा, тиб.: ཕྱག་ཆེན་, Вайли: phyag chen, Тиб: ཕྱག་རྒྱ་ཆེན་པོ་, Вайли: phyag rgya chen po) буквально означает «великая печать» или «великий символ» и относится к тому факту, что «все явления неизбежно отмечены печатью нераздельности мудрости и пустоты». Махамудра — многозначный термин, имеющий большое значение в позднем индийском и тибетском буддизме, который также иногда встречается в индуистском и восточноазиатском буддийском эзотеризме. Это название также относится к совокупности учений, представляющих собой вершину всех практик школ Нового перевода (сарма) тибетского буддизма, которые считают это квинтэссенцией послания всех своих священных текстов. Практика Махамудры также известна как учение под названием Сахаджа-йога или «Йога совозникновения». В тибетском буддизме, особенно в школе Кагью, Сахаджа Махамудра иногда рассматривается как дополнительная колесница (яна), «Сахаджаяна» (тиб.: lhen chig kye pa), также известная как колесница средств самоосвобождения.

Джамгон Конгтрул, тибетский несектарный ученый (римэ), характеризует махамудру как путь к реализации «ума как он есть» (тиб.: sems nyid), который также лежит в основе всех путей Кагью. Он утверждает: «В общем, Махамудра и все, что ниже нее, являются «путем ума»» (тиб.: sems lam). Махамудра традиционно относится к квинтэссенции самого ума и практике медитации в отношении истинного его понимания.

Исторические корни

Использование и значение термина махамудра развивалось на протяжении сотен лет индийской и тибетской истории, и в результате он может по-разному обозначать "ритуальный жест рукой, одну из последовательности "печатей" в тантрической практике, природу реальности как пустоты, процесс медитации, сосредоточенный на природе ума, врожденная мудрость союза блаженства и пустоты или высшее достижение буддхи на высших этапах тантрического пути".

Согласно Джамгону Конгтрулу, индийскими теоретическими источниками традиции махамудры являются тексты по Йогачаре и Татхагатагарбхе (природе будды), такие как Самадхинирмочана Сутра и Махаянауттаратантрашастра. Фактическая практика и происхождение махамудры можно проследить до странствующих махасиддхов во времена индийской династии Пала (760-1142), начиная с сиддха Сарахи 8-го века.

Дохи Сарахи (песни или поэмы в рифмованных двустишиях) являются самой ранней дошедшей до нас литературой по махамудре. В них пропагандируются некоторые уникальные черты махамудры, такие как важность наставлений гуру, недвойственная природа ума, и отрицание обычных средств достижения просветления, таких как медитация шаматха-випасьяна, монашество, ритуалы, тантрические практики и изучение доктрин, в пользу более прямых методов махамудры - "немедитации" и "не-действия". Эти учения также стали источником для свода наставлений, в конечном итоге известных как тибетские учения об уме, связанные с махамудрой в линии Кагью. Позже индийские и тибетские мастера, такие как Падмаваджра, Тилопа и Гампопа, включили махамудру в тантрические, монашеские и традиционные медитативные рамки.

Этимология в тантрах

Было высказано предположение, что первое использование этого термина было ок. VII века в Манджушримулакальпе, в которой это относится к жесту руки.

Этот термин упоминается все чаще по мере дальнейшего развития различных буддийских тантр, особенно в Йогатантрах, где он появляется в Таттвасамграхе (Сборнике реальности) и Ваджрашекхаре (вершине Ваджры). В этих источниках «махамудра» также обозначает жест руки, теперь связанный с тремя другими мудрами рук — мудрой действия (карма), обещанием (самайя) и дхарма-мудрой, — но также включает в себя «повторение мантр и визуализацию, которые символизируют и помогают отождествлению человека с божественной формой божества или пробужденным Разумом (бодхичиттой).

В тантрах Махайоги, таких как Гухьясамаджа тантра, махамудра имеет множество значений, включая созерцание-декламацию, способствующую несокрушимому телу, речи и уму татхагат; и объект — пустоту, посредством реализации которой «все достигается», «и оно также используется как синоним пробужденного ума, который считается «изначально нерожденным, пустым, невозникшим, несуществующим, лишенным самости, естественно сияющим и безупречным, как небо». Идея «махамудры» возникает как центральная буддийская концепция в Ануттарайога-тантрах (также известных как Йогинитантры), таких как Хеваджра, Чакрасамвара и Калачакра.

По словам Роджера Джексона, в этих тантрах махамудра имеет несколько значений. Это может относиться к практикам стадии завершения, которые работают с силами тонкого тела для создания божественной формы и «светоносной, блаженной, неконцептуальной мудрости». В этом контексте она рассматривается как высшая практика, которая превосходит и совершенствует все предыдущие и ведет к прямой реализации природы ума. Кроме того, термин махамудра может также относиться к абсолютной истине и окончательной реализации (махамудра-сиддхи) в буддийской тантре. По сути, это «великая печать», которая отмечает все явления, т.е. Таковость (татхата), пустота, неизменное блаженство за пределами объекта и субъекта, формы, мысли или выражения. Ученый-тантрист Арьядева резюмирует значение махамудры следующим образом: «обсуждение того, как достичь махамудры, влечет за собой методы медитации на самом Уме как на чем-то, имеющем пустотность в качестве своей природы».

По словам Реджинальда Рэя, термин «мудра» означает, что в опыте реальности практика каждое явление проявляется ярко, а термин «маха» («великий») относится к тому факту, что оно находится за пределами концепции, воображения и проекции.

Индийские источники

Все различные тибетские линии махамудры произошли от махасиддхов средневековой Индии (ок. 8-12 веков). Самая ранняя фигура — поэт десятого века йогин Сараха и его ученик Нагарджуна (эту тантрическую фигуру не следует путать с более ранним философом Нагарджуной). Сборники стихов и песен Сарахи, в основном написанные на языке апабхрамса, являются самыми ранними индийскими источниками учений махамудры, помимо буддийских тантр.

Среди других влиятельных индийских махасиддхов — Тилопа, его ученик Наропа и супруга Наропы Нигума. Песня Тилопы «Махамудра Гангама» — это широко распространенный короткий текст махамудры. Нигума является важным источником линии Шангпа Кагью.

Ученик Тилопы Майтрипа (ок.   1007–1085) стал главным мастером махамудры в Индии в своё время, и большинство линий передачи махамудры ведут свое начало от Майтрипы. Майтрипа был очень влиятельной фигурой одиннадцатого века, ученым и тантриком, который широко преподавал Ратнаготравибхагу, текст, который широко рассматривается как соединяющий сутрические взгляды Махаяны и Ануттарайогатантры. Он составил комментарии к буддийским дохам, а его работы включают сборник из 26 текстов по «неконцептуальной реализации» (аманасикара), которые являются ключевым индийским источником учений махамудры, сочетающих в себе сутру и тантру и обучающих мгновенному подход к пробуждению.

Майтрипа описал махамудру следующим образом:

Махамудра, то, что едино и находится за пределами ума, ясно, но безмысленно, всепроникающе и обширно, как пространство. Его аспект великого сострадания очевиден, но лишен какой-либо природы. Проявляясь ясно, как луна в воде; Она находится за пределами всех условий, границ и центра. Ничем не загрязненна, она безупречена и вне надежд и страхов. Её невозможно описать, как сон немого.

Одним из учеников Майтрипы был учёный кадампа Атиша, который обучал махамудре своего ученика Дромтонпу (1004–1063), который решил не делать махамудру частью традиции кадам. Другой ученик Майтрипы, Марпа Лоцава, также представил махамудру в Тибете, и его ученик Миларепа также является центральной фигурой этой линии. Другой важной фигурой в распространении махамудры в этом регионе является Ваджрапани, еще один ученик Майтрипы. Его ученик Асу также был учителем Речунгпы (1084-1161), одного из учеников Миларепы.

Гампопа, ключевая фигура школы Кагью, ссылается на три важных цикла индийских текстов, в которых Махамудра рассматривается как его основные источники:

  • «Семь [или восемь] текстов сиддх» (Saptasiddhiḥ, тиб . Grub pa sde bdun), которые включают «Гухьясиддхи» Падмаваджры и «Джнанасиддхи» Индрабхути.
  • «Цикл шести сердечных текстов» или «Шесть работ по сущностному смыслу» (Snying po skor Drug), включая « Дохакошу» Сарахи и «Чатурмудранискую» Нагарджунагарбхи.
  • «Цикл учений о непознании» Майтрипы ( Yid la mi byed pa 'i chos skor ).

Эта классификация существовала со времен Будона Ринчен Друба (1290-1364).

Индийские источники махамудры позднее были собраны седьмым Кармапой Чодраком Гьяцо (1454-1506) в трехтомный сборник под названием «Индийские трактаты махамудры» (тиб. Phyag rgya chen po'i rgya gzhung). Этот сборник включает в себя три вышеупомянутых сборника, а также Анавилатантру и тексты, обучающие нетантрическому «мгновенному» подходу к практике индийского мастера по имени Шакьяшрибхадра.

Тибетские традиции

Махамудра наиболее известна как учение школы Кагью тибетского буддизма. Однако школы Гелуг и Сакья также практикуют махамудру. Школа Ньингма и бонская практика Дзогчен — родственный, но отличный метод прямого введения в принцип шуньяты. Студенты Ньингмы также могут пройти дополнительное обучение махамудре, а линия передачи Палъюл Ньингма сохраняет линию «Союза махамудры и Атийоги», зародившуюся от Карма Чагме.

Традиция Кагью

Гампопа Сонам Ринчен (1079-1153), монах Кадам, который был учеником тантрического йогина-мирянина Миларепы, является ключевой фигурой в традиции Кагью. Он несет ответственность за большую часть развития монашеских учреждений Кагью и за запись учений линии передачи в письменной форме. Он синтезировал учения Махаяны Кадам с тантрическими учениями, полученными им от Миларепы, и разработал уникальную систему махамудры, которую он часто преподавал без тантрических посвящений, вместо этого полагаясь на гуру-йогу.

Махамудра определяется Гампопой как «реализация естественного состояния как осознания-пустоты, абсолютно ясного и прозрачного, без корня». Гампопа также утверждает, что махамудра – это «парамита мудрости, находящаяся за пределами мысли и выражения». От него восходит начало очень успешного мастера, который продолжал преподавать эту пятичастную систему и восемь «младших» линий передачи кагью. Эта система «пятичастной Махамудры» стала одним из основных способов передачи Махамудры в линиях передачи Кагью после Гампопы.

Традиция, следующая Гампопе, называется Дакпо Кагью. Ключевым автором этой традиции в области Махамудры является Дакпо Таши Намгьял, хорошо известный в Карма Кагью своей книгой «Лунное сияние Махамудры». Девятый Кармапа Вангчук Дордже, также написали важные тексты Махамудры. Развитием этих более поздних авторов махамудры является интеграция общих учений Махаяны о шаматхе и випашьяне как предварительных шагах к практике махамудры.

Три типа преподавания

Линия Кагью делит учения махамудры на три типа: "махамудра сутры", "махамудра тантры" и "сущностная махамудра", в формулировке, которая, по-видимому, восходит к Джамгону Конгтрулу. Сутра махамудра, как следует из названия, черпает свои философские взгляды и техники медитации из традиции сутраяны. Тантрическая махамудра использует такие тантрические техники, как туммо, йога сновидений и светоносности - три из Шести Дхарм Наропы. Сущностная махамудра основана на прямом наставлении квалифицированного ламы, известном как указующее наставление.

Путь за пределами сутры и тантры

Представители линии Кагью, такие как Гампопа, представили форму махамудры, которая, как утверждалось, превосходит пути сутраяны и ваджраяны. Согласно Карлу Бруннхольцу, Гампопа рассматривал махамудру как третий путь, не являющийся ни сутрой, ни тантрой, который он называл "путем праджни" и "путем сущности", и который "опирается на благословение и предназначен для тех, кто умен и обладает острыми способностями". "[29] Бруннхольцль добавляет, что для Гампопы путь махамудры, "принимающий непосредственное восприятие за путь", основывается на введении подлинного гуру в светящуюся дхармакайю и, таким образом:

Получив безошибочное наставление, имеющее окончательное значение, подобное этому, человек затем принимает природу ум как путь, не разделяя триаду воззрения, поведения и медитацию с точки зрения этой сути ума, в отношении которого он обрел уверенность внутри себя.

Гампопа также утверждал, что махамудра - это "высший путь, который фактически превосходит и сутру, и тантру". Бруннхольцль далее утверждает, что "на практике большинство сохранившихся учений Гампопы состоят в основном из наставлений, основанных на сутре, и завершаются Махамудрой, либо вообще не обучая пути мантры, либо упоминая о нем лишь вскользь". Традиция Кагью основывает свои учения о Махамудре на трудах таких индийских махасиддхов, как Сараха и Майтрипа. Согласно Клаусу-Дитеру Матесу,

Более поздние Кагьюпы защищали свою не специфически тантрическую или сутрическую традицию махамудры, ссылаясь на индийские источники, такие как Таттвадашакатика или Таттваватара. Они относятся к жанру литературы, который Седьмой Кармапа Чoдраг Гьятсо (1454-1506) назвал "индийскими махамудрами" (phyag chen rgya gzhung).

Доктор Мэтис исследовал практику, описанную в этих работах по махамудре, и обнаружил, что она не обязательно является тантрической. В дошах Сарахи это просто реализация сущности Ума с помощью подлинного гуру. Майтрипа (ок. 1007-1085 гг.) использует термин махамудра именно для такого подхода, таким образом, применяя изначально тантрический термин для того, что не является специфически тантрической практикой. Таким образом, для более поздних кагьюпа вполне правомерно говорить о традиции махамудры Сарахи как о изначально независимой от Сутр и Тантр. Для Майтрипы прямое постижение пустоты (или сути бытия) является связующим звеном между Сутрами и Тантрами, и именно благодаря этому мосту махамудра может быть связана с Сутрами и Тантрами. В Сутрах она принимает форму практики недеяния и умственной отрешенности, а в Тантрах занимает особое место среди четырех мудр.

Учение Кагью о махамудре стало предметом разногласий. Возможность внезапной освобождающей реализации и практика махамудры без необходимости тантрического посвящения рассматривались некоторыми критиками как противоречащие учениям буддийских тантр и как просто форма китайского чань (дзэн). Однако Дакпо Таши Намгьял прямо подтверждает, что тантрическое посвящение само по себе не является обязательным условием для пути освобождения. Он пишет: "(Гампопа) не делал тантрическое посвящение обязательным условием для получения учений Махамудры. Он говорил о методе прямого направления ученика к внутренней реальности ума... если следовать системе почтенного Гампопы в прояснении одной только Махамудры, то в этом нет необходимости ....".

Линии передачи Махамудры в Кагью

Кедруб Гелек Пелзанг, Первый Панчен-лама, выделил ряд линий передачи махамудры в соответствии с их основными практиками достижения махамудры. В своих учениях к основному тексту Первого Панчен-ламы и автокомментариях Далай-лама XIV очертил линии передачи практики Кагью следующим образом:

  • Традиция Карма Кагью "Одновременное возникновение как слияние" — это традиция, представленная Гампопой вместе с основной практикой Шести Дхарм Наропы.
  • Традиция Шангпа Кагью "Махамудра из амулета (sdong po phyag chen ga’u ma)" — эта традиция пришла от Кхьюнгпо Налджора, и ее основная практика — Шесть йог Нигумы.
  • Традиция Дрикунг Кагью "Обладание пятью" - Джигтен Гонпо основал школу и линию передачи махамудры, основная практика которой известна как пятичасная махамудра, состоящая из прибежища и бодхичитты, йоги божеств, гуру-йоги, медитации махамудры и посвящения заслуг.
  • Традиция Друкпа Кагью "Шесть сфер равного вкуса" - Цангпа Гьяре основала эту традицию, которая охватывает ряд практик, включая Шесть йог Наропы.
  • Традиция Дагпо Кагью "[Махамудра] четырех слогов" — это традиция, происходящая от Майтрипы. Четыре слога — это А-МА-НА-СИ, которые составляют санскритское слово, означающее «не принимать во внимание», и прошли через ветви Дагпо Кагью, т. е. все, что происходит от учений Тилопы, а не от учений Нигумы, которые на практике означает все, кроме Шангпа Кагью.

Махамудра в Сакья

Следуя великому толкователю и философу Сакья Пандите (1182-1251), махамудра в школе Сакья рассматривается как высшая тантрическая реализация, что означает, что практика махамудры начинается только после посвящения в тантрическую практику и практики зарождения и завершения (кьерим и дзогрим), этапы йоги божеств. В своем «Ясном различении трех обетов» (Sdom gsum rab dbye) Сакья Пандит раскритиковал нетантрические подходы махамудры-сутры учителей Кагью, таких как Гампопа, которые обучали махамудре тех, кто не получил тантрических посвящений и основывал это на Уттаратантрашастре. Он утверждал, что термин «махамудра» не встречается в сутрах, а только в высшем классе тантр и что только посредством тантрического посвящения возникает махамудра: «Наша собственная Великая Печать состоит из мудрости, возникающей из посвящения». Благодаря четырем абхишекам или посвящениям, данным квалифицированным гуру, большинство практикующих испытают подобие истинной махамудры, и лишь немногие редкие люди испытывают истинную махамудру. Посредством практики стадий зарождения и завершения, тантрик развивает это частичное понимание блаженства и пустоты в совершенно недвойственную мудрость, подлинную Махамудру, которая соответствует достижению Пути Видения, первого бхуми Бодхисаттвы.

В Сакья это прозрение, известное как махамудра, описывается по-разному: как «единство ясности и пустоты, единство осознания и пустоты, единство блаженства и пустоты», а также как «естественная реальность (chos nyid gnyug ma), которая есть пустота, обладающая совершенством всех аспектов».

Традиция Гелуг

Традиция махамудры школы Гелуг традиционно восходит к основателю школы Дже Цонкапе (1357-1419), который, как говорят, получил устную передачу от Манджушри, а также к индийским мастерам, таким как Сараха, через мастера Дрикунг Кагью Ченнга Чокьи Гьялпо, который передал учения Кагью Махамудры (вероятно, пятичастной Махамудры) Цонкапе. Джагчен Джампа Пал (1310-1391), держатель традиции джагпа учения Шангпа, также был одним из учителей Цонкапы.

Однако конкретно система Махамудры гелуг была зафиксирована только во времена Лобсанга Чокьи Гьялцена, 4-го Панчен-ламы (иногда называемого «1-м Панчен-ламой», 1570–1662 гг.), который написал коренной текст Махамудры на «Дороге мира». Завоеватели: Коренные стихи для драгоценной Геден [Гелуг] Кагью [Устная] передача Махамудры» (dGe-ldan bka'-brgyud rin-po-che'i phyag-chen rtsa-ba rgyal-ba'i gzhung-lam) и его автоматический комментарий (Yang gsal sgron me, «Лампа, вновь освещающая Махамудру»), который до сих пор широко преподается и комментируется. До этой работы сочинения гелуг по Махамудре, как правило, следовали ортодоксальным учениям Кагью. Этот текст и автокомментарий к нему стали центральным трудом по Махамудре в школе Гелуг. Нынешние 14-й Далай-лама и лама Еше - некоторые из современных деятелей гелуг, которые написали комментарии к этому ключевому тексту гелуг Махамудры.

Панчен-лама Чокьи Гьялцен сам находился под влиянием учений Кагью и хотел подражать великим сиддхам, таким как Миларепа и Шаварипа. В своем тексте он называет различные линии передачи Махамудры и Дзогчен и приходит к выводу, что «все их окончательные значения, как видно, приходят к одной и той же намеченной точке», это уровень сутры Махамудры. Однако, по его мнению, сутра Махамудра особенно связана с постепенным путем, а его представление практики прозрения (випашьяна) является уникальным в духе гелуг.

Йонгдзин Еше Гьялцен (также известный как Кхачен Еше Гьялцен, наставник Далай-ламы VIII, 1713–1793 гг.) составил комментарий к тексту Махамудры Чокьи Гьялцена, озаглавленный «Светильник ясного и превосходного пути линии устной традиции» (Yongs-'dzin ye shes rgyal mtshan). Он также комментирует Махамудру в контексте Гуру Йоги Лама Чопа.

Современный тибетский учитель Тубтен Еше поясняет: «Махамудра означает абсолютную печать, полноту, неизменность. Запечатывание чего-либо подразумевает, что вы не можете это разрушить. Махамудра не была создана и не изобретена никем, поэтому ее нельзя уничтожить. Это абсолютная реальность».

Практики и методы

Общая схема, используемая в школе Кагью, - это Основа (природа будды, пустота), Путь (практика) и Плод махамудры (состояние будды). Советы и руководство квалифицированного учителя (ламы) или гуру считаются очень важными для развития веры и интереса к Дхарме, а также для обучения и практики медитации махамудры. Чаще всего махамудре (особенно сущностной махамудре) предшествует встреча с учителем и получение указывающих указаний. Некоторые части передачи осуществляются устно, посредством посвящений (ванг) и чтением (лунг). Учащийся махамудры обычно проходит различные тантрические практики, прежде чем приступить к практикам без опоры, описанным ниже; последние классифицируются как часть сущностной махамудры.

Нёндро — это предварительные практики, общие для традиций Махамудры и Дзогчена, которые включают в себя такие практики, как созерцание четырёх мыслей, которые поворачивают ум от сансары, простирания, гуру-йогу и т.д. По словам одного ученого, большинству людей трудно начать непосредственно с практик без опоры, и они теряют при этом энтузиазм, поэтому тантрические практики служат дополнением к этим практикам. Другие развивают искренний и сильный интерес к учениям махамудры о природе ума, но сопротивляются пути тантры и ее посвящениям. Независимо от того, как вы поступаете, считается, что изучение и практика, полагаясь на сущностные наставлений линии передачи, принесут огромную пользу.

"Руководство по медитации махамудры" резюмирует типичное устное введение в махамудру основы, пути и плода:

В тибетской линии Кагью Махамудра рассматривается как сердечная суть всех учений Будды. Махамудра также означает сущность самого ума. Истинная природа ума называется основой нашего существования или основой махамудры. Путь махамудры начинается с осознания этой сущности (тиб.: ngo bo) и продолжается по мере достижения прогресса в стабилизации этого осознания. Когда признание ума таким, какой он есть (тибетский: sems nyid) становится полностью частью нашего состояния, без колебаний (тиб.: yengs med), и мы создаем эффективные средства освобождения живых существ от невежества и страданий, тогда это упоминается как махамудра плода.

Другой способ деления практики махамудры - это тантрические практики махамудры и практики сутры. Тантрические практики махамудры включают практику йоги божеств с йидамом, а также практики тонкого тела, такие как шесть дхарм Наропы, и могут выполняться только после посвящения. После предварительных практик практика сутры махамудры школы Кагью часто делится на обычные или основные медитативные практики и особые медитативные практики. Обычными практиками являются шаматха (успокоение) и випашьяна (особое прозрение). К необычным практикам относятся практики без опоры, такие как «йога одного вкуса» и «немедитация». Традиция также достигает своего пика в определенных особых практиках просветления и постпросветления.

По словам Реджинальда Рэя, практики без опоры, также называемые «Сущностной махамудрой», — это когда «человек непосредственно занимается практиками отказа от дискурсивного мышления и практиками покоя ума в ясном, светоносном осознании, которое и есть махамудра». Причина, по которой необходимы подготовительные практики и практики с опорой, такие как йога божества и випашьяна, заключается в том, что практики без опоры довольно сложны и тонки, и большинство практикующих не могут успешно войти в простую сущность ума без значительной умственной подготовки.

Четыре йоги и пять путей

В традиции Дагпо Кагью, представленной Дагпо Таши Намгьялом, Махамудра разделена на четыре отдельные фазы, известные как четыре йоги махамудры (санскр. catvāri mahamudrā Yoga, тиб.:ཕྱག་རྒྱ་ཆེན་པོའི་རྣལ་འབྱོར་བཞི།, Вайли: phyag rgya chen по'и рнал'бёр бжи ). Они заключаются в следующем:

  • однонаправленность (c. ekāgra, тиб. རྩེ་གཅིག་ rtse gcig);
  • простота (с. niṣprapānca , тиб. སྤྲོས་བྲལ་ spros bral), «свободный от сложности» или «не сложный»;
  • один вкус (с. samarasa, тиб. རོ་གཅིག་ ro gcig);
  • немедитация (с. abhāvanā, тиб. སྒོམ་ མེད་ sgom med), состояние не держания ни за объект медитации, ни за медитирующего. На этом этапе больше не нужно «медитировать» или «взращивать».

Эти стадии параллельны четырем йогам Дзогчен раздела сэмде. Согласно Целе Нацок РангдролуСветоч Махамудры»), четыре йоги махамудры соотносятся с пятью путями Махаяны (S. pañcamarga ):

Между тем Дакпо Таши Намгьял в своей книге «Лунное сияние Махамудры» соотносит их следующим образом:

  • Внешние и внутренние предварительные практики и однонаправленность: путь накопления;
  • Простота: путь применения;
  • Один вкус: пути медитации и отказа от обучения;
  • Немедитация: путь отсутствия обучения и состояния будды.

Согласно Дже Гьяре, преданному ученику Дакпо Таши Намгьяла («Лунное сияние махамудры»):

  • Однонаправленность: пути накопления и применения;
  • Простота: путь видения (первый бхуми);
  • Один вкус: пути медитации и часть пути отсутствия обучения (бхуми со второго по восьмой);
  • Немедитация: остаток пути отсутствия обучения, состояние будды (бхуми с девятого по тринадцатый).

Согласно Дрелпе Донсалу, ученику Дакпо Таши Намгьяла («Лунное сияние махамудры»):

  • Однонаправленность: пути накопления и применения;
  • Простота: путь видения (первый бхуми);
  • Один вкус: пути медитации и отказа от обучения (бхуми со второго по десятый);
  • Немедитация: состояние будды (бхуми с одиннадцатого по тринадцатый).

Обычные медитативные практики

Как и в большинстве буддийских школ медитации, основная медитативная практика махамудры делится на два подхода: шаматха («спокойствие», «пребывание в покое») и випашьяна («особое прозрение»). Это разделение содержится в наставлениях, данных Вангчуком Дордже, девятым Кармапой, в серии сочиненных им текстов; они воплощают учения, данные по практике махамудры.

Шаматха

Махамудра шаматха, часто связанная с йогой однонаправленности, содержит инструкции о том, как сидеть с правильной осанкой, называемой семичасной позой Вайрочаны. Учения шаматхи махамудры также включают инструкции о том, как работать с умом, который окружен различными препятствиями к сосредоточению, например, поднимать взгляд, когда человек чувствует себя вялым или сонным, и снова опускать его, когда человек чувствует себя чрезмерно возбужденным. Обычно преподают два типа шамадхи махамудры: шаматха с опорой и шаматха без опоры.

Махамудра шаматха с опорой предполагает использование объекта внимания, к которому медитирующий постоянно возвращает свое внимание. Вангчук Дордже упоминает, что можно использовать самые разнообразные опоры, визуальные объекты, такие как пламя свечи, а также звуки, запах и т. д.

Одна из основных техник такой шаматхи с опорой — это осознанное дыхания (Санскр: ānāpānasmṛti; Пали: ānāpānasati). Внимательность к дыханию считается глубоким средством успокоения ума и подготовки его к последующим этапам. Для Кагьюпы в контексте махамудры осознанность к дыханию считается идеальным способом для медитирующего перейти к принятию самого ума в качестве объекта медитации и генерированию випашьяны на этой основе. Современный мастер Кагью/Ньингма Чогьям Трунгпа, выражая взгляды Кагью Махамудры, писал: «Ваше дыхание — это самое близкое к картине вашего ума. В каком-то смысле оно и есть портрет вашего ума... Традиционная рекомендация в линии практиков, которая развилась в традиции Кагью-Ньингма, основана на идее смешения ума и дыхания».

Шаматха без опоры или беспредметная медитация означает отдых ума без использования конкретной точки фокусировки или объекта концентрации. По словам Реджинальда Рэя, в этой практике «глаза открыты, и человек смотрит прямо перед собой в пространство, ни к чему не направляя свой ум».

В гелуг - техники шаматхи махамудры сутры аналогичны изложению кагью.

Випашьяна

Подробные инструкции по практикам прозрения — вот что делает Махамудру (и Дзогчен) уникальной в тибетском буддизме. В Махамудра випашьяне Вангчук Дордже дает десять отдельных созерцаний, которые используются для раскрытия сущности внутреннего ума; пять практик взгляда и пять указаний на природу ума. Все они предполагают некоторый уровень спокойствия, культивируемый махамудрой шаматхи. В ретрите каждому созерцанию обычно отводятся определенные периоды времени.

Пять практик взгляда и указаний на природу ума таковы:

Взгляд на неподвижный ум. Человек постоянно смотрит на неподвижное состояние ума, возможно, задавая вопросы, чтобы пробудить осознание, например: «Какова его природа? Он совершенно неподвижен?»
Взгляд на движущийся или думающий ум. Пытаются внимательно рассмотреть возникновение, существование и исчезновение мыслей, возможно, задавая себе вопросы, чтобы лучше понять этот процесс, например: «Как он возникает? Какова его природа?»
Взгляд на ум, отражающий видимость. Рассматривают, каким образом явления внешних чувств происходят в опыте. Обычно в качестве предмета берется визуальный объект. Человек постоянно смотрит на объект, пытаясь увидеть, как эта видимость возникает в уме, и понять природу этого процесса. Возможно, задаются такие вопросы, как «Какова их природа? Как они возникают, живут и исчезают? Отличается ли их первоначальный вид от того, как они в конечном итоге поняли?»
Рассматривание ума по отношению к телу. Один исследует такие вопросы, как «Что такое разум? Что такое тело? Является ли тело нашими ощущениями? Каково отношение наших ощущений к нашему мысленному образу нашего тела?»
Одновременно смотреть на неподвижный и движущийся ум. Когда ум спокоен, человек смотрит на это, а когда ум в движении, человек смотрит на это. Исследуют, являются ли эти две стадии одинаковыми или разными, задавая такие вопросы, как: «Если они одинаковы, то в чем сходство? Если они разные, в чем разница?»
На этом основаны практики указания на природу ума. Теперь человек снова смотрит на каждого из пяти, но на этот раз неоднократно задает себе вопрос: «Что это?» В этих практиках человек пытается распознать и осознать точную природу, соответственно:

Неподвижный ум,
Движущийся или думающий ум,
Ум, отражающий видимости,
Отношения ума и тела,
Неподвижный и думающий ум вместе.

Вышеуказанные практики не имеют конкретных «ответов»; они служат для того, чтобы с течением времени провоцировать человека все более и более внимательно изучать опыт, стремясь понять, что же там на самом деле.

Гелуг Махамудра сутры, представленная Чокьи Гьялценом, практикует уникальный стиль гелуг выполнения випашьяны, основанный, прежде всего, на мадхьямаке гелуг. По словам Роджера Джексона:

В реальном сеансе медитации это включает в себя, прежде всего, анализ того, действительно ли медитирующий, достигший спокойного равновесия, может быть найден в конечном смысле. Ища медитирующего как внутри, так и вне различных элементов, человек нигде не встречает медитирующего; ища предельность в явлениях (дхармах), нигде ее не встречает. Таким образом, человек приходит к пребыванию подобному пространству осознании пустотной природы как личности, так и дхарм. Затем (или альтернативно) более тщательно исследуют, можно ли найти сам ум в предельном смысле: обнаруживается, что он имеет условную природу потока осознания и ясности, но не является ни предельностью, ни истинным существованием. Короче говоря, следует признать, что любое возникающее существующее, будь то объект ума или сам ум, является просто концептуальным, пустым и, как Чогьял цитирует своего гуру Сангье Еше, говоря: «Когда… ... вы уравновешены в этом однонаправленно, как чудесно!» (GBZL: 4a; пер. Далай-ламы и Берзина: 100; YSGM: 30b). В период между сессиями медитации (rjes thob) следует рассматривать все явления как иллюзорные (sgyu ma), существующие иначе, чем они кажутся, но в то же время следует осознавать, что их конечная пустотность не исключает их условного функционирования, любое нечто большее, чем обычное функционирование, дает им истинное существование.

Особые медитативные практики

Практика обычной медитации в конечном итоге приводит человека к йоге простоты, которая, по мнению Гампопы, заключается в «понимании сущностного состояния осознания [однонаправленности] как невозникновения [пустоты], которое превосходит концептуальные виды реальности и нереальности». Человек видит все явления такими, какие они есть, неконцептуально, за пределами крайностей существования и несуществования.

Один вкус

Согласно Гампопе, йога одного вкуса — это «понимание различных явлений как единых с точки зрения их внутренней природы».

Пхагмо Друпа говорит:

Медитируя на единстве природы всех вещей, медитирующий познает один вкус всех этих вещей. Разнообразие явлений и их отсутствия, ума и пустоты, пустоты и отсутствие пустоты — всё имеет один вкус, неотличимый в своей внутренней пустоте. Понимание и непонимание одного вкуса; Медитация и немедитация неотличимы; Медитация и отсутствие медитации объединены в один вкус; распознавание и отсутствие распознавания – это один вкус в пространстве реальности.

Немедитация

Гампопа утверждает, что немедитация — это «непрерывное осознание союза видимости и пустоты».

Пхагмо Друпа говорит:

Совершенствуя эту стадию [немедитации], медитатор достигает обнаженного, лишенного поддержки осознания. Это неразличающее осознание и есть медитация! Преодолевая двойственность медитации и медитирующего, внешней и внутренней реальности, медитирующее осознание растворяется в своей сияющей ясности. Выходя за пределы интеллекта, он лишен двойственности медитации и постмедитации. Такова природа ума.

Основные работы по махамудре

Основные исходные тексты индо-тибетской традиции Махамудры, найденные в тибетском буддийском каноне. (Д - Дэге Кангьюр и Тенгьюр)

Индийские работы

  • Ратнаготравибхага и связанные с ней комментарии;
  • Дохи Сарахи и другие стихи (около 8 века н.э.).
  • Махамудра Гангама Тилопы (988–1069) и Сокровищница дох
  • «Семь [или восемь] текстов сиддх» (Saptasiddhiḥ, тиб . Grub pa sde bdun):
  • Гухьясиддхи Падмаваджры (Д 2217);
  • Праджнопаявинискаясиддхи Анангаваджры (DK 2218);
  • Джнянасиддхи Индрабхути (Д 2219);
  • Адваясиддхи Лакшми (Д 2220);
  • Вьяктабхавасиддхи Улаваджры;
  • Махагухьятатвопадеша Дарики (Д 2221);
  • Вьяктабхаванугататтвасиддхи Сахаджайогини Чинты (Д 2222);
  • Сахаджасиддхи Домбхи Херуки (Д 2223);
  • «Цикл шести сердечных текстов» или «Шесть работ по сущностному смыслу» (Snying po skor drug);
  • Дохакошагити Сараха (Д 2224);
  • Чатурмудранишчья Нагарджуны (Д 2225);
  • Читтаваранавишодхана Арьядевы (Д 1804);
  • Праджняджнянапракаша Дивакарачандры (Д 2226);
  • Стхитисамаша Сахаджаваджры (Д 2227);
  • Ачинтьякрамопадеша Котали (Д 2228);
  • Цикл [26] текстов Майтрипы по неконцептуальной реализации (amanasikara).

Тибетские работы

Шесть слов совета Тилопы

Тилопа был махасиддхом из Бенгалии, разработавшим метод махамудры около 1000 года н. э. который передал Наропе, своему преемнику, учение о медитации махамудры, названное «Шесть слов совета».

В следующей таблице дан перевод Шести слов совета Тилопы.

Шесть слов совета Тилопы
Первый короткий дословный перевод Более поздний длинный пояснительный перевод Тибетский язык (транслитерация Вайли)
1 Не вспоминай Отпусти то, что прошло mi mno
2 Не воображай Отпусти то, что может прийти mi bsam
3 Не думай Отпусти то, что происходит сейчас mi shes
4 Не исследуй Не пытайся что-либо выяснить mi dpyod
5 Не контролировать Не пытайся что-то сделать mi sgom
6 Покойся Расслабься прямо сейчас в покое rang sar bzhag