Пратимокша сутра

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску

Пратимокша сутра или Сутра индивидуального освобождения (санскр. prātimokshasutra; Тиб., Wyl. sor thar pa'i mdo ) о Винае Будды Шакьямуни - это сутра, включенная в число так называемых "Тринадцати великих текстов", которые составляют ядро учебного плана в большинстве шедр и на которые Кхенпо Шенга давал комментарии.


Словом «Пратимокша» обычно обозначается свод правил поведения буддийских монахов, установленный, согласно традиции, самим Буддой. «Пратимокша-сутра», входящая в состав палийского канона, содержит 227 правил. Эти правила касались, практически, всех сторон монашеской жизни, согласно этим правилам функционировали все локальные буддийские монашеские общины.
«Пратимокша-сутра» классифицирует правила поведения по восьми разделам:
1. Раздел параджика - поражение (исключение из общины);
2. Раздел сангхадисеса - требующее начального (ади) и последующего (сеса) собрания общины;
3. Раздел анията - неопределённое (т.е. результат зависит от решения общины);
4. Раздел ниссаггия пачиттия - требующее расплаты и признания;
5. Раздел пачиттия - требующее признания;
6. Раздел патидесания - требующее признания /определённой формы/;
7. Раздел секхия - инструкции;
8. Раздел адхикарана саматха - правила рассмотрения спорных вопросов, возникающих в общине.

Система наказаний, предусмотренная правилами, состоит из четырёх главных видов, изменяющихся от окончательного и безоговорочного изгнания из сангхи до простого признания в присутствии другого монаха.
Монах, который совершил один из четырёх самых серьезных проступков, входящих в раздел параджика, автоматически лишается монашеского звания. Монах считается исключённым из сангхи окончательно и бесповоротно, в этой жизни он не может снова вступить в общину.
Если монах нарушает одно из следующих по важности правил - правила сангхадисеса, он должен уведомить общину о своём проступке; при этом на него накладывается шестидневный период наказания.
Нарушение правил ниссаггия пачиттия связано с каким-либо предметом, который монах приобрёл или использовал неправильным образом. Вина за такое нарушение, так же как за нарушение правил разделов пачиттия и патидесания, снимается через простое признание перед одним монахом или всей общиной.
Различие между двумя последними разделами состоит лишь в том, что в разделе патидесания форма публичного признания зафиксирована в самом тексте правил Пратимокши.
Не все разделы Пратимокши связаны с конкретными видами наказаний. Правила анияты дают направление для решения неопределённых случаев. Правила секхии имеют отношение прежде всего к этикету поведения и просто утверждают, что следует вести себя определённым образом. Правила адхикарана саматха являются скорее не правилами, а принципами, в соответствии с которыми следует решать вопросы, возникающие в общине.