Дзогчен: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) (г) |
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Дзогчен''' или ''' | '''Дзогчен''' или '''Дзогпа Ченпо''' (Вайли: rdzogs pa chen po, Skt. mahasandhi) - Великое Совершенство, [[Атийога]](кит.-大圆满) | ||
== Этимология Дзогчен == | == Этимология Дзогчен == | ||
Строка 5: | Строка 5: | ||
В тибетской буддийской традиции наиболее глубокими и широко практикуемыми являются учения Ваджраяны. В рамках этой мощной системы искусных средств высшие воззрения и наиболее мощные методы находятся в учениях и практиках Дзогчена, Великого Совершенства. Эти наставления считаются вершиной учения и самым прямым путем к осознанию природы ума и реальности мира. | В тибетской буддийской традиции наиболее глубокими и широко практикуемыми являются учения Ваджраяны. В рамках этой мощной системы искусных средств высшие воззрения и наиболее мощные методы находятся в учениях и практиках Дзогчена, Великого Совершенства. Эти наставления считаются вершиной учения и самым прямым путем к осознанию природы ума и реальности мира. | ||
Наставления линии Дзогчен используются для того, чтобы прямо указать на природу ума и привнести опыт просветления в нашу обычную жизнь. Поэтому эти учения известны как «сущностные наставления» — чистая квинтесенция мудрости, которая преодолевает всё неведение и сразу переходит к сути. Есть поговорка: «Не ходи вокруг да около», означающая: «Перейди к | Наставления линии Дзогчен используются для того, чтобы прямо указать на природу ума и привнести опыт просветления в нашу обычную жизнь. Поэтому эти учения известны как «сущностные наставления» — чистая квинтесенция мудрости, которая преодолевает всё неведение и сразу переходит к сути. Есть поговорка: «Не ходи вокруг да около», означающая: «Перейди к сути». Это о Дзогчен. | ||
Во многих отношениях эти учения выходят за рамки Священных Писаний и формальных духовных техник. Эти две вещи имеют свое место, поскольку важно изучать Священные Писания и медитировать шаг за шагом. Тем не менее, в какой-то момент нам также необходимо напрямую соединиться с природой ума. Мы должны достичь решающей точки — состояния просветления — и прыгнуть прямо к переживанию и осознанию истинной природы нашего ума. | Во многих отношениях эти учения выходят за рамки Священных Писаний и формальных духовных техник. Эти две вещи имеют свое место, поскольку важно изучать Священные Писания и медитировать шаг за шагом. Тем не менее, в какой-то момент нам также необходимо напрямую соединиться с природой ума. Мы должны достичь решающей точки — состояния просветления — и прыгнуть прямо к переживанию и осознанию истинной природы нашего ума. | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
[[Падмасамбхава]], известный как Рожденный из Лотоса, пришел в Тибет в восьмом веке, принеся с собой учение Дзогчен. [[Падмасамбхава]], [[Вималамитра]] и тибетский переводчик [[Вайрочана]] (который ходил в Индию для обучения) - это мастера, которые несут основную ответственность за принесение учений Дзогчен из Индии на землю Тибета. Со времен Падмасамбхавы ведется непрерывная передача учений и практики Дзогчен. Эти учения передавались великими мастерами, такими как [[Патрул Ринпоче]], вплоть до наших дней. И по ныне живет множество мастеров Дзогчен. | [[Падмасамбхава]], известный как Рожденный из Лотоса, пришел в Тибет в восьмом веке, принеся с собой учение Дзогчен. [[Падмасамбхава]], [[Вималамитра]] и тибетский переводчик [[Вайрочана]] (который ходил в Индию для обучения) - это мастера, которые несут основную ответственность за принесение учений Дзогчен из Индии на землю Тибета. Со времен Падмасамбхавы ведется непрерывная передача учений и практики Дзогчен. Эти учения передавались великими мастерами, такими как [[Патрул Ринпоче]], вплоть до наших дней. И по ныне живет множество мастеров Дзогчен. | ||
== Ньингтик: Сердечная сущность == | |||
Сокровенные, наиболее существенные учения Дзогчен, принесенные в Тибет [[Вималамитра|Вималамитрой]] и [[Падмасамбхава|Падмасамбхавой]], были сокрыты как сокровище, или терма, для будущих поколений. Позже их раскрыли [[Дангма Лунгьял]] и [[Пема Ледрел Цел]] соответственно. Учения Ньингтик или «Сердечная Сущность» Вималамитры стали известны как [[Вима Ньингтиг|Вима Ньингтик]] (Сердечная Сущность Вималамитры), а учения Падмасамбхавы известны как Падма или [[Кхандро Ньингтиг|Кхандро Ньингтик]] (Сердечная Сущность Дакини). | |||
Эти два коренных собрания священных писаний послужили основой для более позднего развития традиций [[Ньингтик]], а также для последующего составления двух комплектов комментаторской литературы великим мастером Дзогчен [[Лонгчен Рабжампа|Лонгченом Рабджамом]]. Его комментарии к [[Вима Ньингтиг|Вима Ньингтик]] стали известны как [[Лама Янгтиг|Лама Янгтик]] (Сущность Гуру), а те, что относятся к [[Кхандро Ньингтиг|Кхандро Ньингтик]], называются [[Кхандро Янгтиг|Кхандро Янгтик]] (Сущность Дакини). Два коренных и два поясняющих свода известны под общим названием [[Ньингтиг Ябши|«Четыре Части Сердечной Сущности»]]. | |||
Существуют три различные традиции классификации этих четырех. | |||
*Основной способ классификации Четверичной Сердечной Сущности включает (1) Вима Ньингтик; (2) Кхандро Ньингтик; (3) Лама Янгтик; и (4) Кхандро Янгтик. *Вторая классификация включает (1) Вима Ньингтик; (2) Лама Янгтик; (3) Кхандро Ньингтик и Кхандро Янгтик считаются за один; и (4) Карма Ньингтик, исходящая от [[III Кармапа Рангджунг Дордже|Третьего Кармапы, Рангджунга Дордже]]. | |||
*Третий способ классификации этих четырех, согласно мастерам Дзогчен Конгпо Дзогченпе и Ригдзину Цевангу Норбу, включает (1) Вима Ньингтик; (2) Лама Янгтик; (3) Кхандро Ньингтик и Кхандро Янгтик считаются за один; и (4) Дорсем Ньингтик. | |||
Эти писания составляют одно из самых известных собраний трактатов Дзогчен, озаглавленное [[Ньингтиг Ябши|«Ньингтик Ябши»]], или «Четыре Части Сердечной Сущности». | |||
[[Категория:Толкования]] | [[Категория:Толкования]] |
Текущая версия от 18:46, 17 января 2024
Дзогчен или Дзогпа Ченпо (Вайли: rdzogs pa chen po, Skt. mahasandhi) - Великое Совершенство, Атийога(кит.-大圆满)
Этимология Дзогчен
В тибетской буддийской традиции наиболее глубокими и широко практикуемыми являются учения Ваджраяны. В рамках этой мощной системы искусных средств высшие воззрения и наиболее мощные методы находятся в учениях и практиках Дзогчена, Великого Совершенства. Эти наставления считаются вершиной учения и самым прямым путем к осознанию природы ума и реальности мира.
Наставления линии Дзогчен используются для того, чтобы прямо указать на природу ума и привнести опыт просветления в нашу обычную жизнь. Поэтому эти учения известны как «сущностные наставления» — чистая квинтесенция мудрости, которая преодолевает всё неведение и сразу переходит к сути. Есть поговорка: «Не ходи вокруг да около», означающая: «Перейди к сути». Это о Дзогчен.
Во многих отношениях эти учения выходят за рамки Священных Писаний и формальных духовных техник. Эти две вещи имеют свое место, поскольку важно изучать Священные Писания и медитировать шаг за шагом. Тем не менее, в какой-то момент нам также необходимо напрямую соединиться с природой ума. Мы должны достичь решающей точки — состояния просветления — и прыгнуть прямо к переживанию и осознанию истинной природы нашего ума.
Термин «Дзогчен» можно перевести на английский язык по-разному: как Великое Завершение, Великое Совершенство и Великое Истощение. Это называется Великим Завершением, потому что природа ума наделена всеми просветленными качествами и все внутри него завершено. Все завершено на этом пути, в этих инструкциях. Если мы соотнесем это с нашим индивидуальным путем и практикой, это означает, что сам ум полностью пробужден с самого начала. Он полон подлинных качеств состояния будды.
Это называется Великим Совершенством, потому что природа ума и природа мира совершенны с самого начала. В истинной природе ума нет загрязнений. Все случайные пятна являются временными. Истинная природа или реальность ума совершенна; она по своей сути чиста. На языке Дзогчен эта природа называется изначальной чистотой — вам не нужно выходить за рамки своего непосредственного опыта, чтобы найти какую-то другую мысль или эмоцию, более священную, более чистую.
Это называется Великим Истощением, потому что, во-первых, с точки зрения пути плода все нечистоты ума истощаются и уничтожаются; и, во-вторых, с точки зрения истинной природы ума, эти нечистоты никогда не имели истинного существования. В действительности они не имеют истинной сущности. Это всего лишь спутанные проявления наших мыслей. С положительной точки зрения мы говорим, что они изначально чисты, а с точки зрения отрицания - что они изначально несуществуют.
Линия Дзогчен
Учения Дзогчен зародились в царстве высшего просветления Аканишта, где изначальный будда Самантабхадра передал их пробужденным проявлениям будд и бодхисаттв благодаря своей великой мудрости и состраданию. Самантабхадра известен как будда дхармакаи. Дхармакая означает "тело истины", или подлинное тело абсолютной истины. Будда дхармакайи изображается голубого цвета, что символизирует обширное, неизменное пространство, которое является основой всех проявлений, основой всех явлений и источником всех Дхарм. Он также изображается обнаженным, без одеяний и украшений, символизируя изначальную реальность явлений, конечную истину за пределами любых концептуальных или философских одежд - за пределами любого дуалистического выражения. Будда дхармакайя символизирует сердце просветления, которое выходит за пределы формы и физического существования.
Учения Дзогчен передаются из просветленной сущности дхармакая-будды в более проявленную форму, известную как самбхогакая-будда, которым в данном случае является будда Ваджрасаттва. Самбхогакайя означает "тело наслаждения". В этом царстве царит ощущение полной радости и полного богатства: богатства дхармы, богатства мудрости и богатства сострадания, которые проявляются бесконечно, без каких-либо ограничений. Это не просто богатство для себя; это богатство, проявляющееся для других живых существ. Таким образом, наслаждение здесь указывает как на опыт просветленных существ, так и на опыт тех, кто соприкасается с этим аспектом реальности, поскольку они также получают пользу от этого богатства дхармы, радости и мудрости. Чтобы показать богатство этого царства, самбхогакая-будда Ваджрасаттва изображается в сложных украшениях и шелковых одеждах. Он предстает в белом цвете, символизируя качества светимости и ясности. Если при взгляде в пространство оно кажется темно-синим, то самбхогакайя проявляется как сияние, подобное свету луны или солнца. Таким образом, в пространстве дхармакайи мы видим такие качества самбхогакаи, как яркость, богатство, тепло и ясность. Согласно учению, будда Ваджрасаттва постоянно передает учения Дзогчен в пространстве самбхогакаи пяти семействам будд.
Из царства самбхогакаи линия нисходит от Ваджрасаттвы к нирманакая-будде, что означает "будда проявления". Нирманакая-будда может проявляться в человеческом царстве в виде человека, как Будда Шакьямуни. Первым и самым значительным мастером Дзогчена в этом мире был великий видьядхара, или "мастер осознавания", Гараб Дордже, который родился в местечке Оддияна на северо-западе Индии. В великом чертоге Пылающей горы Гараб Дордже получил от Ваджрасаттвы полную передачу и ключевые наставления Дзогчен.
Таким образом, учения Дзогчен исходили из высшей сферы реальности, просветленной природы самого ума, и с помощью великой мудрости и сострадания передавались в этот мир. Видьядхара Гараб Дордже вместе с дакини мудрости собрал и составил все тантры Дзогчен, разделив их на 6 400 000 стихов.
В храме Великая Роща этот видьядхара встретил своего главного ученика и будущего наследника Дхармы, Манджушримитру, с которым он провел много лет. Ему он передал полный цикл учений Дзогчен. Перед уходом в паринирвану Гараб Дордже передал своему преемнику свое последнее, великое завещание - "Три завета", в котором все тантры дзогчен сведены к трем лаконичным принципам.
После паринирваны своего гуру Манджушримитра классифицировал 6 400 000 стихов тантр Дзогчен по трем разделам:
- внешний раздел - семдэ, "раздел ума"
- внутренний раздел - лонгдэ, "раздел пространства"
- тайный раздел - менгагде, "раздел ключевых наставлений".
В месте кремации Сосалинг Манджушримитра встретил своего главного ученика Шри Сингху и передал весь спектр учений Дзогчен своему наследнику Дхармы. Уходя из этого мира, Манджушримитра оставил Шри Сингхе свое последнее завещание, которое стало известно как "Шесть опытов медитации".
Затем Шри Сингха классифицировал третью категорию, раздел ключевых наставлений, на четыре части:
- Внешний цикл, который подобен физическому телу
- Внутренний цикл, который подобен глазам
- Тайный цикл, который подобен сердцу
- Чрезвычайно секретный непревзойденный Ньингтик, или "Сердечная сущность", который подобен всему телу, в котором все завершено.
Шри Сингха встретил своего главного ученика, Джнанасутру, которому он передал Сердечную Сущность учений Дзогчен. Шри Сингха также передал учение о Сердечной Сущности Падмасамбхаве на кладбище Парусакавана (rtsub 'gyur tshal). Перед смертью он передал Джнанасутре свое последнее завещание, озаглавленное "Семь гвоздей". Затем Джнанасутра передал линию своему ученику Вималамитре. Джнанасутра также оставил Вималамитре свое последнее завещание под названием "Шесть методов расслабления".
Падмасамбхава, известный как Рожденный из Лотоса, пришел в Тибет в восьмом веке, принеся с собой учение Дзогчен. Падмасамбхава, Вималамитра и тибетский переводчик Вайрочана (который ходил в Индию для обучения) - это мастера, которые несут основную ответственность за принесение учений Дзогчен из Индии на землю Тибета. Со времен Падмасамбхавы ведется непрерывная передача учений и практики Дзогчен. Эти учения передавались великими мастерами, такими как Патрул Ринпоче, вплоть до наших дней. И по ныне живет множество мастеров Дзогчен.
Ньингтик: Сердечная сущность
Сокровенные, наиболее существенные учения Дзогчен, принесенные в Тибет Вималамитрой и Падмасамбхавой, были сокрыты как сокровище, или терма, для будущих поколений. Позже их раскрыли Дангма Лунгьял и Пема Ледрел Цел соответственно. Учения Ньингтик или «Сердечная Сущность» Вималамитры стали известны как Вима Ньингтик (Сердечная Сущность Вималамитры), а учения Падмасамбхавы известны как Падма или Кхандро Ньингтик (Сердечная Сущность Дакини).
Эти два коренных собрания священных писаний послужили основой для более позднего развития традиций Ньингтик, а также для последующего составления двух комплектов комментаторской литературы великим мастером Дзогчен Лонгченом Рабджамом. Его комментарии к Вима Ньингтик стали известны как Лама Янгтик (Сущность Гуру), а те, что относятся к Кхандро Ньингтик, называются Кхандро Янгтик (Сущность Дакини). Два коренных и два поясняющих свода известны под общим названием «Четыре Части Сердечной Сущности».
Существуют три различные традиции классификации этих четырех.
- Основной способ классификации Четверичной Сердечной Сущности включает (1) Вима Ньингтик; (2) Кхандро Ньингтик; (3) Лама Янгтик; и (4) Кхандро Янгтик. *Вторая классификация включает (1) Вима Ньингтик; (2) Лама Янгтик; (3) Кхандро Ньингтик и Кхандро Янгтик считаются за один; и (4) Карма Ньингтик, исходящая от Третьего Кармапы, Рангджунга Дордже.
- Третий способ классификации этих четырех, согласно мастерам Дзогчен Конгпо Дзогченпе и Ригдзину Цевангу Норбу, включает (1) Вима Ньингтик; (2) Лама Янгтик; (3) Кхандро Ньингтик и Кхандро Янгтик считаются за один; и (4) Дорсем Ньингтик.
Эти писания составляют одно из самых известных собраний трактатов Дзогчен, озаглавленное «Ньингтик Ябши», или «Четыре Части Сердечной Сущности».