Дзогчен Шри Сингха: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Дзогчен Кхенпо Чога о шедре Шри Симха == Чтобы понять, как тибетские ученые пишут комментарии к Бодхисаттва-чарьяватаре, нужно взглянуть на их образовательную систему. Со времен Наланды Бодхисаттва-чарьяватара преподавалась элитной группой узкоспец...») |
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показано 9 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Изображение:DzogchenShriSimgha.jpg|мини|справа|400px|Шри Сингха Шедра далеко в горах, окружающими монастырь Дзогчен]] | |||
'''Шри Сингха Шедра (тиб. ཤྲཱི་སིམཧ་བཤད་གྲྭ, Вайли: shrI simha bshad grwa)''' | |||
== Дзогчен Кхенпо Чога о шедре Шри Симха == | == Дзогчен Кхенпо Чога о шедре Шри Симха == | ||
Чтобы понять, как тибетские ученые пишут комментарии к Бодхисаттва-чарьяватаре, нужно взглянуть на их образовательную систему. Со времен Наланды Бодхисаттва-чарьяватара преподавалась элитной группой узкоспециализированных монахов-ученых исключительно мужской аудитории ученых-монахов. Дидактическим языком, используемым в шедре Шри Симха, был и остается классический буддийский тибетский язык, очень технический жаргон, понятный только тем, кто прошел обучение в обширной области буддийской философии и науки. Тибетские комментарии к «Бодхисаттва-чарьяватаре» отражают этот огромный диапазон знаний и тем самым заставляют читателя искать руководства у представителей тибетской схоластической традиции. | Чтобы понять, как тибетские ученые пишут комментарии к [[Бодхичарьяаватара|Бодхисаттва-чарьяватаре]], нужно взглянуть на их образовательную систему. Со времен Наланды Бодхисаттва-чарьяватара преподавалась элитной группой узкоспециализированных монахов-ученых исключительно мужской аудитории ученых-монахов. Дидактическим языком, используемым в шедре Шри Симха, был и остается классический буддийский тибетский язык, очень технический жаргон, понятный только тем, кто прошел обучение в обширной области буддийской философии и науки. Тибетские комментарии к «Бодхисаттва-чарьяватаре» отражают этот огромный диапазон знаний и тем самым заставляют читателя искать руководства у представителей тибетской схоластической традиции. | ||
Студентами шедре Шри Симха являются исключительно монахи, которые принимают обеты в возрасте восемнадцати лет и могут затем принять полные обеты в возрасте двадцати лет. Если они завершат строгий семнадцатилетний учебный план обучения и практики, они могут быть назначены кхенпо и, возможно, отправлены в другой монастырь для поддержания там традиции монашеской дисциплины и философской традиции. | '''Студентами шедре Шри Симха являются исключительно монахи''', которые принимают обеты в возрасте восемнадцати лет и могут затем принять полные обеты в возрасте двадцати лет. Если они завершат строгий семнадцатилетний учебный план обучения и практики, они могут быть назначены кхенпо и, возможно, отправлены в другой монастырь для поддержания там традиции монашеской дисциплины и философской традиции. | ||
Самый лучший ученик часто назначается '''Кхенчен Трипа''' (mkhen chen khri pa), титул, означающий «Великий наставник, держащий трон», а затем назначается на четыре года главным учителем в шедре Шри Симха. Четырехлетний срок полномочий Кхенчен Трипы не может быть ни продлен, ни повторен на следующий четырехлетний срок. | Самый лучший ученик часто назначается '''Кхенчен Трипа''' (mkhen chen khri pa), титул, означающий «Великий наставник, держащий трон», а затем назначается на четыре года главным учителем в шедре Шри Симха. Четырехлетний срок полномочий Кхенчен Трипы не может быть ни продлен, ни повторен на следующий четырехлетний срок. | ||
Кхенчен Трипа не только отвечает за духовное образование монахов, но также преподает в шедре Шри Симха и поддерживает монашескую дисциплину как в шедре, так и в монастыре (Монашескую дисциплину в монастыре Дзогчен поддерживают четыре наставника [dge skos bzhi], два тайных информатора [tho rdzi gnyis] и 24 помошника монаха [lha g.yog gnyis bcu rtsa bzhi]). Кроме того, он председательствует на проводимых раз в два месяца пошадхе [gso sbyong] (ежемесячный ритуал исправления монашеских обетов) для монахов и является главным учителем ежегодного «Семинара Бодхисаттва-чарьяватара», который проходит в «огороженном саду Сангха» рядом с монастырем Дзогчен. Кхенчен Трипа в Шедре Шри Симха преподает, сидя на специальном троне, называемом «Драгоценный | Кхенчен Трипа не только отвечает за духовное образование монахов, но также преподает в шедре Шри Симха и поддерживает монашескую дисциплину как в шедре, так и в монастыре (Монашескую дисциплину в [[Монастырь Дзогчен|монастыре Дзогчен]] поддерживают четыре наставника [dge skos bzhi], два тайных информатора [tho rdzi gnyis] и 24 помошника монаха [lha g.yog gnyis bcu rtsa bzhi]). Кроме того, он председательствует на проводимых раз в два месяца пошадхе [gso sbyong] (ежемесячный ритуал исправления монашеских обетов) для монахов и является главным учителем ежегодного «Семинара Бодхисаттва-чарьяватара», который проходит в «огороженном саду Сангха» рядом с монастырем Дзогчен. Кхенчен Трипа в Шедре Шри Симха преподает, сидя на специальном троне, называемом '''«Драгоценный трон наставника, исполняющий желания»'''. Первыми учениками, получившими пост Кхенчен Трипа, были Кхенчен Пема Дордже и [[Патрул Ринпоче]]. | ||
Многие кенпо вступают в строгий ретрит после завершения семнадцатилетнего обучения. Во время обучения в шедре Шри Симха они посвящают 75 процентов своего времени учебе и 25 процентов медитации. Позже, оставаясь в ретритном центре монастыря Дзогчен, они практикуют 75 процентов времени и посвящают 25 процентов изучению. Таким образом, они всегда поддерживают правильный баланс между учебой и практикой. | Многие кенпо вступают в строгий ретрит после завершения семнадцатилетнего обучения. Во время обучения в шедре Шри Симха они посвящают 75 процентов своего времени учебе и 25 процентов медитации. Позже, оставаясь в ретритном центре монастыря Дзогчен, они практикуют 75 процентов времени и посвящают 25 процентов изучению. Таким образом, они всегда поддерживают правильный баланс между учебой и практикой. | ||
Строка 18: | Строка 20: | ||
На самом высоком уровне '''Махапандита''' — это самый возвышенный из учёных. Это звание зарезервировано для тех, кто знает и преподает философские тексты, а также основные и второстепенные науки, а также кто написал комментарии к трактатам по всем пяти основным и малым наукам. | На самом высоком уровне '''Махапандита''' — это самый возвышенный из учёных. Это звание зарезервировано для тех, кто знает и преподает философские тексты, а также основные и второстепенные науки, а также кто написал комментарии к трактатам по всем пяти основным и малым наукам. | ||
Среди тех, кто достиг этого высокого уровня схоластики, есть мастера: | Среди тех, кто достиг этого высокого уровня схоластики, есть мастера: [[Геце Пандита Гьюрме Цеванг Чокдруб|Геце Махапандита]], Шечен Онтрул Гьюрме Тубтоб Намгьял, [[Джамгон Конгтрул Лодро Тае|Конгтрул Лодро Тхайе]] и [[Мипам Ринпоче|Мипхам Ринпоче]]. | ||
Главным ответственным за учебную программу в Шри Симха Шедре был Гьялсе Шенпхен Тайе. Он много путешествовал по Тибету, Китаю и Индии и посетил многие буддийские университеты всех школ. Монастырь Миндролинг и монастырь Дзогчен были среди многих мест, где он учился. | Главным ответственным за учебную программу в Шри Симха Шедре был [[Гьелсе Шенпен Тае Озер|Гьялсе Шенпхен Тайе]]. Он много путешествовал по Тибету, Китаю и Индии и посетил многие буддийские университеты всех школ. [[Монастырь Миндролинг]] и [[Монастырь Дзогчен|монастырь Дзогчен]] были среди многих мест, где он учился. Основываясь на обширных знаниях, полученных им в ходе путешествий и учебы, [[Гьелсе Шенпен Тае Озер|Гьялсе Шенпен Тае]] затем разработал учебную программу [mdzad rim] шедры Дзогчен Шри Симха. | ||
[[Гьелсе Шенпен Тае Озер|Гьялсе Шенпен Тае]] в основном преподавал «тринадцать великих трактатов индийских мастеров» [gzhung chen bcu gsum], которые будут подробно объяснены ниже. Он изучал их в основном у Сенгтрука Пема Траши и подробно преподавал им своим ученикам [[Патрул Ринпоче|Патрулу Ринпоче]] и Кхенчену Пема Дордже, а также в некоторой степени своему молодому племяннику Онпо Ургьену Тендзину Норбу. | [[Гьелсе Шенпен Тае Озер|Гьялсе Шенпен Тае]] в основном преподавал «тринадцать великих трактатов индийских мастеров» [gzhung chen bcu gsum], которые будут подробно объяснены ниже. Он изучал их в основном у Сенгтрука Пема Траши и подробно преподавал им своим ученикам [[Патрул Ринпоче|Патрулу Ринпоче]] и Кхенчену Пема Дордже, а также в некоторой степени своему молодому племяннику Онпо Ургьену Тендзину Норбу. | ||
Кхенчен Пема Дордже составил правила и учебный план для Шри | Кхенчен Пема Дордже составил правила и учебный план для Шри Симгха шедры, изложенные [[Гьелсе Шенпен Тае Озер|Гьялсе Шенпен Тайе]]. Палтрул Ринпоче передал полное учение Гьялсе Шенпен Тайе Он Ургьену Тендзину Норбу. Он Ургьен Тендзин Норбу, в свою очередь, передал полную линию объяснений, полученную им от [[Патрул Ринпоче|Палтрула Ринпоче]], [[Кхенпо Шенга]]. [[Кхенпо Шенга]] написал знаменитые аннотированные комментарии к "[[Тринадцать великих текстов|тринадцати великим трактатам индийского происхождения]]", а также к дополнительным текстам. Впоследствии "тринадцать великих учебников" всегда преподавались в Шри Сигха шедре на основе аннотаций Кхенпо Шенги. Кхенпо Шенга писал свои аннотации, основываясь на линии объяснений, которая дошла до него от вышеупомянутых мастеров. Даже сейчас ученики Шри Сигха шедры должны выучить наизусть все "[[Тринадцать великих текстов|тринадцать великих трактатов]]". | ||
==Внешние ссылки== | |||
*[http://www.dzogchenmonastery.org/monastic_university.html История Дзогчен монастыря] | |||
*{{TBRC|G3219|TBRC profile}} |
Текущая версия от 03:06, 17 апреля 2024
Шри Сингха Шедра (тиб. ཤྲཱི་སིམཧ་བཤད་གྲྭ, Вайли: shrI simha bshad grwa)
Дзогчен Кхенпо Чога о шедре Шри Симха
Чтобы понять, как тибетские ученые пишут комментарии к Бодхисаттва-чарьяватаре, нужно взглянуть на их образовательную систему. Со времен Наланды Бодхисаттва-чарьяватара преподавалась элитной группой узкоспециализированных монахов-ученых исключительно мужской аудитории ученых-монахов. Дидактическим языком, используемым в шедре Шри Симха, был и остается классический буддийский тибетский язык, очень технический жаргон, понятный только тем, кто прошел обучение в обширной области буддийской философии и науки. Тибетские комментарии к «Бодхисаттва-чарьяватаре» отражают этот огромный диапазон знаний и тем самым заставляют читателя искать руководства у представителей тибетской схоластической традиции.
Студентами шедре Шри Симха являются исключительно монахи, которые принимают обеты в возрасте восемнадцати лет и могут затем принять полные обеты в возрасте двадцати лет. Если они завершат строгий семнадцатилетний учебный план обучения и практики, они могут быть назначены кхенпо и, возможно, отправлены в другой монастырь для поддержания там традиции монашеской дисциплины и философской традиции.
Самый лучший ученик часто назначается Кхенчен Трипа (mkhen chen khri pa), титул, означающий «Великий наставник, держащий трон», а затем назначается на четыре года главным учителем в шедре Шри Симха. Четырехлетний срок полномочий Кхенчен Трипы не может быть ни продлен, ни повторен на следующий четырехлетний срок.
Кхенчен Трипа не только отвечает за духовное образование монахов, но также преподает в шедре Шри Симха и поддерживает монашескую дисциплину как в шедре, так и в монастыре (Монашескую дисциплину в монастыре Дзогчен поддерживают четыре наставника [dge skos bzhi], два тайных информатора [tho rdzi gnyis] и 24 помошника монаха [lha g.yog gnyis bcu rtsa bzhi]). Кроме того, он председательствует на проводимых раз в два месяца пошадхе [gso sbyong] (ежемесячный ритуал исправления монашеских обетов) для монахов и является главным учителем ежегодного «Семинара Бодхисаттва-чарьяватара», который проходит в «огороженном саду Сангха» рядом с монастырем Дзогчен. Кхенчен Трипа в Шедре Шри Симха преподает, сидя на специальном троне, называемом «Драгоценный трон наставника, исполняющий желания». Первыми учениками, получившими пост Кхенчен Трипа, были Кхенчен Пема Дордже и Патрул Ринпоче.
Многие кенпо вступают в строгий ретрит после завершения семнадцатилетнего обучения. Во время обучения в шедре Шри Симха они посвящают 75 процентов своего времени учебе и 25 процентов медитации. Позже, оставаясь в ретритном центре монастыря Дзогчен, они практикуют 75 процентов времени и посвящают 25 процентов изучению. Таким образом, они всегда поддерживают правильный баланс между учебой и практикой.
Чтобы стать кхенпо, необходимо пройти всю семнадцатилетнюю программу шедры в качестве монаха, изучив учебники и поддерживая монашескую дисциплину полного монашеского посвящения. После этого ученику присваивается титул «кхенпо» и выдается диплом [bka’ shog], дающий ему право преподавать Дхарму и передавать обеты монаха в качестве наставника.
Чтобы стать пандитом, ученик должен овладеть всеми пятью науками. Это достигается путем завершения семнадцатилетнего обучения в шедре и еще десяти лет обучения у специализированных преподавателей естественных наук. Титул «Учитель безграничных текстов» идентичен титулу «пандит», «учёный» или «ученый среди учёных». Оно обозначает человека, знающего все тексты по буддийской философии и наукам.
На следующем уровне находится титул «Великий Кхенпо» [mkhan chen]. Блестящий ученый, написавший комментарии к некоторым, но не обязательно ко всем наукам, получает титул "Лев речи, учитель безграничных текстов" и занимает свое место в собрании на огромном троне.
На самом высоком уровне Махапандита — это самый возвышенный из учёных. Это звание зарезервировано для тех, кто знает и преподает философские тексты, а также основные и второстепенные науки, а также кто написал комментарии к трактатам по всем пяти основным и малым наукам.
Среди тех, кто достиг этого высокого уровня схоластики, есть мастера: Геце Махапандита, Шечен Онтрул Гьюрме Тубтоб Намгьял, Конгтрул Лодро Тхайе и Мипхам Ринпоче.
Главным ответственным за учебную программу в Шри Симха Шедре был Гьялсе Шенпхен Тайе. Он много путешествовал по Тибету, Китаю и Индии и посетил многие буддийские университеты всех школ. Монастырь Миндролинг и монастырь Дзогчен были среди многих мест, где он учился. Основываясь на обширных знаниях, полученных им в ходе путешествий и учебы, Гьялсе Шенпен Тае затем разработал учебную программу [mdzad rim] шедры Дзогчен Шри Симха.
Гьялсе Шенпен Тае в основном преподавал «тринадцать великих трактатов индийских мастеров» [gzhung chen bcu gsum], которые будут подробно объяснены ниже. Он изучал их в основном у Сенгтрука Пема Траши и подробно преподавал им своим ученикам Патрулу Ринпоче и Кхенчену Пема Дордже, а также в некоторой степени своему молодому племяннику Онпо Ургьену Тендзину Норбу.
Кхенчен Пема Дордже составил правила и учебный план для Шри Симгха шедры, изложенные Гьялсе Шенпен Тайе. Палтрул Ринпоче передал полное учение Гьялсе Шенпен Тайе Он Ургьену Тендзину Норбу. Он Ургьен Тендзин Норбу, в свою очередь, передал полную линию объяснений, полученную им от Палтрула Ринпоче, Кхенпо Шенга. Кхенпо Шенга написал знаменитые аннотированные комментарии к "тринадцати великим трактатам индийского происхождения", а также к дополнительным текстам. Впоследствии "тринадцать великих учебников" всегда преподавались в Шри Сигха шедре на основе аннотаций Кхенпо Шенги. Кхенпо Шенга писал свои аннотации, основываясь на линии объяснений, которая дошла до него от вышеупомянутых мастеров. Даже сейчас ученики Шри Сигха шедры должны выучить наизусть все "тринадцать великих трактатов".