Махамудра: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 8: Строка 8:
Использование и значение термина ''махамудра'' развивалось на протяжении сотен лет индийской и тибетской истории, и в результате он может по-разному обозначать ''"ритуальный жест рукой, одну из последовательности "печатей" в тантрической практике, природу реальности как пустоты, процесс медитации, сосредоточенный на природе ума, врожденная мудрость союза блаженства и пустоты или высшее достижение буддхи на высших этапах тантрического пути"''.
Использование и значение термина ''махамудра'' развивалось на протяжении сотен лет индийской и тибетской истории, и в результате он может по-разному обозначать ''"ритуальный жест рукой, одну из последовательности "печатей" в тантрической практике, природу реальности как пустоты, процесс медитации, сосредоточенный на природе ума, врожденная мудрость союза блаженства и пустоты или высшее достижение буддхи на высших этапах тантрического пути"''.


Согласно [[Джамгон Конгтрул Лодро Тае|Джамгону Конгтрулу]], индийскими теоретическими источниками традиции махамудры являются тексты по Йогачаре и Татхагатагарбхе (природе будды), такие как [[Самадхинирмочана Сутра]] и Махаяноттаратантрашастра. Фактическая практика и происхождение махамудры можно проследить до странствующих махасиддхов (великих адептов) во времена индийской династии Пала (760-1142), начиная с сиддха Сарахи 8-го века . [8]
Согласно [[Джамгон Конгтрул Лодро Тае|Джамгону Конгтрулу]], индийскими теоретическими источниками традиции махамудры являются тексты по Йогачаре и Татхагатагарбхе (природе будды), такие как [[Самадхинирмочана Сутра]] и [[Уттаратантра шастра|Махаянауттаратантрашастра]]. Фактическая практика и происхождение махамудры можно проследить до странствующих махасиддхов во времена индийской династии Пала (760-1142), начиная с сиддха [[Махасиддха Сараха|Сарахи]] 8-го века.


Дохи Сарахи (песни или стихи в рифмующихся куплетах) являются самой ранней дошедшей до нас литературой по махамудре и пропагандируют некоторые уникальные особенности махамудры, такие как важность указаний на наставления гуру , недвойственность ума и отрицание. традиционных средств достижения просветления, таких как медитация саматха-випасьяна , монашество , ритуалы, тантрические практики и изучение доктрин, в пользу более прямых методов махамудры, «немедитации» и «недействия». [9] Эти учения также стали источником для совокупности наставлений, впоследствии известных как учения разума Тибета , связанных с махамудрой линий передачи Кагью. [10] Более поздние индийские и тибетские мастера, такие как Падмаваджра, Тилопа и Гампопа, включили махамудру в тантрические, монашеские и традиционные медитативные рамки. [11]
Дохи Сарахи (песни или поэмы в рифмованных двустишиях) являются самой ранней дошедшей до нас литературой по махамудре. В них пропагандируются некоторые уникальные черты махамудры, такие как важность наставлений гуру, недвойственная природа ума, и отрицание обычных средств достижения просветления, таких как медитация шаматха-випасьяна, монашество, ритуалы, тантрические практики и изучение доктрин, в пользу более прямых методов махамудры - "немедитации" и "не-действия". Эти учения также стали источником для свода наставлений, в конечном итоге известных как тибетские учения об уме, связанные с махамудрой в линии [[Кагью]]. Позже индийские и тибетские мастера, такие как Падмаваджра, [[Тилопа]] и [[Гампопа]], включили махамудру в тантрические, монашеские и традиционные медитативные рамки.


[[Категория:Толкования]]
[[Категория:Толкования]]

Версия от 10:22, 21 декабря 2023

Махамудра (санскрит: महामुद्रा, тиб.: ཕྱག་ཆེན་, Вайли: phyag chen, Тиб: ཕྱག་རྒྱ་ཆེན་པོ་, Вайли: phyag rgya chen po) буквально означает «великая печать» или «великий символ» и относится к тому факту, что «все явления неизбежно отмечены печатью нераздельности мудрости и пустоты». Махамудра — многозначный термин, имеющий большое значение в позднем индийском и тибетском буддизме, который также иногда встречается в индуистском и восточноазиатском буддийском эзотеризме. Это название также относится к совокупности учений, представляющих собой кульминацию всех практик школ Нового перевода (сарма) тибетского буддизма, которые считают это квинтэссенцией послания всех своих священных текстов. Практика Махамудры также известна как учение под названием Сахаджа-йога или «Йога совозникновения». В тибетском буддизме, особенно в школе Кагью, Сахаджа Махамудра иногда рассматривается как дополнительная колесница (яна), «Сахаджаяна» (тиб.: lhen chig kye pa), также известная как колесница средств самоосвобождения.

Джамгон Конгтрул, тибетский несектарный ученый (римэ), характеризует махамудру как путь к реализации «ума как он есть» (тиб.: sems nyid), который также лежит в основе всех путей Кагью. Он утверждает: «В общем, Махамудра и все, что ниже нее, являются «путем ума»» (тиб.: sems lam). [5] Махамудра традиционно относится к квинтэссенции самого ума и практике медитации в отношении истинного его понимания.

Исторические корни

Использование и значение термина махамудра развивалось на протяжении сотен лет индийской и тибетской истории, и в результате он может по-разному обозначать "ритуальный жест рукой, одну из последовательности "печатей" в тантрической практике, природу реальности как пустоты, процесс медитации, сосредоточенный на природе ума, врожденная мудрость союза блаженства и пустоты или высшее достижение буддхи на высших этапах тантрического пути".

Согласно Джамгону Конгтрулу, индийскими теоретическими источниками традиции махамудры являются тексты по Йогачаре и Татхагатагарбхе (природе будды), такие как Самадхинирмочана Сутра и Махаянауттаратантрашастра. Фактическая практика и происхождение махамудры можно проследить до странствующих махасиддхов во времена индийской династии Пала (760-1142), начиная с сиддха Сарахи 8-го века.

Дохи Сарахи (песни или поэмы в рифмованных двустишиях) являются самой ранней дошедшей до нас литературой по махамудре. В них пропагандируются некоторые уникальные черты махамудры, такие как важность наставлений гуру, недвойственная природа ума, и отрицание обычных средств достижения просветления, таких как медитация шаматха-випасьяна, монашество, ритуалы, тантрические практики и изучение доктрин, в пользу более прямых методов махамудры - "немедитации" и "не-действия". Эти учения также стали источником для свода наставлений, в конечном итоге известных как тибетские учения об уме, связанные с махамудрой в линии Кагью. Позже индийские и тибетские мастера, такие как Падмаваджра, Тилопа и Гампопа, включили махамудру в тантрические, монашеские и традиционные медитативные рамки.