Махамудра: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) |
Sherab (обсуждение | вклад) |
||
Строка 11: | Строка 11: | ||
Дохи Сарахи (песни или поэмы в рифмованных двустишиях) являются самой ранней дошедшей до нас литературой по махамудре. В них пропагандируются некоторые уникальные черты махамудры, такие как важность наставлений гуру, недвойственная природа ума, и отрицание обычных средств достижения просветления, таких как медитация шаматха-випасьяна, монашество, ритуалы, тантрические практики и изучение доктрин, в пользу более прямых методов махамудры - "немедитации" и "не-действия". Эти учения также стали источником для свода наставлений, в конечном итоге известных как тибетские учения об уме, связанные с махамудрой в линии [[Кагью]]. Позже индийские и тибетские мастера, такие как Падмаваджра, [[Тилопа]] и [[Гампопа]], включили махамудру в тантрические, монашеские и традиционные медитативные рамки. | Дохи Сарахи (песни или поэмы в рифмованных двустишиях) являются самой ранней дошедшей до нас литературой по махамудре. В них пропагандируются некоторые уникальные черты махамудры, такие как важность наставлений гуру, недвойственная природа ума, и отрицание обычных средств достижения просветления, таких как медитация шаматха-випасьяна, монашество, ритуалы, тантрические практики и изучение доктрин, в пользу более прямых методов махамудры - "немедитации" и "не-действия". Эти учения также стали источником для свода наставлений, в конечном итоге известных как тибетские учения об уме, связанные с махамудрой в линии [[Кагью]]. Позже индийские и тибетские мастера, такие как Падмаваджра, [[Тилопа]] и [[Гампопа]], включили махамудру в тантрические, монашеские и традиционные медитативные рамки. | ||
=== Этимология в тантрах === | |||
Было высказано предположение, что первое использование этого термина было ок. VII века в [[Манджушримулакальпа|Манджушримулакальпе]], в которой это относится к жесту руки. | |||
Этот термин упоминается все чаще по мере дальнейшего развития различных буддийских тантр, особенно в Йогатантрах, где он появляется в [[Таттвасамграха|Таттвасамграхе]] (Сборнике реальности) и [[Ваджрашекхара|Ваджрашекхаре]] (вершине Ваджры). В этих источниках «махамудра» также обозначает жест руки, теперь связанный с тремя другими мудрами рук — мудрой действия (карма), обещанием (самайя) и дхарма-мудрой, — но также включает в себя «повторение мантр и визуализацию, которые символизируют и помогают отождествлению человека с божественной формой божества или пробужденным Разумом (бодхичиттой). | |||
В тантрах Махайоги, таких как [[Гухьясамаджа тантра]], махамудра имеет множество значений, включая созерцание-декламацию, способствующую несокрушимому телу, речи и уму татхагат; и объект — пустоту, посредством реализации которой «все достигается», «и оно также используется как синоним пробужденного ума, который считается «изначально нерожденным, пустым, невозникшим, несуществующим, лишенным самости, естественно сияющим и безупречным, как небо». | |||
Идея «махамудры» возникает как центральная буддийская концепция в Ануттарайога-тантрах (также известных как Йогинитантры), таких как Хеваджра, Чакрасамвара и Калачакра. | |||
По словам Роджера Джексона, в этих тантрах махамудра имеет несколько значений. Это может относиться к практикам стадии завершения, которые работают с силами тонкого тела для создания божественной формы и ''«светоносной, блаженной, неконцептуальной мудрости»''. В этом контексте она рассматривается как высшая практика, которая превосходит и совершенствует все предыдущие и ведет к прямой реализации природы ума. Кроме того, термин махамудра может также относиться к абсолютной истине и окончательной реализации (махамудра-сиддхи) в буддийской тантре. По сути, это «великая печать», которая отмечает все явления, т.е. Таковость (татхата), пустота, неизменное блаженство за пределами объекта и субъекта, формы, мысли или выражения. | |||
Ученый-тантрист [[Арьядева]] резюмирует значение махамудры следующим образом: ''«обсуждение того, как достичь махамудры, влечет за собой методы медитации на самом Уме как на чем-то, имеющем пустотность в качестве своей природы».'' | |||
По словам Реджинальда Рэя, термин «мудра» означает, что в опыте реальности практика каждое явление проявляется ярко, а термин «маха» («великий») относится к тому факту, что оно находится за пределами концепции, воображения и проекции. | |||
== Индийские источники == | |||
[[Категория:Толкования]] | [[Категория:Толкования]] |
Версия от 10:52, 21 декабря 2023
Махамудра (санскрит: महामुद्रा, тиб.: ཕྱག་ཆེན་, Вайли: phyag chen, Тиб: ཕྱག་རྒྱ་ཆེན་པོ་, Вайли: phyag rgya chen po) буквально означает «великая печать» или «великий символ» и относится к тому факту, что «все явления неизбежно отмечены печатью нераздельности мудрости и пустоты». Махамудра — многозначный термин, имеющий большое значение в позднем индийском и тибетском буддизме, который также иногда встречается в индуистском и восточноазиатском буддийском эзотеризме. Это название также относится к совокупности учений, представляющих собой кульминацию всех практик школ Нового перевода (сарма) тибетского буддизма, которые считают это квинтэссенцией послания всех своих священных текстов. Практика Махамудры также известна как учение под названием Сахаджа-йога или «Йога совозникновения». В тибетском буддизме, особенно в школе Кагью, Сахаджа Махамудра иногда рассматривается как дополнительная колесница (яна), «Сахаджаяна» (тиб.: lhen chig kye pa), также известная как колесница средств самоосвобождения.
Джамгон Конгтрул, тибетский несектарный ученый (римэ), характеризует махамудру как путь к реализации «ума как он есть» (тиб.: sems nyid), который также лежит в основе всех путей Кагью. Он утверждает: «В общем, Махамудра и все, что ниже нее, являются «путем ума»» (тиб.: sems lam). [5] Махамудра традиционно относится к квинтэссенции самого ума и практике медитации в отношении истинного его понимания.
Исторические корни
Использование и значение термина махамудра развивалось на протяжении сотен лет индийской и тибетской истории, и в результате он может по-разному обозначать "ритуальный жест рукой, одну из последовательности "печатей" в тантрической практике, природу реальности как пустоты, процесс медитации, сосредоточенный на природе ума, врожденная мудрость союза блаженства и пустоты или высшее достижение буддхи на высших этапах тантрического пути".
Согласно Джамгону Конгтрулу, индийскими теоретическими источниками традиции махамудры являются тексты по Йогачаре и Татхагатагарбхе (природе будды), такие как Самадхинирмочана Сутра и Махаянауттаратантрашастра. Фактическая практика и происхождение махамудры можно проследить до странствующих махасиддхов во времена индийской династии Пала (760-1142), начиная с сиддха Сарахи 8-го века.
Дохи Сарахи (песни или поэмы в рифмованных двустишиях) являются самой ранней дошедшей до нас литературой по махамудре. В них пропагандируются некоторые уникальные черты махамудры, такие как важность наставлений гуру, недвойственная природа ума, и отрицание обычных средств достижения просветления, таких как медитация шаматха-випасьяна, монашество, ритуалы, тантрические практики и изучение доктрин, в пользу более прямых методов махамудры - "немедитации" и "не-действия". Эти учения также стали источником для свода наставлений, в конечном итоге известных как тибетские учения об уме, связанные с махамудрой в линии Кагью. Позже индийские и тибетские мастера, такие как Падмаваджра, Тилопа и Гампопа, включили махамудру в тантрические, монашеские и традиционные медитативные рамки.
Этимология в тантрах
Было высказано предположение, что первое использование этого термина было ок. VII века в Манджушримулакальпе, в которой это относится к жесту руки.
Этот термин упоминается все чаще по мере дальнейшего развития различных буддийских тантр, особенно в Йогатантрах, где он появляется в Таттвасамграхе (Сборнике реальности) и Ваджрашекхаре (вершине Ваджры). В этих источниках «махамудра» также обозначает жест руки, теперь связанный с тремя другими мудрами рук — мудрой действия (карма), обещанием (самайя) и дхарма-мудрой, — но также включает в себя «повторение мантр и визуализацию, которые символизируют и помогают отождествлению человека с божественной формой божества или пробужденным Разумом (бодхичиттой).
В тантрах Махайоги, таких как Гухьясамаджа тантра, махамудра имеет множество значений, включая созерцание-декламацию, способствующую несокрушимому телу, речи и уму татхагат; и объект — пустоту, посредством реализации которой «все достигается», «и оно также используется как синоним пробужденного ума, который считается «изначально нерожденным, пустым, невозникшим, несуществующим, лишенным самости, естественно сияющим и безупречным, как небо». Идея «махамудры» возникает как центральная буддийская концепция в Ануттарайога-тантрах (также известных как Йогинитантры), таких как Хеваджра, Чакрасамвара и Калачакра.
По словам Роджера Джексона, в этих тантрах махамудра имеет несколько значений. Это может относиться к практикам стадии завершения, которые работают с силами тонкого тела для создания божественной формы и «светоносной, блаженной, неконцептуальной мудрости». В этом контексте она рассматривается как высшая практика, которая превосходит и совершенствует все предыдущие и ведет к прямой реализации природы ума. Кроме того, термин махамудра может также относиться к абсолютной истине и окончательной реализации (махамудра-сиддхи) в буддийской тантре. По сути, это «великая печать», которая отмечает все явления, т.е. Таковость (татхата), пустота, неизменное блаженство за пределами объекта и субъекта, формы, мысли или выражения. Ученый-тантрист Арьядева резюмирует значение махамудры следующим образом: «обсуждение того, как достичь махамудры, влечет за собой методы медитации на самом Уме как на чем-то, имеющем пустотность в качестве своей природы».
По словам Реджинальда Рэя, термин «мудра» означает, что в опыте реальности практика каждое явление проявляется ярко, а термин «маха» («великий») относится к тому факту, что оно находится за пределами концепции, воображения и проекции.