Комментарий на молитву Барче Ламсел: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
[[Изображение:OTR2023.jpg|мини|справа|400px|Мантрадхара [[Оргьен Тобгьял Ринпоче]]]]
''По просьбе центра  "Ригпа" в Лондоне, [[Оргьен Тобгьял Ринпоче]] преподавал  знаменитую молитву [[Гуру Ринпоче]] под названием «Барче Ламсел», «Молитва, которая устраняет все препятствия на пути». Он преподавал в две сессии: одну утром и одну во второй половине дня 1 октября 2023 года.''
''По просьбе центра  "Ригпа" в Лондоне, [[Оргьен Тобгьял Ринпоче]] преподавал  знаменитую молитву [[Гуру Ринпоче]] под названием «Барче Ламсел», «Молитва, которая устраняет все препятствия на пути». Он преподавал в две сессии: одну утром и одну во второй половине дня 1 октября 2023 года.''
----
----
Строка 54: Строка 55:
Что касается слов молитвы, Гуру Ринпоче коснулся лбом лба царя [[Трисонг Децен|Трисонга Децена]], положил правую руку на голову принца [[Муруб Цепо|Муруба Цепо]], левую руку на голову [[Еше Цогьял]] и прочитал молитву Барче Ламсел, им своей ваджрной речью, естественным звучанием дхарматы. В заключение он сказал: «Помолись мне этими словами».
Что касается слов молитвы, Гуру Ринпоче коснулся лбом лба царя [[Трисонг Децен|Трисонга Децена]], положил правую руку на голову принца [[Муруб Цепо|Муруба Цепо]], левую руку на голову [[Еше Цогьял]] и прочитал молитву Барче Ламсел, им своей ваджрной речью, естественным звучанием дхарматы. В заключение он сказал: «Помолись мне этими словами».


Позже тертон [[Тулку Бакхал Мукпо|Бакхал Мукпо]] открыл эту молитву как терма. Вы найдете его откровение в [[Сокровищница драгоценных терма|Ринчен Тердзо (Драгоценной Сокровищнице Терма)]]. Это терма Бакал Мукпо почти идентично тому, которое позже открыл Чогьюр Лингпа. В терма Чогьюра Лингпы есть несколько дополнительных строк, но в остальном они такие же.
Позже тертон [[Тулку Бакхал Мукпо|Бакхал Мукпо]] открыл эту молитву как терма. Вы найдете его откровение в [[Сокровищница драгоценных терма|Ринчен Тердзо (Драгоценной Сокровищнице Терма)]]. Это терма Бакал Мукпо почти идентично тому, которое позже открыл [[Чокгьюр Лингпа]]. В [[Тридцать семь терма Чокгьюра Лингпы|терма Чокгьюра Лингпы]] есть несколько дополнительных строк, но в остальном они такие же.


Получив молитву Барче Ламсел от Гуру Ринпоче, его ученики снова предложили обширное подношение цок и еще раз умоляли его, прося научить их садхане и действиям, связанным с ней.  
Получив молитву Барче Ламсел от Гуру Ринпоче, его ученики снова предложили обширное подношение цог и еще раз умоляли его, прося научить их садхане и действиям, связанным с ней.  


Затем Гуру Ринпоче передал им свои слова, естественное звучание ваджрной дхарматы, в форме всего Шьялдама Ньингджана ( Квинтэссенции устных наставлений ), основного текста цикла Тукдруп Барче Кунсел, включая все его ответвления. и соответствующие инструкции.  
Затем Гуру Ринпоче передал им свои слова, естественное звучание ваджрной дхарматы, в форме всего Шелдам Ньингджанг (Квинтэссенции устных наставлений), основного текста цикла [[Тукдруб Барче Кунсел]], включая все его ответвления и соответствующие инструкции.  


Что он содержит? Основная практика — это садхана Тукдруп Барче Кунсел, которая сосредоточена на Гуру Ринпоче в форме Нангси Зилнона (Учителя, преобладающего над всем, что кажется и существует). Над его головой находится самбхогакая Авалокитешвара, четырёхрукий укротитель существ, а над его головой — дхармакая Амитаюс. Это три кая ламы, которые «визуализируются в виде ярусов», поскольку появляются одна над другой.[3]Гуру Ринпоче окружают четыре его основные эманации, начиная с Гьялве Дунгдзина, стоящего на вершине четырехлепесткового лотоса. Его также окружают восемь его вторичных эманаций, стоящих на вершине восьмигранного драгоценного камня. У четырех ворот в каждом из четырех направлений находятся четыре гинга, охраняющие врата мандалы. Гуру Ринпоче проявил эту мандалу в небе перед ними, чтобы они могли ясно увидеть ее своими глазами. Наконец, он растворил божеств мандалы обратно в свое тело.
Что он содержит? Основная практика — это садхана Тукдруб Барче Кунсел, которая сосредоточена на Гуру Ринпоче в форме Нангси Зилнон (Учителя, преобладающего над всем, что кажется и существует). Над его головой находится самбхогакая Авалокитешвара, четырёхрукий укротитель существ, а над его головой — дхармакая Амитаюс. Это три каи ламы, которые «визуализируются в виде ярусов», поскольку появляются одна над другой. Гуру Ринпоче окружают четыре его основные эманации, начиная с Гьялве Дунгдзина, стоящего на вершине четырехлепесткового лотоса. Его также окружают восемь его вторичных эманаций, стоящих на вершине восьмигранного драгоценного камня. У четырех ворот в каждом из четырех направлений находятся четыре гинга, охраняющие врата мандалы. Гуру Ринпоче проявил эту мандалу в небе перед ними, чтобы они могли ясно увидеть ее своими глазами. Наконец, он растворил божеств мандалы обратно в свое тело.


Коренной текст этого учения терма называется « Шалдам Ньингджанг» ( «Квинтэссенция устных наставлений ») и существует до сих пор. Сутью всех наставлений, содержащихся в этом руководстве, является молитва Барше Ламзеля .
Коренной текст этого учения терма называется «Шелдам Ньингджанг» (Квинтэссенция устных наставлений) и существует до сих пор. Сутью всех наставлений, содержащихся в этом руководстве, является молитва Барче Ламсел.


Ученики Гуру Ринпоче тогда спросили:
Ученики Гуру Ринпоче тогда спросили:


«Должны ли мы практиковать эти учения сейчас или нам лучше скрыть их как терма на благо будущих поколений?»
:''«Должны ли мы практиковать эти учения сейчас или нам лучше скрыть их как терма на благо будущих поколений?»''


Гуру Ринпоче ответил:
Гуру Ринпоче ответил:


«Теперь у вас нет необходимости распространять эти учения, поскольку я все еще присутствую среди вас и времена еще благоприятны. Вам следует практиковать их для себя, но в противном случае спрячьте их как терма».
:''«Сейчас у вас нет необходимости распространять эти учения, поскольку я все еще присутствую среди вас и времена еще благоприятны. Вам следует практиковать их для себя, но спрячьте их как терма на будущее».''


Затем учения были сокрыты как терма Кхандро Еше Цогьял в месте под названием Кхала Ронго и в двух других местах, следуя точным инструкциям Гуру Ринпоче, записанным в тексте терма. Таши Церингме было поручено стать хранителем терма. Гуру Ринпоче предсказал, что в будущем реинкарнация принца Муруба Цепо откроет это терма в подходящее время. Этой реинкарнацией был не кто иной, как Чогьюр Лингпа.
Затем учения были сокрыты как терма [[Еше Цогьял|Кхандро Еше Цогьял]] в месте под названием Кхала Ронго и в двух других местах, следуя точным инструкциям Гуру Ринпоче, записанным в тексте терма. Таши Церингме было поручено стать хранительницей терма. Гуру Ринпоче предсказал, что в будущем реинкарнация принца [[Муруб Цепо|Муруба Цепо]] откроет это терма в подходящее время. Этой реинкарнацией был не кто иной, как Чогьюр Лингпа.


Когда Чогьюру Лингпе было 20 лет, он показал желтый свиток этого особого тома терма в Даньи Кхала Ронго. Он хранил терма в секрете в течение восьми лет, пока вместе с Джамьянгом Кьенце Вангпо не записал содержание желтого свитка в Дзонгсар Таши Лхаце.
Когда [[Чокгьюр Лингпа|Чокгьюру Лингпе]] было 20 лет, он показал желтый свиток этого особого тома терма в Даньи Кхала Ронго. Он хранил терма в секрете в течение восьми лет, пока вместе с [[Джамьянг Кьенце Вангпо|Джамьянгом Кьенце Вангпо]] не записал содержание желтого свитка в Дзонгсар Таши Лхаце.


Первыми получателями учения были Джамьянг Кхьенце Вангпо, который был воплощением царя Трисонга Децена, и Джамгон Конгтрул, который был эманацией Вайрочаны. Они обеспечили широкое распространение этих учений по всему Тибету. До сегодняшнего дня эти учения остаются очень известными и популярными. Я думаю, что с того времени прошло примерно 170 лет.
Первыми получателями учения были Джамьянг Кхьенце Вангпо, который был воплощением царя Трисонга Децена, и Джамгон Конгтрул, который был эманацией Вайрочаны. Они обеспечили широкое распространение этих учений по всему Тибету. До сегодняшнего дня эти учения остаются очень известными и популярными. Я думаю, что с того времени прошло примерно 170 лет.


== Краткое содержание ==
== Краткое содержание ==
Сама молитва имеет много уровней смысла. На внешнем уровне это молитва, обращенная к трем каям гуру; на внутреннем уровне это относится к каналам, внутренним ветрам и энергиям; а на тайном уровне это связано с практиками Дзогчен трекчо и лхундруб тогал. Обо всех этих уровнях практики говорится в Квинтэссенции Устных Наставлений.
Сама молитва относится к основным действиям Гуру Ринпоче, пока он был в Тибете; мы вспоминаем Гуру Ринпоче, вспоминая эти действия, и призываем его получить его благословения и сиддхи в форме умиротворения всех наших внешних, внутренних и тайных препятствий.
'''Из всех практик молитва гуру является самой важной.'''
Однако, пока вы не получили посвящение, мне немного сложно поделиться с вами комментарием к этой молитве. Вообще говоря, можно давать указания по молитве без посвящения, однако с Барче Ламсел все по-другому из-за индивидуальных уровней значения — внешнего, внутреннего и тайного. Большинство из вас, вероятно, даже не подозревают, что это означает. Когда вы молитесь определенному божеству, это помогает усмирить все ваши внешние, внутренние и тайные препятствия, но подробно объяснить, как это работает, довольно сложно, потому что вам нужно получить посвящение. Тем не менее, я сделаю все возможное, чтобы объяснить вам это сегодня. Начнем с трехкратного произнесения молитвы.
== Линия передачи ==
В целом традиция [[Ньингма]] различает два свода учений: кама и терма. По сравнению с учениями кама, которые передаются от одного мастера к другому по непрерывной линии, начиная с Будды, учения терма, как говорят, несут еще большие благословения, поскольку линия передачи намного короче. Чрезвычайно важно знать и обращать внимание на происхождение конкретного учения, иначе вы не сможете подтвердить его подлинность и проследить до достоверного источника.
Линия передачи Ньингмапы включает прямую передачу ума победителей, передачу знаков видьядхар и слуховую передачу реализованных существ. Кроме того, мы говорим о передаче сострадательных благословений, линии преемственности пророчеств, печати дакини, линии, наделенной силой устремления, устной линии желтого свитка и линии субстанций самаи, которые освобождают вкусом. Всего существует девять различных линий передачи, которые необходимо учитывать, когда вы говорите о традиции Ньингма.
Что касается терма, то существует несколько различных видов: терма земли, терма ума, вновь открытые терма, терма воспоминания, чистые видения и так далее. Тип передачи, посредством которого был передан Барче Ламсел, — это устная линия желтого свитка.
Как я уже говорил ранее, терма Барче Ламсел, обнаруженные [[Тулку Бакхал Мукпо|Бакхалом Мукпо]], можно найти в [[Сокровищница драгоценных терма|Сокровищнице терма (Ринчен Тердзо)]]; таким образом, его линия передачи сохранилась. С терма не связано никаких посвящений, а просто чтение передачи молитвы, которая передавалась до сегодняшнего дня.
Здесь, однако, мы следуем линии передачи терма [[Чокгьюр Лингпа|Чокгьюра Дечена Лингпы]] из цикла Тукдруб Барче Кунсел, который содержит Барче Ламсел. Чогьюр Лингпа смог расшифровать символическое письмо желтого свитка и продиктовал его содержание [[Джамьянг Кьенце Вангпо|Джамьянгу Кьенце Вангпо]], который добросовестно записал эту короткую молитву. Таким образом, эта линия передачи восходит к словам желтого свитка.
[[Чокгьюр Лингпа]] сначала передал это учение [[Джамгон Конгтрул Лодро Тае|Джамгону Конгтрулу]], который затем передал его другим мастерам, которые сейчас считаются десятью главными держателями линии передачи Тукдруб Барче Кунсел. На самом деле эти десять мастеров принадлежали к разным школам тибетского буддизма, и именно от них молитва распространилась более широко.
В последнее время величайшими мастерами, передавшими передачу этого цикла, являются [[Джамьянг Кьенце Чоки Лодро|Джамьянг Кьенце Чокьи Лодро]] и [[Дилго Кьенце Ринпоче|Дилго Кхьенце Ринпоче]]. Когда [[Джамьянг Кьенце Чоки Лодро|Джамьянг Кьенце Чокьи Лодро]] передал эту передачу [[Тартанг Тулку|Тартангу Тулку]], он сказал ему: «Если ты будешь произносить эту молитву каждый день, в этот день ты не столкнешься с какими-либо препятствиями». [[Дилго Кьенце Ринпоче]] говорил то же самое. Я много раз получал эту передачу от [[Дилго Кьенце Ринпоче]], а также от [[Джамьянг Кьенце Чоки Лодро|Джамьянга Кьенце Чокьи Лодро]]. Итак, это охватывает происхождение молитвы. '''Без линии передачи не существует дхармы.'''
Молитва Барче Ламсел является частью цикла Тукдруб Барче Кунсел; оно было извлечено из «Квинтэссенции устных наставлений», чтобы мы могли легко практиковать молитву каждый день. Те из нас, кто не может практиковать садхану каждый день, будь то длинная, средняя или короткая, могут хотя бы найти время для чтения этой молитвы, не так ли?
== Сила молитвы Барче Ламсел ==
Не знаю, как в прежние времена, но за последние сто лет молитвы Барче Ламсел, Сампа Лхундрубмы и Двадцать одно восхваление Тары стали центральными в повседневной практике большинства тибетцев. Будь то ламы и монахи, послушники или миряне, почти все читают эти три молитвы каждый день. Молитвы несут в себе великие благословения — доказательством тому является то, что очень много людей до сих пор их читают. Если бы молитвы не несли таких благословений, они бы этого не делали, не так ли?
Для нас, практиков Ньингмапы, молитвы, которые мы ценим больше всего, — это [[Семистрочная Молитва|семистрочная молитва]], Барче Ламсел и Сампа Лхундрубма. Когда мы немедленно читаем эти молитвы на юго-западном острове Уддияяна, Гуру Ринпоче взволнован и, словно облако, движимое ветром, мгновенно предстает перед нами. Откуда мы это знаем? Потому что это было обещание самого Гуру Ринпоче. Гуру Ринпоче не ограничен физическим телом, он является естественным проявлением изначальной мудрости. Для него не существует такого ограничения, как находиться в одном месте, а потом переезжать в другое. В своем уме мудрости он может проявиться где угодно и когда угодно. Как он сказал: «Я приду быстро, как молния, подарю сиддхи и благословения и устраню все препятствия». Гуру Ринпоче также сказал, что во время [[Пять вырождений|пяти вырождений]] скорость и сила его сострадания и благословений будут еще больше, чем раньше. Чтобы получить благословения великого сострадания таких существ, как Гуру Ринпоче, нам нужна вера, а чтобы пробудить и укрепить нашу веру, нам нужно молиться.
Всякий раз, когда Джамьянгу Кхьенце Вангпо нужно было сделать что-то важное или трудное, он немедленно призывал Гуру Ринпоче и читал ваджрные слова семистрочной молитвы. После ста чтений Гуру Ринпоче обязательно появлялся перед ним. Откуда мы это знаем? Потому что Джамгон Конгтрул ясно упоминает об этом в своих трудах. Сострадание и благословения Гуру Ринпоче распространяются на всех существ — они предназначены для всех нас, а не только для Джамьянга Кхьенце. Мы, однако, покрыты омрачениями и привычными тенденциями, связанными с ними, поэтому мы не можем видеть Гуру Ринпоче прямо перед собой. Однако, если мы продолжим молиться Гуру Ринпоче, мы постепенно сможем уменьшить наши омрачения и, в конечном итоге, в этой жизни, сможем увидеть Гуру Ринпоче. Это не значит, что у нас нет абсолютно никаких шансов увидеть Гуру Ринпоче в этой жизни. Это совсем не так — мы можем. Это не значит, что Гуру Ринпоче очень далеко от нас. Вот почему сам Гуру Ринпоче и все великие мастера говорят, что нам нужно молиться ему.
Если вы помолитесь Гуру Ринпоче, первое, что произойдет, — это то, что вы испытаете особые знамения. Если вы будете практиковать усердно и с искренней преданностью, а не просто произносить слова, через неделю в вашем медитативном опыте появятся признаки. В этом нет никаких сомнений. Мы говорим здесь о чувстве блаженства, возрастании веры и преданности, большей ясности и мудрости и так далее. Основываясь на этом опыте, всякий раз, когда вы думаете о Гуру Ринпоче, у вас волосы встают дыбом и на глаза наворачиваются слезы. Через некоторое время перед вами появится Гуру Ринпоче. Если вы молитесь Гуру Ринпоче и испытываете такие знаки, это показывает, что ваш путь идет в правильном направлении и что вы получаете благословения ламы.
Это своего рода знаки благословения Гуру Ринпоче, которые мы можем ощущать в течение дня. Ночью нам будет сниться Гуру Ринпоче, находить изображения просветленного тела, речи и ума и так далее. Кроме того, может случиться и то, что мы встретимся с Гуру Ринпоче лицом к лицу, лично и получим от него наставления и пророчества.
Это признаки практики, которые могут возникнуть. Они происходят просто потому, что наши омрачения исчезают: мы начинаем видеть перед собой Гуру Ринпоче, хотя он все время присутствовал с нами.
Как только мы встретим Гуру Ринпоче, мы испытаем самадхи блаженства, ясности и отсутствия мыслей в нашем уме, наше тело испытает блаженное тепло туммо, мы произнесем слова истины и сможем одолеть и взять под контроль все, что мы воспринимаем. Это произошло с тысячами и даже сотнями тысяч практикующих. Вы только слышите, как люди говорят о благословениях, которые они получили от Гуру Ринпоче, и о том, насколько он могущественен; вряд ли когда-нибудь услышишь, чтобы кто-нибудь сказал, что молитва ему не помогла.
Совершенно не имеет значения, откуда вы родом, каково ваше национальное происхождение, потому что природа будды пронизывает все чувствующие существа. Все, что вам нужно сделать, это развивать веру. Если у вас есть вера, у вас будет чистое восприятие. Если у вас есть и вера, и чистое восприятие, возникнет преданность. '''Проще говоря, вам нужно любить Гуру Ринпоче.''' Мы не любим или не любим кого-то просто без причины. Чем больше вы узнаете о Гуру Ринпоче, о том, насколько он выдающийся мастер, тем больше вы общаетесь с ним и тем больше будет расти ваше чувство близости и любви к нему. На языке дхармы мы называем это большей верой. Это факт, что на протяжении всей истории каждый, кто верил в Гуру Ринпоче, получал его благословение. Об этом свидетельствуют бесчисленные практикующие.
Некоторые люди говорят, что нам не следует так говорить, потому что мы говорим так же, как христиане. Но это другое. Вы можете проверить это сами. Попробуйте. В своем учении Гуру Ринпоче говорит, что если мы будем молиться ему семь дней, он обязательно проявит к нам свое сострадание и позаботится о нас. Нам следует делать это в течение семи дней. Это не сложно, с этим справится каждый. В течение семи дней просто молитесь Гуру Ринпоче и посмотрите, что произойдет. Вы не можете обмануть себя — вы знаете, правда это или нет. Попробуйте и убедитесь сами, каков будет результат.
В этом суть пути — он начинается в начале, проходит различные стадии и затем достигает конца. Нам нужно с чего-то начать, что-то сделать. Если мы ничего не будем делать, если просто поспим, послушаем несколько учений и вообще не будем заниматься никакой практикой, то наверняка ничего не произойдет.
------
И Джамьянг Кьенце Вангпо, и Чокгьюр Лингпа получили откровения терма посредством [[Семь достоверных передач|Семи достоверных передач]]. Ни один другой тертон не получал передачи таким же образом. Эти семь включают в себя то, что известно как Четыре Тукдруба (Четыре Сердечные практики Гуру), которые включают внешнюю практику Тукдруб Барче Кунсел (Устраняюшая все препятствия), терма земли; внутренняя практика Сампа Лхундрубма (Спонтанное осуществление намерений), также терма земли; тайная практика Цокье Ньингтик (Сущность сердца, рожденного в озере), терма ума; и сокровенная тайная практика Гуру Дракцела (Гуру Силы Гнева), терма земли. Что касается Тукдруб Барче Кунсел, то существует пять коренных и ветвей учений. Четыре сердечные практики являются терма Джамьянга Кьенце Вангпо и Чокгьюра Лингпы, которые открыли их вместе одновременно.
Здесь мы обсуждаем молитву Барче Ламсел, которая является сутью внешнего цикла Тукдруб Барче Кунсел. Главной особенностью этого цикла является садхана Гуру Ринпоче в форме Нангси Зилнона («мастер, господствующий над всем, что появляется и существует»). Гуру Ринпоче Нангси Зилнон окружен двенадцатью проявлениями, которые соответствуют двенадцати великим деяниям, которые он совершил в Тибете.
В цикле Сампа Лхундрубмы говорится о тринадцати других проявлениях Гуру Ринпоче, а в других местах говорится о сорока. По сути, Гуру Ринпоче появляется во многих различных формах. Однако все эти различные формы могут быть сущностью [[Восемь проявлений Гуру Ринпоче|восьми проявлениях Гуру Ринпоче]]. Эти проявления представляют собой различные способы, которыми Гуру Ринпоче являлся живым существам в различных ситуациях, чтобы направлять и учить их.
Сегодня среди всех тех различных способов проявления Гуру Ринпоче мы следуем подходу Барче Ламсел.
== Объяснение слов молитвы ==

Версия от 18:41, 20 августа 2024

Мантрадхара Оргьен Тобгьял Ринпоче

По просьбе центра "Ригпа" в Лондоне, Оргьен Тобгьял Ринпоче преподавал знаменитую молитву Гуру Ринпоче под названием «Барче Ламсел», «Молитва, которая устраняет все препятствия на пути». Он преподавал в две сессии: одну утром и одну во второй половине дня 1 октября 2023 года.


Я хотел бы начать с того, что приветствую вас всех, таши делек. Меня попросили преподать объяснение молитвы Барче Ламсел. Мне сказали, что, поскольку многие из вас часто читают эту молитву, вам было бы полезно узнать о ней немного больше. Существует много разных молитв к Гуру Ринпоче, и Барче Ламсел – одна из самых важных.

Что касается Гуру Ринпоче, то он является воплощением мудрости, любви, силы, качеств и активности всех будд трёх времён. Говорят, что его сострадание и устремления исключительно могущественны, особенно во времена, когда свирепствуют пять вырождений. «Исключительно могущественный» означает, что его сострадание и священные обеты быстрее, безграничны и могущественнее, чем у любого другого просветленного существа. Именно о таком ламе мы здесь говорим.

Джамьянг Кьенце Вангпо говорит в Ламриме Еше Ньингпо, что воплощением сострадания всех будд является Авалокитешвара, воплощением мудрости всех будд является Манджушри, а воплощением силы и способностей всех будд – Ваджрапани. Подобным образом, Гуру Ринпоче является воплощением просветленной деятельности всех будд – не одного, или сотни, или тысячи различных будд, но каждого будды во всех бесконечных полях будд в десяти направлениях и в четыре раза, более многочисленных, чем песчинки в реке Ганг. Поэтому он, как писал Джамьянг Кхьенце, единый защитник трех семейств: Авалокитешвары, Манджушри и Ваджрапани.

Нам почти невозможно подумать или представить все, чего достиг и совершил Гуру Ринпоче. Говорят, что в миллиарде различных вселенных есть миллиард разных Гуру Ринпоче, которые являются живым существам бесконечным множеством способов. Говорят, что даже в нашем ограниченном мире Гуру Ринпоче проявлялся бесчисленными различными способами и совершал бесчисленные действия в гармонии с восприятием существ. Чтобы помочь людям думать о нем, Гуру Ринпоче также сказал: «Ради будущих людей с чистой самайей я написал и скрыл десять тысяч девятьсот биографий».

Среди всей этой разнообразной деятельности ради живых существ он, проявил кажимость рождения. Защитник Бесконечный Свет (Амитабха) — это естественное самопроявление мудрости всех будд. Когда он жил в своем поле будды - Сукхавати, чтобы обучать и укрощать живых существ этого мира, он излучал из своего сердца красный семенной слог ХРИ, который упал на цветущий цветок лотоса на юго-западном молочном озере Дханакоша в земля Уддияна и от нее чудесным образом родился Гуру Ринпоче. Это общепринятая версия того, как Гуру Ринпоче появился в нашем мире. Наш учитель, совершенно просветленный Будда Шакьямуни, предсказал, что в будущем, после его паринирваны, появится просветленное существо, которое будет даже более великим, чем он сам, которое будет очень широко распространять учение Тайной Мантраяны и тем самым принесет огромную пользу живым существам. Существует много разных типов существ: существа, имеющие физическую форму, такие как люди и наги, но также существа, не обладающие физической формой, такие как боги, духи и земные покровители разных типов. Будда Шакьямуни был способен приручать разумные существа, имевшие физическое тело, однако для приручения восьми различных классов богов и духов требовался другой тип проявления, не испорченный рождением из чрева. И вот чудесным образом появился второй Будда, Падмакара.

После чудесного рождения Гуру Ринпоче на юго-западном озере Дханакоша король Индрабодхи назначил Гуру Ринпоче своим наследником и предложил ему свое царство. Сначала Гуру Ринпоче правил страной Уддияна как принц, но затем ушел практиковать на восьми великих кладбищах, пока не достиг уровней достижения видьядхары. В любом случае, в Индии, Уддияне, Драмиде, Захоре и так далее, он был способен приносить пользу живым существам в огромном, непостижимом масштабе — даже большем, чем Будда.

Сегодня у нас нет достаточно времени, чтобы вдаваться в всю историю жизни Гуру Ринпоче, но вы можете прочитать множество биографий, которые были переведены на несколько языков. Таким образом вы сможете узнать о нем больше.

Гуру Ринпоче путешествовал из Индии в Непал и там получил приглашение от короля Трисонга Децена посетить Тибет. Именно в Тибете его просветленная деятельность на благо живых существ достигла беспрецедентных высот; нашим ограниченным умам невозможно полностью постичь глубину и масштаб всего того, что он там совершил. Говорят, что Гуру Ринпоче пробыл в Тибете 120 лет, однако некоторые утверждают, что это означает 60 лет, поскольку по древнему индийскому обычаю один год считается равным шести месяцам. Его прибытие в Тибет, места, которые он посетил, и различные виды деятельности, которые он совершал, хорошо задокументированы в его биографии.

Гуру Ринпоче — воплощение всех источников прибежища и проявление мудрости, любви и силы всех будд — поэтому мы должны читать его молитвы и молиться ему столько, сколько можем. Как нам это сделать? Во-первых, читая историю его жизни и узнавая о его необыкновенных качествах, мы можем развить в себе веру и доверие к нему. На основе этой веры и доверия в наших умах может зародиться искренняя и исключительная преданность. Именно с такой преданностью нам следует затем обращаться к Гуру Ринпоче в своих молитвах.

Гуру Ринпоче сказал, что если вы помолитесь ему, его сострадание придет к вам быстрее, чем у любого другого будды, и его благословения будут более могущественными. Причина этого в огромной власти и силе его устремлений.

Само собой разумеется, что Будда Шакьямуни, четвертый будда этой счастливой эпохи, является источником учений, которым мы следуем. После него Манджушри, Авалокитешвара, Ваджрапани и Арья Тара являются одними из самых известных будд традиции Махаяны. Однако когда Гуру Ринпоче отправился в Тибет, он преподавал не только учения Махаяны, но также Ваджраяну и Дзогчен.

На самом деле Гуру Ринпоче путешествовал не только по Тибету — он посетил множество других мест, где он вращал колесо Дхармы и совершал бесчисленные чудеса. Хотя отчеты об этих путешествиях наверняка были записаны, похоже, что они не сохранились до наших дней. С течением времени и многочисленными изменениями, произошедшими в этих разных странах, эти записи, похоже, были утеряны.

В Тибете, напротив, каждое место, которое посетил Гуру Ринпоче, и все, что он там совершил, было точно записано и сохранено до сегодняшнего дня. Сохранились записи о различных местах, которые он благословил, и о том, что там происходило, вплоть до подробных описаний долин и гор, где он останавливался.

Существует много разных молитв, призывающих Гуру Ринпоче. Молитва из семи строк отражает их глубокую суть в нескольких словах и представляет собой совершенно особое содержательное наставление. В Тибете появилось более ста великих тертонов, и вы найдете эту молитву в каждом из их откровений. Поэтому её называют царем молитв.

Помимо семистрочной молитвы, двумя наиболее известными молитвами Гуру Ринпоче являются Барче Ламсел и Сампа Лхундрубма. Этим молитвам научил сам Гуру Ринпоче — они являются его ваджрными словами и несут все его благословения.

Итак, сегодня в центре нашего внимания молитва Барче Ламсел.

Краткая предыстория

Главные ученики Гуру Ринпоче — король Трисонг Децен, его сын, принц Муруб Цепо, Нубчен Сангье Еше, Гьялва Чокьянг, Вайрочана, Еше Цогьял и другие — собрались в Пылающем бирюзовом святилище на среднем этаже храма Самье (в Самье есть три этажа и несколько святынь на втором этаже). В этом святилище они поднесли большой цог, а также мандалу, украшенную всеми драгоценными камнями и металлами, которыми они владели. Затем они спросили Гуру Ринпоче:

«Вы сказали, что в будущем истинные практикующие священную дхарму столкнутся со многими препятствиями на своем пути. Пожалуйста, не могли бы вы научить нас, что нужно делать всем истинным практикующим Дхармы, чтобы устранить эти препятствия?»

С огромной любовью и состраданием Гуру Ринпоче ответил:

«Прекрасно, что вы обратились с этой просьбой. Истинные практикующие Дхарму действительно столкнутся со многими препятствиями на своем пути. Несмотря на это, существуют способы, позволяющие полностью устранить эти препятствия. Как только все препятствия будут устранены, обретается высшее достижение – просветление. Я не могу дать вам более высокого учения для устранения этих препятствий, чем молитва ламе, которая является высшим методом. Это жизненно важно».

Тогда его ученики ответили:

«Мастер, посетивший нас в Тибете, Стране снегов, — это вы, Гуру Ринпоче. Вы пришли сюда и поделились с нами многими учениями и посвящениями. Мы очень внимательно поразмыслили и думаем, что никогда не было ни в прошлом, ни в будущем, ни в настоящем, мастера более великого, чем вы. Итак, мы смиренно просим вас поделиться с нами краткой по словам, глубокой по смыслу и полной благословений молитвой, посредством которой мы сможем призвать вас».

Гуру Ринпоче ответил:

«То, что вы это осознаете и обратились с такой просьбой, поистине превосходно. Я, Гуру Ринпоче, являюсь воплощением мудрости, любви и силы всех будд трёх времён и воплощением просветлённой деятельности всех победителей. Если вы помолитесь мне, все ваши препятствия будут устранены. Если вы не будете молиться объекту, обладающему состраданием, с искренней верой и преданностью, солнце благословений никогда не воссияет. Поэтому молитва гуру чрезвычайно важно».

Что касается слов молитвы, Гуру Ринпоче коснулся лбом лба царя Трисонга Децена, положил правую руку на голову принца Муруба Цепо, левую руку на голову Еше Цогьял и прочитал молитву Барче Ламсел, им своей ваджрной речью, естественным звучанием дхарматы. В заключение он сказал: «Помолись мне этими словами».

Позже тертон Бакхал Мукпо открыл эту молитву как терма. Вы найдете его откровение в Ринчен Тердзо (Драгоценной Сокровищнице Терма). Это терма Бакал Мукпо почти идентично тому, которое позже открыл Чокгьюр Лингпа. В терма Чокгьюра Лингпы есть несколько дополнительных строк, но в остальном они такие же.

Получив молитву Барче Ламсел от Гуру Ринпоче, его ученики снова предложили обширное подношение цог и еще раз умоляли его, прося научить их садхане и действиям, связанным с ней.

Затем Гуру Ринпоче передал им свои слова, естественное звучание ваджрной дхарматы, в форме всего Шелдам Ньингджанг (Квинтэссенции устных наставлений), основного текста цикла Тукдруб Барче Кунсел, включая все его ответвления и соответствующие инструкции.

Что он содержит? Основная практика — это садхана Тукдруб Барче Кунсел, которая сосредоточена на Гуру Ринпоче в форме Нангси Зилнон (Учителя, преобладающего над всем, что кажется и существует). Над его головой находится самбхогакая Авалокитешвара, четырёхрукий укротитель существ, а над его головой — дхармакая Амитаюс. Это три каи ламы, которые «визуализируются в виде ярусов», поскольку появляются одна над другой. Гуру Ринпоче окружают четыре его основные эманации, начиная с Гьялве Дунгдзина, стоящего на вершине четырехлепесткового лотоса. Его также окружают восемь его вторичных эманаций, стоящих на вершине восьмигранного драгоценного камня. У четырех ворот в каждом из четырех направлений находятся четыре гинга, охраняющие врата мандалы. Гуру Ринпоче проявил эту мандалу в небе перед ними, чтобы они могли ясно увидеть ее своими глазами. Наконец, он растворил божеств мандалы обратно в свое тело.

Коренной текст этого учения терма называется «Шелдам Ньингджанг» (Квинтэссенция устных наставлений) и существует до сих пор. Сутью всех наставлений, содержащихся в этом руководстве, является молитва Барче Ламсел.

Ученики Гуру Ринпоче тогда спросили:

«Должны ли мы практиковать эти учения сейчас или нам лучше скрыть их как терма на благо будущих поколений?»

Гуру Ринпоче ответил:

«Сейчас у вас нет необходимости распространять эти учения, поскольку я все еще присутствую среди вас и времена еще благоприятны. Вам следует практиковать их для себя, но спрячьте их как терма на будущее».

Затем учения были сокрыты как терма Кхандро Еше Цогьял в месте под названием Кхала Ронго и в двух других местах, следуя точным инструкциям Гуру Ринпоче, записанным в тексте терма. Таши Церингме было поручено стать хранительницей терма. Гуру Ринпоче предсказал, что в будущем реинкарнация принца Муруба Цепо откроет это терма в подходящее время. Этой реинкарнацией был не кто иной, как Чогьюр Лингпа.

Когда Чокгьюру Лингпе было 20 лет, он показал желтый свиток этого особого тома терма в Даньи Кхала Ронго. Он хранил терма в секрете в течение восьми лет, пока вместе с Джамьянгом Кьенце Вангпо не записал содержание желтого свитка в Дзонгсар Таши Лхаце.

Первыми получателями учения были Джамьянг Кхьенце Вангпо, который был воплощением царя Трисонга Децена, и Джамгон Конгтрул, который был эманацией Вайрочаны. Они обеспечили широкое распространение этих учений по всему Тибету. До сегодняшнего дня эти учения остаются очень известными и популярными. Я думаю, что с того времени прошло примерно 170 лет.

Краткое содержание

Сама молитва имеет много уровней смысла. На внешнем уровне это молитва, обращенная к трем каям гуру; на внутреннем уровне это относится к каналам, внутренним ветрам и энергиям; а на тайном уровне это связано с практиками Дзогчен трекчо и лхундруб тогал. Обо всех этих уровнях практики говорится в Квинтэссенции Устных Наставлений.

Сама молитва относится к основным действиям Гуру Ринпоче, пока он был в Тибете; мы вспоминаем Гуру Ринпоче, вспоминая эти действия, и призываем его получить его благословения и сиддхи в форме умиротворения всех наших внешних, внутренних и тайных препятствий.

Из всех практик молитва гуру является самой важной.

Однако, пока вы не получили посвящение, мне немного сложно поделиться с вами комментарием к этой молитве. Вообще говоря, можно давать указания по молитве без посвящения, однако с Барче Ламсел все по-другому из-за индивидуальных уровней значения — внешнего, внутреннего и тайного. Большинство из вас, вероятно, даже не подозревают, что это означает. Когда вы молитесь определенному божеству, это помогает усмирить все ваши внешние, внутренние и тайные препятствия, но подробно объяснить, как это работает, довольно сложно, потому что вам нужно получить посвящение. Тем не менее, я сделаю все возможное, чтобы объяснить вам это сегодня. Начнем с трехкратного произнесения молитвы.

Линия передачи

В целом традиция Ньингма различает два свода учений: кама и терма. По сравнению с учениями кама, которые передаются от одного мастера к другому по непрерывной линии, начиная с Будды, учения терма, как говорят, несут еще большие благословения, поскольку линия передачи намного короче. Чрезвычайно важно знать и обращать внимание на происхождение конкретного учения, иначе вы не сможете подтвердить его подлинность и проследить до достоверного источника.

Линия передачи Ньингмапы включает прямую передачу ума победителей, передачу знаков видьядхар и слуховую передачу реализованных существ. Кроме того, мы говорим о передаче сострадательных благословений, линии преемственности пророчеств, печати дакини, линии, наделенной силой устремления, устной линии желтого свитка и линии субстанций самаи, которые освобождают вкусом. Всего существует девять различных линий передачи, которые необходимо учитывать, когда вы говорите о традиции Ньингма.

Что касается терма, то существует несколько различных видов: терма земли, терма ума, вновь открытые терма, терма воспоминания, чистые видения и так далее. Тип передачи, посредством которого был передан Барче Ламсел, — это устная линия желтого свитка.

Как я уже говорил ранее, терма Барче Ламсел, обнаруженные Бакхалом Мукпо, можно найти в Сокровищнице терма (Ринчен Тердзо); таким образом, его линия передачи сохранилась. С терма не связано никаких посвящений, а просто чтение передачи молитвы, которая передавалась до сегодняшнего дня.

Здесь, однако, мы следуем линии передачи терма Чокгьюра Дечена Лингпы из цикла Тукдруб Барче Кунсел, который содержит Барче Ламсел. Чогьюр Лингпа смог расшифровать символическое письмо желтого свитка и продиктовал его содержание Джамьянгу Кьенце Вангпо, который добросовестно записал эту короткую молитву. Таким образом, эта линия передачи восходит к словам желтого свитка.

Чокгьюр Лингпа сначала передал это учение Джамгону Конгтрулу, который затем передал его другим мастерам, которые сейчас считаются десятью главными держателями линии передачи Тукдруб Барче Кунсел. На самом деле эти десять мастеров принадлежали к разным школам тибетского буддизма, и именно от них молитва распространилась более широко.

В последнее время величайшими мастерами, передавшими передачу этого цикла, являются Джамьянг Кьенце Чокьи Лодро и Дилго Кхьенце Ринпоче. Когда Джамьянг Кьенце Чокьи Лодро передал эту передачу Тартангу Тулку, он сказал ему: «Если ты будешь произносить эту молитву каждый день, в этот день ты не столкнешься с какими-либо препятствиями». Дилго Кьенце Ринпоче говорил то же самое. Я много раз получал эту передачу от Дилго Кьенце Ринпоче, а также от Джамьянга Кьенце Чокьи Лодро. Итак, это охватывает происхождение молитвы. Без линии передачи не существует дхармы.

Молитва Барче Ламсел является частью цикла Тукдруб Барче Кунсел; оно было извлечено из «Квинтэссенции устных наставлений», чтобы мы могли легко практиковать молитву каждый день. Те из нас, кто не может практиковать садхану каждый день, будь то длинная, средняя или короткая, могут хотя бы найти время для чтения этой молитвы, не так ли?

Сила молитвы Барче Ламсел

Не знаю, как в прежние времена, но за последние сто лет молитвы Барче Ламсел, Сампа Лхундрубмы и Двадцать одно восхваление Тары стали центральными в повседневной практике большинства тибетцев. Будь то ламы и монахи, послушники или миряне, почти все читают эти три молитвы каждый день. Молитвы несут в себе великие благословения — доказательством тому является то, что очень много людей до сих пор их читают. Если бы молитвы не несли таких благословений, они бы этого не делали, не так ли?

Для нас, практиков Ньингмапы, молитвы, которые мы ценим больше всего, — это семистрочная молитва, Барче Ламсел и Сампа Лхундрубма. Когда мы немедленно читаем эти молитвы на юго-западном острове Уддияяна, Гуру Ринпоче взволнован и, словно облако, движимое ветром, мгновенно предстает перед нами. Откуда мы это знаем? Потому что это было обещание самого Гуру Ринпоче. Гуру Ринпоче не ограничен физическим телом, он является естественным проявлением изначальной мудрости. Для него не существует такого ограничения, как находиться в одном месте, а потом переезжать в другое. В своем уме мудрости он может проявиться где угодно и когда угодно. Как он сказал: «Я приду быстро, как молния, подарю сиддхи и благословения и устраню все препятствия». Гуру Ринпоче также сказал, что во время пяти вырождений скорость и сила его сострадания и благословений будут еще больше, чем раньше. Чтобы получить благословения великого сострадания таких существ, как Гуру Ринпоче, нам нужна вера, а чтобы пробудить и укрепить нашу веру, нам нужно молиться.

Всякий раз, когда Джамьянгу Кхьенце Вангпо нужно было сделать что-то важное или трудное, он немедленно призывал Гуру Ринпоче и читал ваджрные слова семистрочной молитвы. После ста чтений Гуру Ринпоче обязательно появлялся перед ним. Откуда мы это знаем? Потому что Джамгон Конгтрул ясно упоминает об этом в своих трудах. Сострадание и благословения Гуру Ринпоче распространяются на всех существ — они предназначены для всех нас, а не только для Джамьянга Кхьенце. Мы, однако, покрыты омрачениями и привычными тенденциями, связанными с ними, поэтому мы не можем видеть Гуру Ринпоче прямо перед собой. Однако, если мы продолжим молиться Гуру Ринпоче, мы постепенно сможем уменьшить наши омрачения и, в конечном итоге, в этой жизни, сможем увидеть Гуру Ринпоче. Это не значит, что у нас нет абсолютно никаких шансов увидеть Гуру Ринпоче в этой жизни. Это совсем не так — мы можем. Это не значит, что Гуру Ринпоче очень далеко от нас. Вот почему сам Гуру Ринпоче и все великие мастера говорят, что нам нужно молиться ему.

Если вы помолитесь Гуру Ринпоче, первое, что произойдет, — это то, что вы испытаете особые знамения. Если вы будете практиковать усердно и с искренней преданностью, а не просто произносить слова, через неделю в вашем медитативном опыте появятся признаки. В этом нет никаких сомнений. Мы говорим здесь о чувстве блаженства, возрастании веры и преданности, большей ясности и мудрости и так далее. Основываясь на этом опыте, всякий раз, когда вы думаете о Гуру Ринпоче, у вас волосы встают дыбом и на глаза наворачиваются слезы. Через некоторое время перед вами появится Гуру Ринпоче. Если вы молитесь Гуру Ринпоче и испытываете такие знаки, это показывает, что ваш путь идет в правильном направлении и что вы получаете благословения ламы.

Это своего рода знаки благословения Гуру Ринпоче, которые мы можем ощущать в течение дня. Ночью нам будет сниться Гуру Ринпоче, находить изображения просветленного тела, речи и ума и так далее. Кроме того, может случиться и то, что мы встретимся с Гуру Ринпоче лицом к лицу, лично и получим от него наставления и пророчества.

Это признаки практики, которые могут возникнуть. Они происходят просто потому, что наши омрачения исчезают: мы начинаем видеть перед собой Гуру Ринпоче, хотя он все время присутствовал с нами.

Как только мы встретим Гуру Ринпоче, мы испытаем самадхи блаженства, ясности и отсутствия мыслей в нашем уме, наше тело испытает блаженное тепло туммо, мы произнесем слова истины и сможем одолеть и взять под контроль все, что мы воспринимаем. Это произошло с тысячами и даже сотнями тысяч практикующих. Вы только слышите, как люди говорят о благословениях, которые они получили от Гуру Ринпоче, и о том, насколько он могущественен; вряд ли когда-нибудь услышишь, чтобы кто-нибудь сказал, что молитва ему не помогла.

Совершенно не имеет значения, откуда вы родом, каково ваше национальное происхождение, потому что природа будды пронизывает все чувствующие существа. Все, что вам нужно сделать, это развивать веру. Если у вас есть вера, у вас будет чистое восприятие. Если у вас есть и вера, и чистое восприятие, возникнет преданность. Проще говоря, вам нужно любить Гуру Ринпоче. Мы не любим или не любим кого-то просто без причины. Чем больше вы узнаете о Гуру Ринпоче, о том, насколько он выдающийся мастер, тем больше вы общаетесь с ним и тем больше будет расти ваше чувство близости и любви к нему. На языке дхармы мы называем это большей верой. Это факт, что на протяжении всей истории каждый, кто верил в Гуру Ринпоче, получал его благословение. Об этом свидетельствуют бесчисленные практикующие.

Некоторые люди говорят, что нам не следует так говорить, потому что мы говорим так же, как христиане. Но это другое. Вы можете проверить это сами. Попробуйте. В своем учении Гуру Ринпоче говорит, что если мы будем молиться ему семь дней, он обязательно проявит к нам свое сострадание и позаботится о нас. Нам следует делать это в течение семи дней. Это не сложно, с этим справится каждый. В течение семи дней просто молитесь Гуру Ринпоче и посмотрите, что произойдет. Вы не можете обмануть себя — вы знаете, правда это или нет. Попробуйте и убедитесь сами, каков будет результат.

В этом суть пути — он начинается в начале, проходит различные стадии и затем достигает конца. Нам нужно с чего-то начать, что-то сделать. Если мы ничего не будем делать, если просто поспим, послушаем несколько учений и вообще не будем заниматься никакой практикой, то наверняка ничего не произойдет.


И Джамьянг Кьенце Вангпо, и Чокгьюр Лингпа получили откровения терма посредством Семи достоверных передач. Ни один другой тертон не получал передачи таким же образом. Эти семь включают в себя то, что известно как Четыре Тукдруба (Четыре Сердечные практики Гуру), которые включают внешнюю практику Тукдруб Барче Кунсел (Устраняюшая все препятствия), терма земли; внутренняя практика Сампа Лхундрубма (Спонтанное осуществление намерений), также терма земли; тайная практика Цокье Ньингтик (Сущность сердца, рожденного в озере), терма ума; и сокровенная тайная практика Гуру Дракцела (Гуру Силы Гнева), терма земли. Что касается Тукдруб Барче Кунсел, то существует пять коренных и ветвей учений. Четыре сердечные практики являются терма Джамьянга Кьенце Вангпо и Чокгьюра Лингпы, которые открыли их вместе одновременно.

Здесь мы обсуждаем молитву Барче Ламсел, которая является сутью внешнего цикла Тукдруб Барче Кунсел. Главной особенностью этого цикла является садхана Гуру Ринпоче в форме Нангси Зилнона («мастер, господствующий над всем, что появляется и существует»). Гуру Ринпоче Нангси Зилнон окружен двенадцатью проявлениями, которые соответствуют двенадцати великим деяниям, которые он совершил в Тибете.

В цикле Сампа Лхундрубмы говорится о тринадцати других проявлениях Гуру Ринпоче, а в других местах говорится о сорока. По сути, Гуру Ринпоче появляется во многих различных формах. Однако все эти различные формы могут быть сущностью восьми проявлениях Гуру Ринпоче. Эти проявления представляют собой различные способы, которыми Гуру Ринпоче являлся живым существам в различных ситуациях, чтобы направлять и учить их.

Сегодня среди всех тех различных способов проявления Гуру Ринпоче мы следуем подходу Барче Ламсел.

Объяснение слов молитвы