Кхенпо Джигме Пунцог: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Sherab (обсуждение | вклад) |
||
Строка 51: | Строка 51: | ||
Одной из ключевых характеристик Ларунг Гара является разнообразие студентов со всего мира. Среди его постоянных студентов есть не только тибетцы, но также китайцы и монголы, которые пользуются услугами перевода и публикации на месте. Ханьские китайские монахи, которые проживали и посещали Ларунг Гар за последнее десятилетие, прибыли из материкового Китая и других азиатских стран, включая Сингапур, Малайзию и Индию. Кроме того, несектарный подход Кхенпо Джигме Пунцока к буддийской культуре и обучению привлек тибетских монахов всех основных традиций тибетского буддизма. | Одной из ключевых характеристик Ларунг Гара является разнообразие студентов со всего мира. Среди его постоянных студентов есть не только тибетцы, но также китайцы и монголы, которые пользуются услугами перевода и публикации на месте. Ханьские китайские монахи, которые проживали и посещали Ларунг Гар за последнее десятилетие, прибыли из материкового Китая и других азиатских стран, включая Сингапур, Малайзию и Индию. Кроме того, несектарный подход Кхенпо Джигме Пунцока к буддийской культуре и обучению привлек тибетских монахов всех основных традиций тибетского буддизма. | ||
Быстрый и безудержный рост территории и ее населения часто вызывал беспокойство у местных властей. Несмотря на (или, возможно, благодаря) успех Ларунг Гара как крупного центра буддийского обучения, этики и культурного развития, в период с 2001 по 2004 год три волны правительственных репрессий и сносов серьезно повлияли на общину. По приказу Бюро по делам религии рабочие группы полицейских и строителей вошли в Ларунг Гар и изгнали несколько тысяч монахов, проживавших там без официальных разрешений. По меньшей мере тысяча монастырских кварталов была снесена, а целых две тысячи монахов, включая монахинь и монахов, были вынуждены покинуть | Быстрый и безудержный рост территории и ее населения часто вызывал беспокойство у местных властей. Несмотря на (или, возможно, благодаря) успех Ларунг Гара как крупного центра буддийского обучения, этики и культурного развития, в период с 2001 по 2004 год три волны правительственных репрессий и сносов серьезно повлияли на общину. По приказу Бюро по делам религии рабочие группы полицейских и строителей вошли в Ларунг Гар и изгнали несколько тысяч монахов, проживавших там без официальных разрешений. По меньшей мере тысяча монастырских кварталов была снесена, а целых две тысячи монахов, включая монахинь и монахов, были вынуждены покинуть это место и вернуться в свои родные монастыри. Тем, кому было разрешено остаться в Ларунг Гаре, было официально предоставлено разрешение на проживание в этом заведении и предоставлены государственные удостоверения личности. | ||
Кхенпо Джигме Пунцок скончался 7 января 2004 года в 363-м военном госпитале в Чэнду. Среди его ближайших учеников, не упомянутых выше, были Кхенпо Намдрол Церинг (mkhan po rnam grol tshe ring, b. 1953), Кхенчен Цултрим Лодро (mkhan chen tshul khrims blo gros, р. ?), и Ачук Кхенпо Друбванг Лунгток Гьелцен (a khyug mkhan po grub dbang lung rtogs rgyal mtshan, 1927-2011). | Кхенпо Джигме Пунцок скончался 7 января 2004 года в 363-м военном госпитале в Чэнду. Среди его ближайших учеников, не упомянутых выше, были [[Кхенпо Намдрол Церинг]] (mkhan po rnam grol tshe ring, b. 1953), Кхенчен Цултрим Лодро (mkhan chen tshul khrims blo gros, р. ?), и [[Ачук Кхенпо Друбванг Лунгток Гьелцен]] (a khyug mkhan po grub dbang lung rtogs rgyal mtshan, 1927-2011). | ||
На сегодняшний день Ларунг Гар продолжает привлекать сотни монахов и практикующих-мирян в качестве жителей, а также большое количество паломников, которые приезжают посетить священное место. Несколько кхенпо отвечают за различные учебные (mkhas pa) и практические (grub pa) программы. | На сегодняшний день Ларунг Гар продолжает привлекать сотни монахов и практикующих-мирян в качестве жителей, а также большое количество паломников, которые приезжают посетить священное место. Несколько кхенпо отвечают за различные учебные (mkhas pa) и практические (grub pa) программы. |
Версия от 03:41, 19 декабря 2023
Кхенпо Джигме Пунцог (mkan po 'jigs med phun tshogs) родился в феврале 1933 года в первый месяц водоплавающей птицы (chu bya ) год по тибетскому шестидесятилетнему циклу. Он был пятым ребенком в семье пастухов, живших в Зиме Чоле в Дохоке (rdo khog rdzi med chos lhas) в районе Голок (mgo log), который сейчас является частью провинции Цинхай, Китай. По словам Кхенпо Содардже (mkhan po bsod dar rgyas, b.1962), его отцом был Чакхунг Пате (lcag khung pad te) из местного клана Чахунг. В различных источниках имя его матери упоминается как Бумо Юмцо (bu mo g.yu mtsho) или просто Юмцо (g.yu mtsho) и Юток (g.yu thog); она была из Нубзы (gnubs bza').
В 1938 году, когда ему было пять лет, Тертон Вангчук (gter ston dbang phyug) и Мура Тулку Пема Норбу (nub gzur sprul skupadma nor bu, 1918 г.) -1958) признал его реинкарнацией Лераба Лингпы (las rab gling pa, 1856-1926). Известный также как Ньяла Согьял (nyag bla bsod rgyal) и Тертон Согьял (gter ston bsod rgyal), Лераб Лингпа был эклектичным и весьма влиятельным тантрическим провидцем из восточно-тибетской области Ньяронг. Он был выдающейся харизматичной фигурой, сделавшей серию духовных открытий, которые сыграли важную роль в нескольких кругах Ньингма, как монашеских, так и немонашеских. Самая известная из его раскрытых практик - это Устранение неблагоприятных обстоятельств или Тендрел Нейсел (rten 'brel nyes sel). Репутация о ритуальной эффективности Тертона Согьяла достигла высших рангов тибетских иерархов в Лхасе и вдохновила Тринадцатого Далай-ламу Тубтена Гьяцо (thub бстан ргья мцо, 1876-1933) с просьбой о помощи в подавлении китайских войск, угрожавших тибетской границе в первые дни двадцатого века. Вторую реинкарнацию Тертона Лераба Лингпы идентифицировал Джамьянг Кьенце Чокьи Лодро ('jam dbyangs mkhyen brtse chos kyi blo gros, 1893-1959). из Дзонгсара (rdzong gsar) в начале 1950-х годов в лице Согьяла Ринпоче (bsod rgyal rin po che, 1947-2019), тибетского буддийского мастера из школы тибетского буддизма Ньингма из Трехора в Кхаме.
Вскоре после своего признания юный Джигме Пунцог поступил в монастырь Нубзур (gnubs zur dgon pa) в Серте (gser rta), филиал монастыря Пелъюл в Дерге (sde dge dpal yul dgon). Он начал свою монашескую карьеру как послушник и получил формальное образование в области чтения, пения и запоминания Священных Писаний. Согласно его биографии, еще в раннем подростковом возрасте у Джигме Пунцока начали созревать способности предвидения, что позволило ему найти несколько терма, включая сундуки и статуи. В 1947 году, когда ему было четырнадцать лет, он пошёл учиться к Кхенпо Сонаму Ринчену из Дракдзонга (brag rdzong mkan po bsod nams rin chen), под руководством которого принял монашеское посвящение и получил монашеское имя Тубтен Лекше Зангпо (thub bstan legs bshad bzang po). В следующем году, когда ему было примерно пятнадцать лет, он стал все больше интересоваться Дзогчен.
В 1950 году, когда ему было примерно восемнадцать лет, Джигме Пунцог отправился проходить дальнейшее обучение у Тубтена Чомпела (thub bstan chos 'phel, 1886-1956), также известный как Тубга Ринпоче (thub dga'rin po che), в Чангма Гаре (lcang ma sgar) в Дзато (rdza stod) недалеко от Джекундо (skye dgu mdo) в сегодняшней Тибетской автономной области Юшу. Там он получил обширные наставления и передачи, включая созревающие тантрические посвящения (smin byed kyi dbang), освобождающие наставления (grol byed kyi khrid), поддерживающие учения (rgyab brten gyi bshad pa), сущностные наставления (man ngag) и вспомогательные наставления по Дзогчену (rdzogs pa chen po'i lam gyi cha lag), особенно тогал (thod rgal) и трегчо (khregs chod ), а также наставления по бардо (bar do). Среди других практик, которым он обучался, - "Квинтэссенция учителя" (bla ma yang tig) Намкха Джигме (nam mkha 'jigs med, 1597-1650) и садхана мирных и гневных божеств (zhi khro).
Он получил учения и наставления от нескольких влиятельных учителей, включая Пема Кунзанга Рангдрола (pad+ma kun bzang rang grol, 1916-1984), который обучал его Ньингтик Ябши (snying thig ya bzhi) Лонгчена Рабджама (klong chen rabs 'byams, 1308-1364) и посвящение Калачакры. Кхенпо Гьяцо (mkhan po mdo sngags chos kyi rgya mtsho, 1903-1957) обучал его философии Мадхьямаки. Кхенпо Оргьен Гонпо (mkhan po o rgyan mgon po, d.u.) познакомил его с Дультикой ('dul ti ka) комментарий к кодексу монашеской дисциплины Винайи, а Лхатрул Ринпоче (lha sprul rin po che) научил его Священные писания Праджняпарамиты, логика (tshad ma) и астрология (skar rtsis). Среди других влиятельных учителей были Третий Пенор, Лекше Чокьи Драйанг (pad nor 03 leg bshad chos kyi sgra dbyangs, 1932-2009), Лама Карчо (bla ma dkar chos, d.u), Кхен Даво (mkhan zla 'od, d.u.) и Гендун Даргье (dge 'dun dar rgyas, d.u.).
Когда в 1957 году Джигме Пунцогу исполнилось двадцать четыре года, его пригласили стать новым настоятелем или «кхенпо» (mkhan po) монастыря Нубзур. Там он пережил несколько видений, открыл сокровища и открыл множество священных мест, связанных с этими сокровищами. В 1959 году, когда ему только исполнилось двадцать девять, он основал свой горный ритод (ri khrod) в Сенгге Янзонг (seng ge yang rdzong) в Амдо и начал предлагать множество учений как по сутре, так и по тантре.
Однако в это время ассимиляция Тибета Китайской Народной Республикой сильно повлияла на жизнь тибетцев, в том числе на жизнь Кхенпо Джигме Пунцога. Социальные, политические и экономические трудности, с которыми тибетцы столкнулись в последующие десятилетия, изменили исторический курс Тибета. Во всех регионах Тибета монастыри и храмы были разрушены и разграблены, святые места осквернены, а монахи подвергались словесным и физическим оскорблениям. Их обвиняли в том, что они являются пережитками старых феодальных идеологий и, таким образом, препятствуют здоровому росту нового социалистического общества. Чтобы избежать влияния политических потрясений, Кхенпо Джигме Пунцог покинул монастырь и отошел от общественной жизни. В сопровождении небольшой группы верных монахов он нашел убежище в уединенном месте в горах вокруг Серты. Там, по-видимому, не затронутая повторяющимися волнами насилия и разрушения, небольшой группе удалось тайно продолжить практику медитации Дзогчен, одновременно получая учения от Кхенпо Джигме Пунцога. Несмотря на трудности того времени, слава Кхенпо Джигме Пунцока росла в геометрической прогрессии, и к концу Культурной революции в 1976 году он привлекал все большее число преданных, которые искали его учения и совета.
Слава Кхенпо Джигме Пунцога еще больше выросла благодаря его дальновидной деятельности. Кульминацией этого стало открытие нескольких сокровищ как в ума, так и земли, тем самым придав дополнительный авторитет его и без того безупречной репутации. Сокровища в виде каменных шкатулок, желтых свитков и других священных предметов вместе с духовными учениями прочно утвердили Кхенпо Джигме Пунцога в традиции терма, приписываемом Падмасамбхаве, индийскому махасиддхе восьмого века, ответственному за введение тантры. Буддизм в Тибете. Брошюры, буклеты, фотографии, плакаты, DVD-диски, видеодиски, автобиографические материалы и аудиозаписи его учений, а также значки, подвески и талисманы всех видов с его изображением распространялись по Тибетскому плато и в конечном итоге оказывались на стендах вокруг Баркхора ( bar'khor), круговая улица, окружающая храм Джоканг в Лхасе, среди других мест.
В начале 1980-х годов в горном ретрите Ларунг Гар (bla rung sgar), который Кхенпо Джигме Пунцог основал в горах к югу от Серты, он посвятил большую часть своего времени практике и преподаванию Дзогчен, в то время как его слава как добродетельного практика и преданного учителя привлекало все больше и больше монахов. Он особенно подчеркнул важность буддийской этики и кодекса монашеской дисциплины Винайи. Его слава была такова, что его посетил Десятый Панчен-лама Чокьи Гьелцен (paN chen 10 chos kyi rgyal mtshan, 1949-1989), во время турне последнего по восточному Тибету в 1980 году.
В 1986 году Кхенпо Джигме Пунцог даровал посвящение в Магическую сеть Манджушри ('jam dpal sgyu 'phrul drwa ba), популярная тантра ньингма. Говорят, что, когда он произносил приглашение божества-покровителя, божество объявило ему, что если он отправится в Утай-Шань (ri bo rtse lnga,清凉山), священная гора Манджушри в Китае, она принесет пользу буддизму и людям. Будучи Бодхисаттвой Мудрости, Манджушри является высоко почитаемым божеством в традиции Махаяны и, как считается, имеет особую связь с китайской буддийской общиной.
В следующем, 1987 году, Кхенпо Джигме Пунцог отправился в паломничество в Утай-Шань с намерением укрепить свою связь с бодхисаттвой и возродить буддийскую практику в Китае. Там он давал учения толпе в несколько тысяч человек, включая тибетских, китайских и монгольских преданных. Визит в Утай-Шань повысил популярность Кхенпо Джигме Пунцога за пределами Тибета и помог открыть тибетский буддизм для последователей ханьского Китая.
Во время своего визита в Пекин в том же году он снова встретился с Десятым Панчен-ламой, который даровал учения по Тридцати семи практикам бодхисаттвы (rgyal sras lag len so bdun ma ) и официально одобрил основание гара Кхенпо Джигме Пунцока в Серте. Он благословил Ларунг Гар и дал ему официальное название Серта Ларунг Нгарик Нангтен Лоблинг (gser rta bla rung lnga rig nang bstan blob gling) или Буддийская академия пяти наук Серта Ларунг.
В следующем, 1988 году, по приглашению Панчен-ламы, Кхенпо Джигме Пунцок отправился в Пекин, чтобы преподавать в Высшем институте буддийских исследований. В течение двух месяцев он предлагал учения по философским взглядам и литургическим писаниям из Ньингма Гьюбум монахам всех основных традиций, включая Гелук, Сакья, Ньингма, Кагью, Джонанг и Бон. Он также дал общие учения многим ханьским китайцам-мирянам.
В том же году Десятый Панчен-лама пригласил его присоединиться к нему в центральном Тибете на ритуал посвящения. Кхенпо Джигме Пунцок сопровождал его в паломническом туре, который оказался знаменательным. Он посетил несколько центров буддийской преданности, включая дворец Потала, Норбулинка и монастырь Нечунг, а также другие места. Он также отправился в монастырь Сакья и Ташилунпо, историческую резиденцию Панчен-ламы. Позже он достиг монастыря Самье в Лхохе. В его биографиях записано, что по пути к этому месту верхом на лошади он испытал сильные видения, возвещавшие о скором обнаружении сокровищ.
Например, находясь в ретритном центре Чимпу (mchims phu), одном из главных священных мест, связанных с Падмасамбхавой, Кхенпо Джигме Пунцог нашел несколько шкатулок с сокровищами и священных писаний. Он также нашел единственную сокращенную версию тантр, утверждений и содержательных наставлений по стадиям развития и совершенствования (bskyed rdzogs) и Дзогчена, которые, как говорилось, были спрятаны Падмасамбхавой в каменной шкатулке (rdo sgrom) в форме благоприятной раковины, а затем переданы в руки Еше Цогьял (ye shes mtsho rgyal), которая в конце концов спрятала его в скалах.
В 1990 году Четырнадцатый Далай-лама Тендзин Гьяцо (ta la'i bla ma 14 bstan 'dzin rgya mtsho, р. 1935) и Пенор Ринпоче пригласил Кхенпо Джигме Пунцога в Непал и Индию. Находясь в Непале, он совершил паломничество в Янглешо, место пещеры, где жил Падмасамбхава по пути в Тибет. Там Кхенпо Джигме Пунцог обнаружил некоторые сокровища, связанные с Падмасамбхавой, включая цикл Пурба Гулкхугма (phur pa mgul khug ma). В Дхарамсале, месте нахождения тибетского правительства в изгнании, Кхенпо Джигме Пунцог встретился с Четырнадцатым Далай-ламой и многими буддийскими иерархами, проживающими в этом районе. Во время серии официальных обменов похвалами и подарками Кхенпо Джигме Пунцог передал учение Дзогчен и даровал посвящение Пурба Гулкхугма Далай-ламе. Говорят, что во время ритуала Кхенпо Джигме Пунцог получил дальнейшие видения, в том числе Мечо Догу (me mchod dod dgu), для которого Далай-лама написал от своего имени дополнительный раздел.
В том же году по приглашению тогдашней королевы Бутана Церинг Янгдон (tshe Ring dbyangs don, р. 1959) и при содействии Дилго Кьенце Таши Пелджора (dil mgo mkhyen brtse bkra shis dpal 'byor, 1910-1991) Кхенпо Джигме Пунцог также посетил Бутан. Там он путешествовал по основным священным местам и давал учения и наставления королю Джигме Сенгге Ванчуку ('jigs med seng ge dbang phyug, р. 1955). В 1993 году Кхенпо Джигме Пунцок отправился в новое путешествие и посетил несколько стран Азии и Запада, включая Японию, Тайвань, Гонконг, Францию, Англию, Германию, Канаду и США. Во всех этих странах он давал посвящения, наставления и советы различным буддийским общинам.
Ларунг Гар
Среди многочисленных достижений Кхенпо Джигме Пунцока высокое место занимает Ларунг Гар, горный ретритный центр, который он построил в начале 1980-х годов. Ларунг Гар является вехой в его стремлении распространять буддизм в несектарной манере, укреплять монашество и буддийскую этику, а также повышать уровень религиозного образования и традиционной тибетской культуры. Первоначально он был основан как горная обитель в 1880 году открывателем сокровищ Дуджомом Дордже (bdud 'joms rdo rje, 1835-1904), который распространял там учения и практики среди своих последователей. Среди многих йогов, проживавших в том же месте, был Чатрал Чойинг Рангдрол (bya bral chos dbyings rang grol, 1872-1952), ученик Тертона Лераба.
Кхенпо Джигме Пунцок взял на себя управление этим местом летом 1980 года и поддерживал его как буддийский лагерь (chos sgar), мобильное сообщество, традиционно населенное преданными последователями которые собрались вокруг харизматичного буддийского мастера. Он открыл небольшой семинарский колледж (bshad grwa) и ретритный центр (sgrub grwa) и начал предлагать учения и комментарии к различным сутрическим и тантрическим писаниям. Харизма и эрудиция Кхенпо Джигме Пунцога постепенно привлекли в Ларунг Гар большое количество последователей, и вскоре учебная программа расширилась, включив в нее грамматику, филологию, эпистемологию, рассуждение, монашескую дисциплину, философию мадхьямаки, тренировку ума, тантрические текстовые комментарии, Дзогчен и содержательные наставления. Поддержка Десятого Панчен-ламы и видение Кхенпо Джигме Пунцока помогли превратить Ларунг Гар в один из самых популярных центров буддийского обучения в Тибете двадцатого века, а его пример возродил традицию ньингма тибетского буддизма, вдохновив на строительство нескольких гаров ньингма по всему Восточному Тибету.
Важность, которую Кхенпо Джигме Пунцог придавал знаниям и созерцательным практикам, отражена в его приверженности строгому монашескому обучению, кодексу поведения Винайи и приверженности экуменической системе обучения, в которой были рады ученикам всех традиций тибетского буддизма. Он также активно участвовал в широком спектре деятельности, включая открытие и освящение буддийских памятников, проведение ритуалов освобождения животных, заявления об уважении к дикой природе и окружающей среде, а также предоставление светских советов мирянам, включая растущее число последователей Ханьских китайцев. Некоторые из его мыслей были собраны в нескольких коротких публикациях, в том числе Светильник, освещающий религиозную и светскую этику (lugs gnyis blang dor gsal ba'i sgron me) и Мелодичное облако сердечного совета ( snying gdam sprin gyi rol mo).
Его собственные монашеские ценности и его стремление возродить монашеский кодекс дисциплины, истощенный десятилетиями политических беспорядков в стране, способствовали критическому взгляду Кхенпо Джигме Пунцога на некоторые целесообразные средства тантрической практики. Например, хотя он и взял на себя роль открывателя сокровищ, он никогда не соглашался заниматься сексуальной йогой с партнершей-женщиной, даже если это предписано некоторыми из его собственных видений. Критическая позиция Кхенпо Джигме Пунцога по поводу наличия супруги часто вызывала враждебность в восточном Тибете среди некоторых не сдержанных тертонов и буддийских учителей, которые чувствовали себя несправедливо упрекаемыми с его стороны.
К 1990-м годам Ларунг Гар стал одним из крупнейших буддийских учреждений в Тибете. С 1995 по 2000 год общая численность населения достигла примерно 10 000 человек. В их число входили монахи и монахини, тибетские и китайские преданные-миряне, а также практикующие тантру, не соблюдающие целомудрия. Лагерь постепенно был разделен на четыре основных религиозных подразделения: Нгарик Нангтен Лоблинг, Международный религиозный комитет, женский монастырь Пема Кхандро Дулинг (padma mkha' 'gro 'du gling) и Лекцо Чарпеб Линг (legs tshogs char 'bebs gling) для практикующих мирян. Преподаватели семинарии или «кхенпо» (mkhan po) руководили каждым отделением, в которое входило несколько тысяч студентов, стремившихся стать кхенпо или кхенмо (мужским или хенмо женский вариант названия соответственно). Некоторые из ближайших учеников Кхенпо Джигме Пунцога стали известными в Ларунг Гаре, в том числе Кхенпо Тендзин Гьяцо (mkhan po bstan 'dzin rgya mtsho), который в настоящее время является руководящим настоятелем, Кхенпо Цултрим Лодро (mkhan po tshul khrims blo gros, b.1962), который сейчас является административным руководителем Ларунг Гара, и Кхенпо Содардже, который является одним из ведущих наставников растущего числа ханьских преданных из Китая и имеет напряженный график внутренних и международных поездок. Джецунма Муме Еше Цомо (rje btsun ma mu med ye shes mtsho mo, р. 1966), племянница Кхенпо Джигме Пунцога, сама монахиня и признанное проявление Кхандро Мингьюра Пелки Дронмы (mkha' ' gro mi'gyur dpal gyi sgron ma, du), стоит во главе монашеской общины. Она обучает местных монахинь, которых к концу 1990-х годов насчитывалось около 5000 человек.
Одной из ключевых характеристик Ларунг Гара является разнообразие студентов со всего мира. Среди его постоянных студентов есть не только тибетцы, но также китайцы и монголы, которые пользуются услугами перевода и публикации на месте. Ханьские китайские монахи, которые проживали и посещали Ларунг Гар за последнее десятилетие, прибыли из материкового Китая и других азиатских стран, включая Сингапур, Малайзию и Индию. Кроме того, несектарный подход Кхенпо Джигме Пунцока к буддийской культуре и обучению привлек тибетских монахов всех основных традиций тибетского буддизма.
Быстрый и безудержный рост территории и ее населения часто вызывал беспокойство у местных властей. Несмотря на (или, возможно, благодаря) успех Ларунг Гара как крупного центра буддийского обучения, этики и культурного развития, в период с 2001 по 2004 год три волны правительственных репрессий и сносов серьезно повлияли на общину. По приказу Бюро по делам религии рабочие группы полицейских и строителей вошли в Ларунг Гар и изгнали несколько тысяч монахов, проживавших там без официальных разрешений. По меньшей мере тысяча монастырских кварталов была снесена, а целых две тысячи монахов, включая монахинь и монахов, были вынуждены покинуть это место и вернуться в свои родные монастыри. Тем, кому было разрешено остаться в Ларунг Гаре, было официально предоставлено разрешение на проживание в этом заведении и предоставлены государственные удостоверения личности.
Кхенпо Джигме Пунцок скончался 7 января 2004 года в 363-м военном госпитале в Чэнду. Среди его ближайших учеников, не упомянутых выше, были Кхенпо Намдрол Церинг (mkhan po rnam grol tshe ring, b. 1953), Кхенчен Цултрим Лодро (mkhan chen tshul khrims blo gros, р. ?), и Ачук Кхенпо Друбванг Лунгток Гьелцен (a khyug mkhan po grub dbang lung rtogs rgyal mtshan, 1927-2011).
На сегодняшний день Ларунг Гар продолжает привлекать сотни монахов и практикующих-мирян в качестве жителей, а также большое количество паломников, которые приезжают посетить священное место. Несколько кхенпо отвечают за различные учебные (mkhas pa) и практические (grub pa) программы.