Махамудра: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 10: Строка 10:
Согласно [[Джамгон Конгтрул Лодро Тае|Джамгону Конгтрулу]], индийскими теоретическими источниками традиции махамудры являются тексты по Йогачаре и Татхагатагарбхе (природе будды), такие как [[Самадхинирмочана Сутра]] и [[Уттаратантра шастра|Махаянауттаратантрашастра]]. Фактическая практика и происхождение махамудры можно проследить до странствующих махасиддхов во времена индийской династии Пала (760-1142), начиная с сиддха [[Махасиддха Сараха|Сарахи]] 8-го века.
Согласно [[Джамгон Конгтрул Лодро Тае|Джамгону Конгтрулу]], индийскими теоретическими источниками традиции махамудры являются тексты по Йогачаре и Татхагатагарбхе (природе будды), такие как [[Самадхинирмочана Сутра]] и [[Уттаратантра шастра|Махаянауттаратантрашастра]]. Фактическая практика и происхождение махамудры можно проследить до странствующих махасиддхов во времена индийской династии Пала (760-1142), начиная с сиддха [[Махасиддха Сараха|Сарахи]] 8-го века.


Дохи Сарахи (песни или поэмы в рифмованных двустишиях) являются самой ранней дошедшей до нас литературой по махамудре. В них пропагандируются некоторые уникальные черты махамудры, такие как важность наставлений гуру, недвойственная природа ума, и отрицание обычных средств достижения просветления, таких как медитация шаматха-випасьяна, монашество, ритуалы, тантрические практики и изучение доктрин, в пользу более прямых методов махамудры - "немедитации" и "не-действия". Эти учения также стали источником для свода наставлений, в конечном итоге известных как тибетские учения об уме, связанные с махамудрой в линии [[Кагью]]. Позже индийские и тибетские мастера, такие как Падмаваджра, [[Тилопа]] и [[Гампопа]], включили махамудру в тантрические, монашеские и традиционные медитативные рамки.
[[Дохи Сарахи]] (песни или поэмы в рифмованных двустишиях) являются самой ранней дошедшей до нас литературой по махамудре. В них пропагандируются некоторые уникальные черты махамудры, такие как важность наставлений гуру, недвойственная природа ума, и отрицание обычных средств достижения просветления, таких как медитация шаматха-випасьяна, монашество, ритуалы, тантрические практики и изучение доктрин, в пользу более прямых методов махамудры - "немедитации" и "не-действия". Эти учения также стали источником для свода наставлений, в конечном итоге известных как тибетские учения об уме, связанные с махамудрой в линии [[Кагью]]. Позже индийские и тибетские мастера, такие как Падмаваджра, [[Тилопа]] и [[Гампопа]], включили махамудру в тантрические, монашеские и традиционные медитативные рамки.


=== Этимология в тантрах ===
=== Этимология в тантрах ===
Строка 28: Строка 28:
== Индийские источники ==
== Индийские источники ==


Все различные тибетские линии махамудры произошли от махасиддхов средневековой Индии (ок. 8-12 веков). Самая ранняя фигура — поэт десятого века йогин Сараха и его ученик Нагарджуна (эту тантрическую фигуру не следует путать с более ранним философом Нагарджуной ). [14] Сборники стихов и песен Сарахи, в основном написанные на языке апабхрамса , являются самыми ранними индийскими источниками учений махамудры, помимо буддийских тантр .
Среди других влиятельных индийских махасиддхов — Тилопа , его ученик Наропа и супруга Наропы Нигума. Песня Тилопы «Махамудра Гангама» — это широко распространенный короткий текст махамудры. Нигума является важным источником линии [[Шангпа Кагью]].
Ученик Тилопы Майтрипа ( ок.   1007–1085) стал главным мастером махамудры в Индии в его время, и большинство линий передачи махамудры ведут свое начало от Майтрипы. Майтрипа был очень влиятельной фигурой одиннадцатого века, ученым и тантриком, который широко преподавал Ратнаготравибхагу , текст, который широко рассматривается как соединяющий сутрические взгляды Махаяны и Ануттарайогатантры. Он составил комментарии к буддийским дохам, а его работы включают сборник из 26 текстов по «неконцептуальной реализации» ( аманасикара ), которые являются ключевым индийским источником учений махамудры, сочетающих в себе сутру и тантру и обучающих мгновенному подход к пробуждению.
[[Майтрипа]] описал махамудру следующим образом:
:''Махамудра, то, что едино и находится за пределами ума, ясно, но безмысленно, всепроникающе и обширно, как пространство. Его аспект великого сострадания очевиден, но лишен какой-либо природы. Проявляясь ясно, как луна в воде; Она находится за пределами всех условий, границ и центра. Ничем не загрязненна, она безупречен и вне надежд и страхов. Её невозможно описать, как сон немого.''
Одним из учеников Майтрипы был кадамский учёный Атиша , который обучал махамудре своего ученика Дромтонпы (1004–1063), который решил не делать махамудру частью традиции кадам. Другой ученик Майтрипы, [[Марпа Лоцава]], также представил махамудру в Тибете, и его ученик Миларепа также является центральной фигурой этой линии. Другой важной фигурой в распространении махамудры в этом регионе является Ваджрапани, еще один ученик Майтрипы. [20] Его ученик Асу также был учителем Речунгпы (1084-1161), одного из учеников Миларепы.
Гампопа , ключевая фигура школы Кагью, ссылается на три важных цикла индийских текстов, в которых Махамудра рассматривается как его основные источники:
«Семь [или восемь] текстов сиддхих» (Saptasiddhiḥ, тиб . Grub pa sde bdun), которые включают «Гухьясиддхи» Падмаваджры и «Джнанасиддхи» Индрабхути.
«Цикл шести сердечных текстов» или «Шесть работ по сущностному смыслу» ( Snying po skor Drug ), включая « Дохакошу » Сарахи и «Чатурмудранискую» Нагарджунагарбхи .
«Цикл учений о непознании» Майтрипы ( Yid la mi byed pa 'i chos skor ).
Эта классификация существовала со времен Бутона Ринчена Друпа (1290-1364).
Индийские источники махамудры позднее были собраны седьмым Кармапой Чодраком Гьяцо (1454-1506) в трехтомный сборник под названием « Индийские трактаты махамудры» ( тиб . Phyag rgya chen po'i rgya gzhung ). Этот сборник включает в себя три вышеупомянутых сборника, а также Анавилатантру и тексты, обучающие нетантрическому «мгновенному» подходу к практике индийского мастера по имени Шакьясрибхадра.


[[Категория:Толкования]]
[[Категория:Толкования]]

Версия от 11:00, 21 декабря 2023

Махамудра (санскрит: महामुद्रा, тиб.: ཕྱག་ཆེན་, Вайли: phyag chen, Тиб: ཕྱག་རྒྱ་ཆེན་པོ་, Вайли: phyag rgya chen po) буквально означает «великая печать» или «великий символ» и относится к тому факту, что «все явления неизбежно отмечены печатью нераздельности мудрости и пустоты». Махамудра — многозначный термин, имеющий большое значение в позднем индийском и тибетском буддизме, который также иногда встречается в индуистском и восточноазиатском буддийском эзотеризме. Это название также относится к совокупности учений, представляющих собой кульминацию всех практик школ Нового перевода (сарма) тибетского буддизма, которые считают это квинтэссенцией послания всех своих священных текстов. Практика Махамудры также известна как учение под названием Сахаджа-йога или «Йога совозникновения». В тибетском буддизме, особенно в школе Кагью, Сахаджа Махамудра иногда рассматривается как дополнительная колесница (яна), «Сахаджаяна» (тиб.: lhen chig kye pa), также известная как колесница средств самоосвобождения.

Джамгон Конгтрул, тибетский несектарный ученый (римэ), характеризует махамудру как путь к реализации «ума как он есть» (тиб.: sems nyid), который также лежит в основе всех путей Кагью. Он утверждает: «В общем, Махамудра и все, что ниже нее, являются «путем ума»» (тиб.: sems lam). [5] Махамудра традиционно относится к квинтэссенции самого ума и практике медитации в отношении истинного его понимания.

Исторические корни

Использование и значение термина махамудра развивалось на протяжении сотен лет индийской и тибетской истории, и в результате он может по-разному обозначать "ритуальный жест рукой, одну из последовательности "печатей" в тантрической практике, природу реальности как пустоты, процесс медитации, сосредоточенный на природе ума, врожденная мудрость союза блаженства и пустоты или высшее достижение буддхи на высших этапах тантрического пути".

Согласно Джамгону Конгтрулу, индийскими теоретическими источниками традиции махамудры являются тексты по Йогачаре и Татхагатагарбхе (природе будды), такие как Самадхинирмочана Сутра и Махаянауттаратантрашастра. Фактическая практика и происхождение махамудры можно проследить до странствующих махасиддхов во времена индийской династии Пала (760-1142), начиная с сиддха Сарахи 8-го века.

Дохи Сарахи (песни или поэмы в рифмованных двустишиях) являются самой ранней дошедшей до нас литературой по махамудре. В них пропагандируются некоторые уникальные черты махамудры, такие как важность наставлений гуру, недвойственная природа ума, и отрицание обычных средств достижения просветления, таких как медитация шаматха-випасьяна, монашество, ритуалы, тантрические практики и изучение доктрин, в пользу более прямых методов махамудры - "немедитации" и "не-действия". Эти учения также стали источником для свода наставлений, в конечном итоге известных как тибетские учения об уме, связанные с махамудрой в линии Кагью. Позже индийские и тибетские мастера, такие как Падмаваджра, Тилопа и Гампопа, включили махамудру в тантрические, монашеские и традиционные медитативные рамки.

Этимология в тантрах

Было высказано предположение, что первое использование этого термина было ок. VII века в Манджушримулакальпе, в которой это относится к жесту руки.

Этот термин упоминается все чаще по мере дальнейшего развития различных буддийских тантр, особенно в Йогатантрах, где он появляется в Таттвасамграхе (Сборнике реальности) и Ваджрашекхаре (вершине Ваджры). В этих источниках «махамудра» также обозначает жест руки, теперь связанный с тремя другими мудрами рук — мудрой действия (карма), обещанием (самайя) и дхарма-мудрой, — но также включает в себя «повторение мантр и визуализацию, которые символизируют и помогают отождествлению человека с божественной формой божества или пробужденным Разумом (бодхичиттой).

В тантрах Махайоги, таких как Гухьясамаджа тантра, махамудра имеет множество значений, включая созерцание-декламацию, способствующую несокрушимому телу, речи и уму татхагат; и объект — пустоту, посредством реализации которой «все достигается», «и оно также используется как синоним пробужденного ума, который считается «изначально нерожденным, пустым, невозникшим, несуществующим, лишенным самости, естественно сияющим и безупречным, как небо». Идея «махамудры» возникает как центральная буддийская концепция в Ануттарайога-тантрах (также известных как Йогинитантры), таких как Хеваджра, Чакрасамвара и Калачакра.

По словам Роджера Джексона, в этих тантрах махамудра имеет несколько значений. Это может относиться к практикам стадии завершения, которые работают с силами тонкого тела для создания божественной формы и «светоносной, блаженной, неконцептуальной мудрости». В этом контексте она рассматривается как высшая практика, которая превосходит и совершенствует все предыдущие и ведет к прямой реализации природы ума. Кроме того, термин махамудра может также относиться к абсолютной истине и окончательной реализации (махамудра-сиддхи) в буддийской тантре. По сути, это «великая печать», которая отмечает все явления, т.е. Таковость (татхата), пустота, неизменное блаженство за пределами объекта и субъекта, формы, мысли или выражения. Ученый-тантрист Арьядева резюмирует значение махамудры следующим образом: «обсуждение того, как достичь махамудры, влечет за собой методы медитации на самом Уме как на чем-то, имеющем пустотность в качестве своей природы».

По словам Реджинальда Рэя, термин «мудра» означает, что в опыте реальности практика каждое явление проявляется ярко, а термин «маха» («великий») относится к тому факту, что оно находится за пределами концепции, воображения и проекции.

Индийские источники

Все различные тибетские линии махамудры произошли от махасиддхов средневековой Индии (ок. 8-12 веков). Самая ранняя фигура — поэт десятого века йогин Сараха и его ученик Нагарджуна (эту тантрическую фигуру не следует путать с более ранним философом Нагарджуной ). [14] Сборники стихов и песен Сарахи, в основном написанные на языке апабхрамса , являются самыми ранними индийскими источниками учений махамудры, помимо буддийских тантр .

Среди других влиятельных индийских махасиддхов — Тилопа , его ученик Наропа и супруга Наропы Нигума. Песня Тилопы «Махамудра Гангама» — это широко распространенный короткий текст махамудры. Нигума является важным источником линии Шангпа Кагью.

Ученик Тилопы Майтрипа ( ок.   1007–1085) стал главным мастером махамудры в Индии в его время, и большинство линий передачи махамудры ведут свое начало от Майтрипы. Майтрипа был очень влиятельной фигурой одиннадцатого века, ученым и тантриком, который широко преподавал Ратнаготравибхагу , текст, который широко рассматривается как соединяющий сутрические взгляды Махаяны и Ануттарайогатантры. Он составил комментарии к буддийским дохам, а его работы включают сборник из 26 текстов по «неконцептуальной реализации» ( аманасикара ), которые являются ключевым индийским источником учений махамудры, сочетающих в себе сутру и тантру и обучающих мгновенному подход к пробуждению.

Майтрипа описал махамудру следующим образом:

Махамудра, то, что едино и находится за пределами ума, ясно, но безмысленно, всепроникающе и обширно, как пространство. Его аспект великого сострадания очевиден, но лишен какой-либо природы. Проявляясь ясно, как луна в воде; Она находится за пределами всех условий, границ и центра. Ничем не загрязненна, она безупречен и вне надежд и страхов. Её невозможно описать, как сон немого.

Одним из учеников Майтрипы был кадамский учёный Атиша , который обучал махамудре своего ученика Дромтонпы (1004–1063), который решил не делать махамудру частью традиции кадам. Другой ученик Майтрипы, Марпа Лоцава, также представил махамудру в Тибете, и его ученик Миларепа также является центральной фигурой этой линии. Другой важной фигурой в распространении махамудры в этом регионе является Ваджрапани, еще один ученик Майтрипы. [20] Его ученик Асу также был учителем Речунгпы (1084-1161), одного из учеников Миларепы.

Гампопа , ключевая фигура школы Кагью, ссылается на три важных цикла индийских текстов, в которых Махамудра рассматривается как его основные источники:

«Семь [или восемь] текстов сиддхих» (Saptasiddhiḥ, тиб . Grub pa sde bdun), которые включают «Гухьясиддхи» Падмаваджры и «Джнанасиддхи» Индрабхути. «Цикл шести сердечных текстов» или «Шесть работ по сущностному смыслу» ( Snying po skor Drug ), включая « Дохакошу » Сарахи и «Чатурмудранискую» Нагарджунагарбхи . «Цикл учений о непознании» Майтрипы ( Yid la mi byed pa 'i chos skor ). Эта классификация существовала со времен Бутона Ринчена Друпа (1290-1364).

Индийские источники махамудры позднее были собраны седьмым Кармапой Чодраком Гьяцо (1454-1506) в трехтомный сборник под названием « Индийские трактаты махамудры» ( тиб . Phyag rgya chen po'i rgya gzhung ). Этот сборник включает в себя три вышеупомянутых сборника, а также Анавилатантру и тексты, обучающие нетантрическому «мгновенному» подходу к практике индийского мастера по имени Шакьясрибхадра.