Шесть Дхарм Наропы: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) |
Sherab (обсуждение | вклад) |
||
Строка 129: | Строка 129: | ||
=== Кармамудра === | === Кармамудра === | ||
Практика внутреннего тепла тесно связана с практикой кармамудры (las kyi phyag rgya, печать действия), относящейся к медитативному сексуальному союзу, который ведет к четырем блаженствам, и практикуется вместе с йогой внутреннего тепла. В некоторых списках, например, Миларепы, она указана как отдельная дхарма. В других системах, таких как система Гампопы, она указана как разновидность йоги внутреннего тепла. Это потому, что считается необходимым иметь контроль над жизненными энергиями (посредством йоги внутреннего тепла), чтобы добиться успеха в кармамудре. | |||
Существуют различные классификации печати действия: кармамудра (печать действия) - это обычная сексуальная супруг(а) человека, а джнянамудра (печать мудрости) - это супруг(а)-божество, созданная силой визуализации. В тибетском буддизме эта практика редко выполняется с реальным человеком, и чаще всего она относится к воображаемой супруге или супругу (которым будет буддийское тантрическое божество, то есть йидам). | |||
По словам [[Ульрих Тимме Краг|Ульриха Тимме Крага]], в трудах Гампопы шесть дхарм связаны со вторым посвящением, а практика печати действия связана с третьим посвящением. По сути, практика печати действия ''«представляет собой этап практики, который можно выполнять после достижения совершенства в йогах Шести Дхарм»''. | |||
По мнению Цонкапы, оба практикующих йогу печати физического действия должны обладать высочайшими способностями, иметь тантрические посвящения, быть обученными тантре и быть способными соблюдать обеты (самайя), быть опытными в практике тантрической садханы и быть зрелыми в практикую четыре ежедневных занятия йогой. Им также следует владеть навыками медитации на пустоте и техниками достижения четырех блаженств. Цонкапа утверждает, что если у них нет этих качеств, практиковать физическую сексуальную йогу неразумно. В этом случае следует просто практиковать с визуализируемой супругой. | |||
Хотя многие традиционные списки типов супруг, которых следует искать для совместной практики с целью достижения духовных реализаций, написаны для мужчин и с мужской точки зрения, существуют некоторые редкие инструкции по этим садханам и по выбору супругов с точки зрения женщины-практика. | |||
==== Руководство Гампопы ==== | ==== Руководство Гампопы ==== | ||
Крагх приводит следующий обзор этой практики (с точки зрения мужчины), который можно найти в книге Гампопы "Зеркало, освещающее устные наставления": | |||
:''Сидя неподвижно в сексуальном союзе, он должен создать восходящее движение своего дыхания, медитируя на звук определенного мантрического слога. Это приведет к возникновению четырех уровней радости, то есть сексуального возбуждения. Испытывая их, он должен сосредоточиться на природе своего ума. После этого он выполняет практику Внутреннего тепла, при которой элемент ветра растворяется в элементе огня, порождая знак растворения "дым" (rtags du ba). Затем белая бодхичитта (byang sems, т. е. сперма) спускается с макушки головы к пенису (rdo rje nor bu, *vajraratna). В этот момент йогин-мужчина должен оставаться в медитативном состоянии, не выбрасывая сперму, тем самым заставляя элемент воды раствориться в элементе огня, что приводит к появлению знака подобно миражу (rtags smig sgyu lta bu). Когда поток бодхичитты достиг самого кончика пениса (rdo rje rtse mo, *vajrasekhara), йогин-мужчина должен обратить его поток обратно, до макушки головы. Таким образом, элемент воды растворяется в элементе земли, вызывая появление знака, похожего на лампу (rtags mar me lta bu). Когда это переживание становится очень устойчивым и появляется знак, похожий на светлячка, это является совершенством медитации спокойствия (gzhi nas, *samatha), эквивалентной медитативной концентрации (*samadhi) первого уровня поглощения (bsam gtan dang po, *prathamadhyana). Прервав это поглощение, йогин должен затем тренироваться в медитации прозрения (lhag mthong, *vipasyana). Здесь это делается с помощью визуализации, сосредоточенной на маленьком шарике света (thig le, *bindu) в сердечной чакре, который постепенно превращается в переживание сияния и пустоты ('od gsal stong pa nyid). Таким образом, появляется знак, подобный безоблачному небу (sprin med pa'i nam mkha' lta bu'i rtags), и йогин осознает бессамостность всех явлений как непостижимый центр неба.'' | |||
=== Йога ясного света === | === Йога ясного света === |
Версия от 10:10, 30 декабря 2023
Шесть Дхарм Наропы (Вайли: na ro'i chos Drug, санскр . ṣaḍdharma, «шесть доктрин Наро» или «шесть учений»), представляют собой набор тибетских буддийских тантрических практик, составленных индийскими махасиддхами Тилопой и Наропой (1016-1100 гг. н. э.) и передано тибетскому переводчику Марпе Лоцаве (ок. 1012 г.).
Другое название Шести Дхарм — «передача устных наставлений для достижения освобождения в бардо» или «система Бардо Трангдол». Здесь бардо относится к трем бардо: бодрствованию, сну и смерти. В литературе Кагью их также называют «путем средств» (thabs lam). Их также иногда называют Шестью йогами Наропы (но не в традиционной литературе, которая никогда не использует термины шаданга-йога или sbyor-drug).
Шесть дхарм представляют собой собрание тантрических буддийских практик стадии завершения, взятых из буддийских тантр. Они предназначены для ускоренного достижения состояния будды. Традиционно они требуют тантрического посвящения и личного обучения посредством работы с тантрическим гуру, а также выполнения различных предварительных практик. Шесть дхарм работают с тонким телом , в частности, посредством генерации энергии внутреннего тепла (туммо).
Шесть дхарм являются основной практикой школы Кагью (и изначально были уникальными для этой школы), и ключевые фигуры Кагью, такие как Миларепа, Гампопа, Пхагмодрупа и Джигтен Сумгон, преподавали и практиковали эти дхармы. Их также преподают в Гелуг, где их представил Дже Цонкапа, который получил линию передачи от своих учителей Кагью.
Линия передачи
Учение Тилопы (988–1069 гг. н. э.) — самая ранняя известная работа о Шести Дхармах. Он получил их от разных учителей. По словам Гленна Муллина, учителями линии передачи Тилопы были махасиддхи Нагарджуна (не путать с философом Мадхьямаки), Лавапа, Луипада, Шавари и Кришначарья. Кроме того, источниками этого сборника тантрических практик были названы Гухьясамаджа тантра, Хеваджра тантра и Чатурпитха тантра.
Наропа научился шести дхармам у Тилопы. Ученик Наропы Марпа обучал тибетца Миларепу, известного своими йогическими навыками. Миларепа, в свою очередь, обучал Гампопу, который написал различные руководства по медитации (khrid chos или khrid yig) по Шести Дхармам, которые собраны в «Дакпо Камбум» («Собрание высказываний Дакпо») в разделе, озаглавленном «Руководства по медитации по Шести Дхармам Наропы». (na ro'i chos Drug gi khrid yig). От Гампопы эти учения были переданы различным подшколам и линиям передачи Кагью, где они оставались центральной практикой.
К этим практикам были написаны многочисленные комментарии, в том числе «Квинтэссенция нектара» Шамара Чокьи Вангчука. Они также описаны в «Лучах света от драгоценности превосходного учения» Дакпо Таши Намгьяла и в «Сокровищнице знаний» Джамгона Конгтрула (книга восьмая, часть третья). Сегодня Шесть Дхарм являются одной из основных тантрических практик школы Кагью и практикуются в трехлетних ретритах монахами и йогами.
Благодаря усилиям Дже Цонкапы (1357–1419) Шесть Дхарм Наро также стали важными в традиции Гелуг. Цонкапа написал к ним комментарий под названием «Книга трёх вдохновений: трактат об этапах тренировки на глубоком пути Шести Дхарм Наро». Этот комментарий стал стандартным справочником по этим практикам в традиции Гелуг. Среди других деятелей, писавших о шести дхармах, — Гьялва Энсапа, Первый Панчен-лама и лама Дже Шераб Гьяцо.
Многие практикующие гелугпа, в том числе Далай-ламы и Панчен-ламы, были носителями линии передачи шести дхарм. Лама Еше и Лама Сопа — недавние учителя шести дхарм школы гелуг.
Классификация
Шесть дхарм представляют собой всеобъемлющее и целостное собрание практик стадии завершения индийской буддийской тантры . [10] В Кагью и Гелуг инициация или посвящение хотя бы в одну систему Ануттарайогатантры (обычно Чакрасамвара и/или Ваджрайогини /Ваджраварахи-тантры) и практика ее стадии зарождения являются основой для практики шести дхарм. По словам Ульриха Тимме Крага,
- После визуализации себя и всех других существ как божеств и чтения мантр божества во время практик, связанных с первым посвящением, практикующий использует эти техники шести йог, принадлежащих ко второму посвящению, для создания сильных переживаний блаженства, присутствия. и не-мысль, тем самым давая первый проблеск Пробуждения.
Шесть Дхарм
Несмотря на различную классификацию (от двух до десяти дхарм), наиболее широко используемый список из шести дхарм в творчестве деятеля школы Кагью Гампопы соответствует следующему списку:
(Тибетский, транслитерация Уайли и санскрит в скобках)
- Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли: gtum mo ; с. caṇḍālī) – йога внутреннего тепла (или мистического тепла).
- Осэл (тиб. འོད་གསལ་, Вайли: од гсал ; с. prabhasvara) – йога ясного света, сияния или светимости.
- Милам (тиб. རྨི་ལམ་, Вайли: rmi lam ; с. svapnadarśana) – йога состояния сна.
- Гьюлю (тиб. སྒྱུ་ལུས, Вайли: sgyu lus ; с. māyākāyā) — йога иллюзорного тела.
- Бардо (тиб. བར་དོ, Вайли: бар до ; с. antarābhava) – йога промежуточного состояния.
- Пхова (тиб. འཕོ་བ་, Вайли: pho ba ; с. saṃkrānti) – йога переноса сознания в чистое поле Будды.
Другие дхармы
Другие дхармы, иногда группируемые с вышеперечисленными или устанавливаемые как вспомогательные практики, включают:
Практика стадии зарождения. Согласно Тубтену Еше , Миларепа относит медитацию на стадии зарождения йоги Божества к части дхарм.
Кармамудра или «печать действия» (Wylie : las kyi phyag rgya , THL : lé kyi chak-gya ; ошибочно S: kāmamudrā или «печать желания»). Это тантрическая йога, включающая сексуальный союз с супругом или партнером, либо физическим. или визуализировано. Как и все другие йоги, ее нельзя практиковать без основы практики туммо и стадий зарождения.
Силовой перенос (дронгджук пхова) – вариант пхова, при котором садхака может перенести поток своего ума в недавно умершее тело. Самоосвобождение – сам Наропа в « Ваджрных стихах Шепота Традиции » добавляет практику самоосвобождения в мудрости недвойственности, которая является решающим воззрением Махамудры. Это всегда рассматривается как отдельный путь.
Классификации
Существуют разные способы организации и перечисления дхарм Наропы, кроме списка Гампопы. Например, Цонкапа предпочитает следующий список, следующий за Пагмо Другпой: (1) туммо (2) иллюзорное тело (3) ясный свет (4) пхова (5) силовой перенос и (6) бардо.
Дхармы также иногда группируются в разные наборы учений. Например, Гьялва Венсапа группирует их в две дхармы: (1) йоги для привлечения жизненных энергий в центральный канал; и (2) йоги, которые выполняются после того, как энергии были извлечены таким образом. По словам Гленна Маллина , «Марпа Лоцава, по-видимому, главным образом говорил о них как о четырех аспектах: (1) внутренний жар; (2) кармамудра, или йога с опором на партнера; (3) иллюзорное тело; и (4) ясный свет. Здесь три из шесть, то есть йоги переноса сознания, силовой перенос и бардо, не имеют статуса отдельных «дхарм», предположительно потому, что они отнесены к позиции вспомогательных практик». Между тем, Миларепа, похоже, классифицировал дхармы Наропы следующим образом: (1) стадия зарождения; (2) внутреннее тепло; (3) кармамудра; (4) введение в суть взгляда на предельную природу бытия; (5) относительный ясный свет пути; и (6) иллюзорная природа вместе с йогой сновидений.
Существует также список десяти дхарм, который можно найти в работе Нгулчу Дхармабхадры: (1) йоги стадии зарождения; (2) взгляд на пустоту; (3) внутреннее тепло; (4) кармамудра-йоги; (5) иллюзорное тело; (6) ясный свет; (7) йога сновидений; (8) бардо-йоги; (9) перенос сознания; и (10) силовой перенос.
Обзор практик
Предварительные практики
Во всех школах тибетского буддизма существуют различные предварительные практики, заимствованные из обычной Махаяны, которые предписываются ученикам перед началом практики йоги стадии завершения (например, принятие прибежища, устремление бодхичитты, гуру-йога, йога божеств и посвящение заслуг). Детали этого зависят от линии передачи, школы и конкретного учителя.
Например, Цонкапа цитирует Миларепу, заявившего, что сначала человек устанавливает основы, «такие как прибежище в трех драгоценностях и двух аспектах бодхичитты». Цонкапа также цитирует стихи Миларепы, которые показывают, что он считал, что сначала следует практиковать созерцание природы кармы, наблюдение недостатков самсары, а также медитировать на доброту и бодхичитту.
Цонкапа делит предварительные упражнения на общие и особые. Общие предварительные занятия посвящены практикам Сутраяны, таким как созерцание закона кармы, непостоянства и смерти, созерцание недостатков самсары, возникновение бодхичитты, практика медитации любви (майтри) и сострадания (каруна), соблюдение обетов бодхистатвы, практика шести совершенств и шаматха-випашьяна. Это соответствует практикам сутр, найденным в учениях Ламрима. По словам Цонкапы, если человек не будет практиковать это, он не сможет «отбросить цепляние за эфемерные вещи этой жизни и, как следствие, не будет испытывать устойчивого стремления заниматься духовной практикой». Таким образом, практика человека будет «оставаться поверхностной», ему будет недоставать бодхичитты и медитативного сосредоточения, и, таким образом, ему также будет недоставать понимания отсутствия "Я".
Особыми предварительными являются практики Ваджраяны, такие как получение инициации (лучшими являются Чакрасамвара или Хеваджра, поскольку они особенно связаны с шестью дхармами), соблюдение тантрических обетов (самайя), медитация Ваджрасаттвы и гуру-йога. Цонкапа рекомендует практиковать медитацию на стадии зарождения для подготовки к шести йогам. По словам Гленна Муллина, «по тону Цонкапы очевидно, что многие из его читателей слышали о практике Шести йог, не пройдя предварительно достаточной подготовки в медитациях на стадии зарождения». Однако Цонкапа возражает против этого. Цонкапа также пишет, что необходимо иметь понимание учения о пустоте.
Точно так же в «Квинтэссенции нектара» Шамара Чокьи Вангчука говорится, что человек должен: получить тантрическое посвящение, тренироваться в общих предварительных упражнениях (таких как созерцание своего драгоценного человеческого рождения и так далее), развивать сострадание и бодхичитту, практиковать очищение Ваджрасаттвы и практиковать гуру-йогу.
Физические упражнения
Существуют также вспомогательные физические упражнения (трул кхор), в которых используются различные позы (асаны) и движения. Существуют разные традиции этих физических упражнений с различными наборами упражнений. Джей Шераб Гьяцо утверждает, что некоторые школы практикуют набор из шести упражнений, в то время как "школы Пагмо Друпа и Дрикунг Кагью придерживаются традиции 108 упражнений".
Общепринятые "шесть упражнений" изложены в книге Пагмо Друпы "Стихи о технике пути: Дополнение (тиб. Thabs lam tshigs bead ma'i lhan thabs) следующим образом:
- Существует шесть упражнений для очищения тела: наполнение, как ваза; вращение, как колесо; зацепление, как крюк; демонстрация мудры связывания ваджры, поднятие вверх к небу, а затем нажатие вниз; выпрямление, как стрела, а затем сильное повторное выпускание воздуха в манере собачьего взгорбливания; и, чтобы наполнить энергией проходы и кровь в теле, встряхивание головы и всего тела и сгибание мышц. Это шесть упражнений.
Первое упражнение особенно важно, так как это практика задержки дыхания кумбхака (дыхание вазой), при которой человек глубоко вдыхает в пупок и задерживает дыхание там так долго, как только может. Эта техника задержки дыхания также применяется в туммо. Согласно Цонгкапе, эти шесть йог следует выполнять в сочетании с созерцанием полого тела. Эта практика позволит человеку ощутить большую радость, а также поможет предотвратить травмы, которые могут возникнуть из-за изменения потока жизненных ветров в результате практики шести йог. С этой практикой связана визуализация тела как полого: "здесь тело и энергетические каналы (нади) должны восприниматься как совершенно прозрачные и сияющие". Эта техника снимает напряжение и придает эластичность тонким энергетическим каналам. Цонгкапа описывает эту практику следующим образом:
- Начинают, как и прежде, с практики визуализации себя как божества мандалы. Особое применение здесь - концентрация на теле, от кончика головы до подошв ног, как на абсолютно пустом, подобно пустому прозрачному шару, наполненному светом... Здесь тело должно быть представлено как полностью лишенное вещественности, возникающее в уме, как радуга в небе".
Практика внутреннего жара
Практика внутреннего жара (Вайли: gtum mo, санскрит: chandali,, буквально означает "свирепая, горячая или дикая женщина") является основой для остальных шести дхарм и первой из них. Эта практика работает с системой тонкого тела (также известного как ваджрное тело), состоящей из каналов (нади), ветров (лунг, вайю), капель (бинду) и чакр. Благодаря внутреннему теплу жизненные ветры проникают в центральный канал (авадхути), вызывая четыре блаженства или радости, которые затем объединяются с мудростью, постигающей пустоту.
Эта практика является разновидностью пранаямы, которая обычно включает в себя сидение с прямой спиной, визуализацию каналов, задержку дыхания глубоко в животе на длительное время (это называется "дыхание вазы", кумбхака), а затем визуализацию огненного короткого удара слога AH по пупку. Эта практика приводит жизненные ветры в центральный канал, где они, как говорят, растапливают капли (бинду, которые являются крошечными сферами тонкой энергии), вызывая великое блаженство. Это мощное переживание блаженства "как говорят, представляет собой подобие реального блаженства, испытываемого при духовном Пробуждении (byang chub, *bodhi)".
Согласно Гленну Муллину, в тантрических писаниях говорится, что тантрическое блаженство, испытываемое при этой практике, "в сто раз интенсивнее обычного сексуального оргазма, [и] порождает особое состояние сознания". Это блаженное состояние ума затем используется для созерцания пустоты. Это "блаженство, соединенное с (мудростью) пустоты", называют Махамудрой ("Великой печатью").
В стихах Тилопы о шести дхармах эта практика кратко изложена следующим образом:
- Йогическое тело, совокупность энергетических каналов, грубых и тонких, обладающих энергетическими полями, должно быть взято под контроль. Метод начинается с физических упражнений. Жизненная прана [то есть энергии] втягивается, наполняется, сохраняется и растворяется. Есть два боковых канала, центральный канал авадхути и четыре чакры. Пламя поднимается от огня чандали в пупке. Поток нектара стекает со слога ХАМ на макушке, призывая четыре радости. Есть четыре результата, подобных причине, и шесть упражнений, расширяющих их.
Руководство Гампопы
Ульрих Тимме Краг описывает развитие этой практики из одного из руководств Гампопы, озаглавленного «Тонко нанизанный жемчуг». После описания визуализации трех каналов в тексте очерчиваются четыре чакры, которые следует визуализировать вдоль центрального канала с различными спицами, исходящими из каждой чакры, как раскрытый зонтик. Четыре чакры, описанные Гампопой:
- В пупке находится эманационная чакра с 64 спицами.
- В центре находится Дхармачакра с 8 спицами.
- В горле находится чакра наслаждения с 16 спицами.
- На макушке головы находится чакра великого блаженства с 32 спицами.
Краг описывает эту практику следующим образом:
- Практикующему советуют задержать дыхание ниже пупка, чтобы буква А вспыхнула, как пламя, причем огонь достигал такой высоты, что пламя попадало в букву Хам, визуализируемую в чакре великого блаженства. Это заставляет энергию, называемую бодхичиттой (byang sems), которая хранится в этой чакре, стекать вниз по центральному каналу. Заполняя различные чакры на своем пути вниз, он порождает различные переживания блаженства. После достижения и заполнения пупочной чакры бодхичитта визуализируется как текущая обратно вверх, в то время как йоги продолжают использовать технику дыхания тум мо, задерживая дыхание как можно дольше в животе. В конце практики практикующий перестает визуализировать (yid la mi byed) каналы, ветры и капли и вместо этого погружается в непридуманное состояние Махамудры (phyag rgya chen po ma bcos pa'i ngang).
В другом руководстве по медитации Гампопы также упоминается практика, основанная на визуализации капли (тигле, бинду) между бровями. Это бинду спускается и поднимается по центральному каналу, распространяя по пути ощущение блаженства-пустоты. Что касается постмедитации, йогину «предписывается тренироваться переживать все чувственные впечатления как блаженство и поддерживать постоянное ощущение внутреннего тепла и успокаивающего, охлаждающего блаженства нисходящей бодхичитты. Говорят, что переживание всего как блаженства автоматически приведет к переживанию немыслия (mi rtog pa, *nirvikalpa)».
Руководство в Гелуг
В системе Цонгкапы внутренний жар является краеугольным камнем всех шести дхарм (наряду с медитацией на пустоте). Каждый раз, когда человек практикует одну из этих шести дхарм, он должен сначала создать внутренний жар вместе с четырьмя блаженствами и объединить его с медитацией на пустоту. После освоения, туммо затем применяется к практике иллюзорного тела, и на основе йоги иллюзорного тела практикуется йога сияния/ясного света.
Комментарий Цонкапы «Три вдохновения» делит практику внутреннего тепла на три основных компонента:
Медитация на каналах; сначала визуализируют три канала (правый — красный, левый — белый и центральный канал — синий), а затем четыре чакры: макушку (разноцветную, с 32 лепестками), горло (красную, с 16 лепестками), сердце (белую, с 6 лепестками). и ниже пупка (красную с 64 лепестками). Человек фиксирует ум на каждой чакре, и с практикой они становятся все более ясными. Если это слишком сложно, можно сначала медитировать на каналы или на точку их соединения ниже пупка. Цель – добиться стабильной ясности сияющего вида каналов и чакр на длительный период времени. Эту практику можно также объединить с дыханием вазы (т. е. кумбхакой) и визуализацией полого тела.
Медитация на мантрические семенные слоги в центре каждой чакры; Цонгкапа утверждает: «следует сконцентрироваться на слогах трех верхних чакр лишь на короткий период времени, а затем посвятить большую часть сеанса медитации на ударе Ах в пупочной чакре». Остальные слоги: перевернутый белый Хам в коронной чакре, перевернутый синий Хум ཧཱུྃ в сердечной чакре, красный Ом ཨོཾ в горловой чакре. Слоги-семена следует визуализировать как крошечные, размером с горчичное зерно, хотя Цонкапа утверждает, что можно начать представлять их более крупными, а затем уменьшить.
Медитация на чакры, слоги и каналы в сочетании с техникой дыхания вазы. Чтобы попрактиковаться в дыхании вазы, сделайте долгий глубокий вдох через нос. Затем проглотите и надавите животом. Удерживает воздух максимально долго. Затем мягко и тихо выдыхаем. По мнению Цонкапы, до тех пор, пока в этой практике не будет достигнут некоторый прогресс, следует практиковать осторожно, без применения силы. Дискомфорта быть не должно. Также следует практиковать натощак.
Цонгкапа описывает результат полного метода (с одновременной практикой всех трех описанных выше элементов) следующим образом:
- Затем энергии, находящиеся в чакре в тайном месте, заставляют слог АХ в пупочной чакре, который по своей природе является внутренним огнем, пылать светом. Этот свет поднимается вверх по центральному каналу авадхути и расплавляет остальные три слога: ХАМ, ОМ и ХУМ [соответственно в коронной, горловой и сердечной чакрах]. Они тают и капают в слог АХ [в пупочной чакре]. Четверо обретают одну неразделимую природу. Затем человек фиксирует ум на капле [образующейся в результате этого слияния], природа которой — врожденное блаженство. Если это удастся, то из капли выйдет язычок крохотного пламени внутреннего тепла. Человек фиксирует на этом ум. Свет этого пламени поднимается вверх по центральному каналу, где расплавляет каплю белой субстанции ума бодхи, пребывающей в коронной чакре. Она стекает вниз, как нектар, наполняя мантрический слог АХ в пупочной чакре. Медитируют однонаправленно на удар АХ, пока не появятся признаки стабильности. Когда достигнута медитативная устойчивость, сияние света внутреннего огня будет освещать внутреннюю и внешнюю часть тела человека, а также жилище и т. д., делая их прозрачными, как кусочек плода кюрура, который держат в руке.
Эта практика заставит жизненные ветры войти в центральный канал. Цонгкапа описывает различные признаки того, что это произошло, главным образом то, что дыхание течет через ноздри плавно и равномерно, затем оно становится все более тонким, а затем совсем прекращается.
Говорят также, что практика Туммо порождает четыре блаженства. Цонгкапа объясняет, что первое блаженство возникает, когда капля энергии в теменной чакре плавится, когда жизненные ветры приносятся к макушке посредством туммо. Когда энергии достигают горла, это второе блаженство («высшее блаженство»), когда они достигают сердца, возникает третье блаженство («особое блаженство») и когда они достигают пупка, возникает четвертое «врожденное блаженство». Если человек сможет удерживать ум в чакрах в течение длительного времени, он обретет способность контролировать движение капель энергии. Затем можно также вернуть каплю обратно по центральному каналу, снова испытывая блаженство, но начиная с пупочной чакры. Затем продолжайте практиковать, перемещая каплю вверх и вниз по центральному каналу, снова и снова испытывая четыре нисходящих и четыре восходящих блаженства.
Чтобы медитировать на врожденную мудрость, нужно дать капле расплавиться до самой чакры в тайном месте («кончик драгоценного камня»). Затем человек медитирует на пустоту и пребывает в этом блаженстве – медитации пустоты. Затем каплю возвращают в коронную чакру, медитируя на «сфере блаженства, соединенной с пустотой».
Цонгкапа далее утверждает: «В периоды после медитации нужно сознательно развивать осознанность переживания блаженства и пустоты и ставить печать этого союза на все объекты и события, которые появляются и происходят. Это применение вызывает особый экстаз воспламеняться, чему следует способствовать».
Кармамудра
Практика внутреннего тепла тесно связана с практикой кармамудры (las kyi phyag rgya, печать действия), относящейся к медитативному сексуальному союзу, который ведет к четырем блаженствам, и практикуется вместе с йогой внутреннего тепла. В некоторых списках, например, Миларепы, она указана как отдельная дхарма. В других системах, таких как система Гампопы, она указана как разновидность йоги внутреннего тепла. Это потому, что считается необходимым иметь контроль над жизненными энергиями (посредством йоги внутреннего тепла), чтобы добиться успеха в кармамудре.
Существуют различные классификации печати действия: кармамудра (печать действия) - это обычная сексуальная супруг(а) человека, а джнянамудра (печать мудрости) - это супруг(а)-божество, созданная силой визуализации. В тибетском буддизме эта практика редко выполняется с реальным человеком, и чаще всего она относится к воображаемой супруге или супругу (которым будет буддийское тантрическое божество, то есть йидам).
По словам Ульриха Тимме Крага, в трудах Гампопы шесть дхарм связаны со вторым посвящением, а практика печати действия связана с третьим посвящением. По сути, практика печати действия «представляет собой этап практики, который можно выполнять после достижения совершенства в йогах Шести Дхарм».
По мнению Цонкапы, оба практикующих йогу печати физического действия должны обладать высочайшими способностями, иметь тантрические посвящения, быть обученными тантре и быть способными соблюдать обеты (самайя), быть опытными в практике тантрической садханы и быть зрелыми в практикую четыре ежедневных занятия йогой. Им также следует владеть навыками медитации на пустоте и техниками достижения четырех блаженств. Цонкапа утверждает, что если у них нет этих качеств, практиковать физическую сексуальную йогу неразумно. В этом случае следует просто практиковать с визуализируемой супругой.
Хотя многие традиционные списки типов супруг, которых следует искать для совместной практики с целью достижения духовных реализаций, написаны для мужчин и с мужской точки зрения, существуют некоторые редкие инструкции по этим садханам и по выбору супругов с точки зрения женщины-практика.
Руководство Гампопы
Крагх приводит следующий обзор этой практики (с точки зрения мужчины), который можно найти в книге Гампопы "Зеркало, освещающее устные наставления":
- Сидя неподвижно в сексуальном союзе, он должен создать восходящее движение своего дыхания, медитируя на звук определенного мантрического слога. Это приведет к возникновению четырех уровней радости, то есть сексуального возбуждения. Испытывая их, он должен сосредоточиться на природе своего ума. После этого он выполняет практику Внутреннего тепла, при которой элемент ветра растворяется в элементе огня, порождая знак растворения "дым" (rtags du ba). Затем белая бодхичитта (byang sems, т. е. сперма) спускается с макушки головы к пенису (rdo rje nor bu, *vajraratna). В этот момент йогин-мужчина должен оставаться в медитативном состоянии, не выбрасывая сперму, тем самым заставляя элемент воды раствориться в элементе огня, что приводит к появлению знака подобно миражу (rtags smig sgyu lta bu). Когда поток бодхичитты достиг самого кончика пениса (rdo rje rtse mo, *vajrasekhara), йогин-мужчина должен обратить его поток обратно, до макушки головы. Таким образом, элемент воды растворяется в элементе земли, вызывая появление знака, похожего на лампу (rtags mar me lta bu). Когда это переживание становится очень устойчивым и появляется знак, похожий на светлячка, это является совершенством медитации спокойствия (gzhi nas, *samatha), эквивалентной медитативной концентрации (*samadhi) первого уровня поглощения (bsam gtan dang po, *prathamadhyana). Прервав это поглощение, йогин должен затем тренироваться в медитации прозрения (lhag mthong, *vipasyana). Здесь это делается с помощью визуализации, сосредоточенной на маленьком шарике света (thig le, *bindu) в сердечной чакре, который постепенно превращается в переживание сияния и пустоты ('od gsal stong pa nyid). Таким образом, появляется знак, подобный безоблачному небу (sprin med pa'i nam mkha' lta bu'i rtags), и йогин осознает бессамостность всех явлений как непостижимый центр неба.