Туммо

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Часть фрески на северной стене храма Лукханг , изображающая Туммо (внутренний огонь) и Пхова (перенос сознания)

В тибетском буддизме Туммо ( тиб.: གཏུམ་མོ, Вайли: gtum mo; санскрит: чандали) — гневная богиня жара и страсти. Туммо встречается в текстах Махасиддхи Кришначарьи и Хеваджра-тантре.

Туммо — это также тантрическая практика внутреннего тепла, разработанная вокруг концепции женского божества. Его можно найти в Шести Дхармах Наропы, Ламдре, Калачакре и Ануйоге, учениях Ваджраяны. Цель туммо — получить контроль над процессами тела на стадии завершения Ануйоги или Ануттарайога-тантры («высшей йога-тантры»).

Практика начинается с визуализации энергетических каналов, ветров, капель и чакр тела. Внутреннее тепло, создаваемое посредством специальных упражнений по задержке дыхания, помогает жизненным ветрам проникать в центральный канал, что приводит к переживаниям блаженства. Практика также предполагает сосредоточение внимания на семенных слогах в чакрах и объединение их с медитацией на пустоту. Со временем практикующие стремятся овладеть этим процессом, достигая повышенных состояний ясности, внутреннего тепла и блаженства.

Научные исследования изучили влияние туммо, продемонстрировав заметное повышение температуры тела, метаболизма и выброса тепловой энергии у опытных медитаторов. Хотя влияние этой практики на температуру тела было исследовано, ее основная цель в тибетском буддизме по-прежнему сосредоточена на духовном развитии, сочетая визуализацию, дыхание и медитацию для использования внутреннего огня и достижения глубоких состояний озарения.

Практика

Практика внутреннего тепла ( gtum mo , санскр. chandali, буквально означает «жестокая, горячая или дикая женщина») является основой для остальных шести дхарм и является первой из шести дхарм Наропы. Эта практика работает с тонким телом (также известным как ваджрное тело), ​​системой каналов (нади), ветров (лунг , вайю), капель (бинду) и чакр. Благодаря внутреннему теплу жизненные ветры проникают в центральный канал (авадхути), вызывая четыре блаженства или радости, которые затем объединяются с мудростью, постигающей пустоту.

Эта практика представляет собой разновидность пранаямы, которая обычно включает в себя сидение с прямой спиной, визуализацию каналов, задержку дыхания глубоко в животе на длительное время (так называемое «дыхание вазы», ​​кумбхака), а затем применение визуализации огненного короткого удара АХ. слог в пупке. Эта практика направляет жизненные ветры в центральный канал, где, как говорят, они плавят капли (бинду, крошечные сферы тонкой энергии), вызывая великое блаженство. Это мощное переживание блаженства «считается подобием настоящего блаженства, испытываемого при духовном пробуждении (byang chub , bodhi)».

По словам Гленна Муллина, тантрические писания утверждают, что тантрическое блаженство, испытываемое при этой практике, «в сто раз интенсивнее, чем обычный сексуальный оргазм, [и] порождает особое состояние сознания». Это экстатическое состояние ума затем используется для созерцания пустоты. Это «блаженство, соединенное с (мудростью) пустоты» и есть то, что называется Махамудрой («Великой Печатью»).

Перевернутый семенной слог Хам тибетского письма

В стихах Тилопы о шести дхармах практика кратко описывается следующим образом:

Йогическое тело, совокупность энергетических каналов, грубых и тонких, обладающих энергетическими полями, должно быть взято под контроль. Метод начинается с физических упражнений. Жизненный воздух [т.е. энергии] втягивается, наполняется, сохраняется и растворяется. Есть два боковых канала, центральный канал авадхути и четыре чакры. Пламя поднимается от огня чандали в пупке. Поток нектара стекает со слога ХАМ на макушке, призывая четыре радости. Есть четыре результата, подобных причине, и шесть упражнений, расширяющих их.

Традиция Кагью

Ульрих Тимме Краг описывает развитие этой практики из одного из руководств Гампопы, озаглавленного «Тесно нанизанный жемчуг». После описания визуализации трех каналов в тексте очерчиваются четыре чакры, которые следует визуализировать вдоль центрального канала с различными спицами, исходящими из каждой чакры, как раскрытый зонтик. Четыре чакры, описанные Гампопой:

В пупке находится чакра эманаций с 64 спицами.
В центре находится Дхармачакра с 8 спицами.
В горле находится чакра наслаждения с 16 спицами.
На макушке головы находится чакра великого блаженства с 32 спицами.

Краг описывает эту практику следующим образом:

Практикующему советуют задержать дыхание ниже пупка, чтобы буква А вспыхнула, как пламя, причем огонь достигал такой высоты, что пламя попадало в букву Хам, визуализируемую в чакре великого блаженства. Это заставляет энергию, называемую бодхичиттой (byang sems), которая хранится в этой чакре, стекать вниз по центральному каналу. Заполняя различные чакры на своем пути вниз, она порождает различные переживания блаженства. После достижения и заполнения пупочной чакры бодхичитта визуализируется как текущая обратно вверх, в то время как йоги продолжают использовать технику дыхания туммо , задерживая дыхание как можно дольше в животе. В конце практики практикующий перестает визуализировать (yid la mi byed) каналы, ветры и капли и вместо этого погружается в непридуманное состояние Махамудры (phyag rgya chen po ma bcos pa'i ngang).

В другом руководстве по медитации Гампопы также упоминается практика, основанная на визуализации капли (thig le, bindu) между бровями. Это бинду спускается и поднимается по центральному каналу, распространяя по пути ощущение блаженства-пустоты. Что касается постмедитации, йогу «предписывается тренироваться переживать все чувственные впечатления как блаженство и поддерживать постоянное ощущение внутреннего тепла и успокаивающего, охлаждающего блаженства нисходящей бодхичитты. Говорят, что переживание всего как блаженства автоматически приведет к возникновению опыта безмыслия (mi rtog pa, nirvikalpa)».

Традиция Гелуг

В системе Дже Цонкапы внутренний жар является краеугольным камнем всех шести дхарм (наряду с медитацией на пустоте). Каждый раз, когда человек практикует одну из этих шести дхарм, он должен сначала создать внутренний жар вместе с четырьмя блаженствами и объединить его с медитацией на пустоту. После освоения туммо затем применяется практика иллюзорного тела, и на основе йоги иллюзорного тела практикуется йога сияния/ясного света.

Комментарий Цонкапы «Три вдохновения» делит практику внутреннего тепла на три основных компонента:

Медитация на каналах; сначала визуализируют три канала (правый — красный, левый — белый и центральный канал — синий), а затем четыре чакры: макушку (разноцветную, с 32 лепестками), горло (красную, с 16 лепестками), сердце (белую, с 6 лепестками). и ниже пупка (красную с 64 лепестками). Человек фиксирует ум на каждой чакре, и с практикой они становятся все более ясными. Если это слишком сложно, можно сначала медитировать на каналы или на точку их соединения ниже пупка. Цель – добиться стабильной ясности сияющего вида каналов и чакр на длительный период времени. Эту практику можно также объединить с дыхательным упражнением вазы (т. е. кумбхакой) и визуализацией полого тела.

Медитация на семенных слогах в центре каждой чакры; Цонкапа утверждает: «следует сконцентрироваться на слогах трех верхних чакр лишь на короткий период времени, а затем посвятить большую часть сеанса медитации на ударе Ах в пупочной чакре». Остальные слоги: перевернутый белый Хам в коронной чакре, перевернутый синий Хум ཧཱུྃ в сердечной чакре, красный Ом ཨོཾ в горловой чакре. Слоги-семена следует визуализировать как крошечные, размером с горчичное зерно , хотя Цонкапа утверждает, что можно начать представлять их более крупными, а затем уменьшить их.

Медитация на чакры, слоги и каналы в сочетании с техникой дыхания вазы. Чтобы попрактиковаться в дыхании вазы, сделайте долгий глубокий вдох через нос. Затем проглотите и надавите животом. Удерживает воздух максимально долго. Затем мягко и тихо выдыхаем. Согласно Цонкапе, до тех пор, пока не будет достигнут некоторый прогресс в этой практике, следует практиковать осторожно, без применения силы. Дискомфорта быть не должно. Также следует практиковать натощак.

Слог удара Ах, как его объясняют в Гелуг

Цонкапа описывает результат полного метода (с одновременной практикой всех трех описанных выше элементов) следующим образом:

Затем энергии, находящиеся в чакре в тайном месте, заставляют слог АХ в пупочной чакре, который по своей природе является внутренним огнем, пылать светом. Этот свет поднимается вверх по центральному каналу авадхути и расплавляет остальные три слога: ХАМ, ОМ и ХУМ [соответственно в коронной, горловой и сердечной чакрах]. Они тают и падают в слог АХ [в пупочной чакре]. Четверо обретают одну неразделимую природу. Затем человек фиксирует ум на капле [образующейся в результате этого слияния], природа которой — врожденный экстаз. Если это удастся, то из капли выйдет язычок крохотного пламени внутреннего тепла. Человек фиксирует на этом ум. Свет этого пламени поднимается вверх по центральному каналу, где расплавляет каплю белой субстанции ума бодхи, пребывающего в коронной чакре. Она стекает вниз, как нектар, наполняя мантрический слог АХ в пупочной чакре. Медитируют однонаправленно на АХ-тунг, пока не появятся признаки стабильности. Когда достигнута медитативная устойчивость, сияние света внутреннего огня осветит тело изнутри и снаружи, а также жилище и т. д., делая их прозрачными, как кусочек плода кюрура, который держат в руке.

Эта практика заставит жизненные ветры войти в центральный канал. Цонкапа описывает различные признаки того, что это произошло, главным образом то, что дыхание течет через ноздри плавно и равномерно, затем оно становится все более тонким, а затем совсем прекращается.

Говорят также, что практика Туммо порождает четыре блаженства. Цонкапа объясняет, что первое блаженство возникает, когда капля энергии в теменной чакре плавится, когда жизненные ветры приносятся к макушке посредством туммо. Когда энергии достигают горла, это второе блаженство («высшее блаженство»), когда они достигают сердца, возникает третье блаженство («особое блаженство») и когда они достигают пупка, возникает четвертое «врожденное блаженство». Если человек сможет удерживать ум в чакрах в течение длительного времени, он обретет способность контролировать движение капель энергии. Затем можно также вернуть каплю вверх по центральному каналу, снова испытывая блаженство, но начиная с пупочной чакры. Затем продолжайте практиковать, перемещая каплю вверх и вниз по центральному каналу, снова и снова испытывая четыре нисходящих и четыре восходящих блаженства.

Чтобы медитировать на врожденную мудрость, нужно дать капле расплавиться до самой чакры в тайном месте («кончик драгоценного камня»). Затем человек медитирует на пустоту и пребывает в этом союзе блаженства и пустоты. Затем каплю возвращают в коронную чакру, медитируя на «сфере блаженства, соединенной с пустотой».

Цонкапа далее утверждает: «В периоды после медитации нужно сознательно развивать осознанность переживания блаженства и пустоты и наделить печатью этого союза блаженства и пустоты все объекты и события, которые появляются и происходят. В результате такого применения разгорается особый экстаз, который необходимо поддерживать».

Туммо - объяснение Калу Ринпоче

Первая из Шести йог Наропы – туммо, йога внутреннего тепла. Она основана на том принципе, что наше тело на тайном уровне складывается из каналов (санскр. нади), энергии (санскр. прана) и капель (санскр. бинду), составляющих материальную опору для ума. Воздействуя на опору, практикующий воздействует на сам ум. Между умом и этой системой тонких энергий существует постоянное взаимодействие. Наставления по практике туммо касаются работы с нади, праной и бинду.

Результаты туммо проявляются на двух планах. Во-первых, в теле появляется полезное тепло. Поэтому часто говорят о йогинах, таких как Миларепа, которые даже в снежных горах посреди зимы носили лишь тонкие хлопковые одежды. На уровне ума это тепло связано с ощущением блаженства, которое само по себе раскрывается в переживании пустоты, вследствие чего практикующий обретает постижение Махамудры, блаженства, пустоты и отсутствия мышления.

Часто проводится различие между Махамудрой, как «путем освобождения», и Шестью йогами, как «путем искусных средств». Не стоит видеть эти два пути как несовместимые или отдельные друг от друга. Шесть йог – это глубокие методы для быстрого приближения к Махамудре. Именно с этой точки зрения преподается туммо, как средство достижения опыта блаженства-пустоты изначального осознавания.

«Тайный буддизм» / Калу Ринпоче