Джамгон Конгтрул Лодро Тае: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 91: Строка 91:
Хотя Конгтрул был хорошо вознагражден за свою роль в освобождении Дерге и, возможно, спасении Пелпунга от репрессий тибетской армии, десять лет спустя он впал в немилость у правящих лам. Таким образом, с 1874 года и примерно до 1886 года он не ступал и ногой в монастырь. Причины этого неясны, но они связаны с конфликтом с десятым Ситу и другими неназванными ламами монастыря. Похоже, что молодой Ситу не был склонен поддерживать Джамгона Конгтрула так активно, как это делал предыдущий перерожденец. В 1873 году Конгтрул, Кхьенце Вангпо и Вонтрул убедили десятого Ситу отступиться, что не явно устраивало Ситу. Вскоре он ушел, злясь на Конгтрула и Вонтрула за то, что они отправили его в убежище, и на суд Дерге за то, что он позволил это сделать. На следующий год Вонтрул, который, похоже, защищал Конгтрула от Ситу, скончался, и Конгтрул остался без покровителя. Большую часть следующих двенадцати лет он провел либо в Цадре, либо путешествуя по региону Дерге, продолжая работать над своими сочинениями и сборниками, давая учения и посвящения.
Хотя Конгтрул был хорошо вознагражден за свою роль в освобождении Дерге и, возможно, спасении Пелпунга от репрессий тибетской армии, десять лет спустя он впал в немилость у правящих лам. Таким образом, с 1874 года и примерно до 1886 года он не ступал и ногой в монастырь. Причины этого неясны, но они связаны с конфликтом с десятым Ситу и другими неназванными ламами монастыря. Похоже, что молодой Ситу не был склонен поддерживать Джамгона Конгтрула так активно, как это делал предыдущий перерожденец. В 1873 году Конгтрул, Кхьенце Вангпо и Вонтрул убедили десятого Ситу отступиться, что не явно устраивало Ситу. Вскоре он ушел, злясь на Конгтрула и Вонтрула за то, что они отправили его в убежище, и на суд Дерге за то, что он позволил это сделать. На следующий год Вонтрул, который, похоже, защищал Конгтрула от Ситу, скончался, и Конгтрул остался без покровителя. Большую часть следующих двенадцати лет он провел либо в Цадре, либо путешествуя по региону Дерге, продолжая работать над своими сочинениями и сборниками, давая учения и посвящения.


== '''Некоторые ученики''' ==
== Некоторые ученики ==


Конгтрул обучал десятки лам в институтах по всему Кхаму, принадлежащих к различным традициям. Лишь некоторые, не упомянутые выше:
Конгтрул обучал десятки лам в институтах по всему Кхаму, принадлежащих к различным традициям. Лишь некоторые, не упомянутые выше:

Версия от 08:50, 4 января 2024

Джамгон Конгтрула Лодро Тае (1813-1899) в центре в сопровождении отпечатков рук и ног
Джамгон Конгтрула Лодро Тае (1813-1899)

Джамгон Конгтрула Лодро Тае (тиб. འཇམ་མགོན་ཀོང་སྤྲུལ་བློ་གྲོས་མཐའ་ཡས།, Вайли: 'jam mgon kong sprul blo gros mtha' yas 1813-1899)

Джамгон Конгтрул Йонтен Гьяцо ('jam mgon kong sprul yon tan rgya mtsho) родился в Ронгьябе (rong rgyab) в королевстве Дерге в Кхаме 3 декабря 1813 года, в десятый день десятого месяца года водоплавающей птицы, четырнадцатого шестидесятилетнего цикла. Личность его отца остается открытым вопросом. При рождении его опознали как ламу традиции Бон по имени Сонам ​​Пел (bsod nams 'phel). Однако Конгтрул утверждает в своем дневнике, который был умело переведен на английский язык Ричардом Бэрроном, что его отцом на самом деле был лама Юнгдрунг Тендзин (bla ma g.yung drung bstan 'dzin), член уважаемого клана Кхьюнг (khyung). Его мать звали Таши Цо (bkra shis mtsho). Говорят, что вскоре после его рождения его родителям дал пророчество Юнгдруг Пунцог (g.yung drung phun tshogs), которого также звали Тарде Токден (thar bde rtogs ldan), который сказал, что ребенок будет великим бодхисаттвой, благословленным Падмасамбхавой.

В возрасте трех лет он был пострижен Сонамом Лодро (bsod nams blo gros), настоятелем монастыря Менри (sman ri dgon), главного учреждения Бон в центральном Тибете, который дал ему имя Тендзин Юнгдрунг (bstan 'dzin g .yung drung). Под этим именем он был известен в юности.

Первоначально он получил образование в местном монастыре Бон, где научился читать и писать, а также изучил ритуалы и тексты традиции. Тарде Токден обучал Конгтрула ритуалам и доктрине Бон и дал ему, вероятно, его первую религиозную передачу — практику Сипай Гьялмо, бонской формы Палдена Лхамо. Когда Конгтрулу было шестнадцать лет, в 1828 или 1829 году, его семья столкнулась с проблемами с чиновниками Дерге, а его отец был заключен в тюрьму в региональном правительственном центре, известном как Чодэ Подранг (chos sde pho brang), возможно, в том же месте, что и храм Чодэ (chos sde'i gtsug lag khang). Конгтрул последовал туда и продолжил образование у ламы из Чамдо (chab mdo). В Чоде Подранге Конгтрула заметил местный князь, член клана Кхангсар (khang sar) по имени Цепел (tshe 'phel, ум. 1842), посвященный монах в традиции Другпа Кагью. Цепель взял его под свое крыло в качестве секретаря и спонсировал его в течение следующих пятнадцати лет.

Находясь на службе у Цепеля, Конгтрул вскоре встретил ламу из монастыря Шечен (zhe chen dgon), крупного учреждения Ньингма в королевстве Дерге. Впечатленный знаниями мальчика о Боне, лама предложил Цепелу проконсультироваться с известным ламой из монастыря Шеченом Онтрулом Гьюрме Тутобом Намгьялом (zhe chen dbon sprul 'gyur med mthu stobs rnam rgyal, b. 1787), относительно того, в каком дальнейшем направлении следует образовывать мальчонку. Вскоре после этого Конгтрул прибыл в монастырь Шечен, где он оставался в течение следующих четырех лет под опекой Шечена Онтрула, изучая тексты традиции Ньингма вместе с Третьим Шеченом Гельцабом, Оргьеном Рангджунгом Дордже (zhe chen rgyal tshab 03 o rgyan rang byung rdo rje). tshe dbang grub pa rtsal, du). Там он получил буддийское посвящение в 1832 году.

Монастырь Пелпунг

В 1833 году Цепель сообщил Конгтрулу, что ему предстоит переехать в монастырь Карма Кагью в Палпунге (dpal spungs dgon) на южной окраине Дерге. Князь занимался спонсированием монашеских резиденций в Палпунге и привел двадцатилетнего Конгтрула к пожилому ламе, Вонгену Тулку Карма Текчок Тенпелу (dbon rgan sprul sku karma theg mchog bstan 'phel, dc1842). Вонген Тулку настоял на том, чтобы Конгтрул снова принял обеты, что он и сделал в ноябре 1833 года под руководством Девятого Тай Ситу Пема Ньиндже Вангпо (ta'i si tu 09 Padma nyin rje dbang po, 1775-1853).

Конгтрул жаловался в своей автобиографии, что в его втором рукоположении нет необходимости, но для его принятия были институциональные причины. Хотя все тибетские посвящения в монахи следуют согласно Муласарвастивадина, Шечен, как и все монастыри Ньингма и Гелук, следовал «нижней» (smad lugs) или «восточной» линии передачи, предположительно сохраненной с имперских времен Лаченом Гонгпой Рабселем (bla chen dgongs pa rab gsa, 953-1035). Карма Кагью и все другие монашеские традиции следуют «верхней» (stod lugs) или «западной» линии передачи, введенной в тринадцатом веке. Несмотря на свои жалобы на посвящение, Джамгон Конгтрул очень полюбил Девятого Ситу и считал его одним из своих самых драгоценных учителей. Ситу дал ему посвященное имя Карма Нгаванг Йонтен Гьяцо Тринле Кункхьяб Пел Зангпо (karma ngag dbang yon tan rgya mtsho phrin las kun khyab dpal bzang po). Йонтен Гьяцо стал одним из имен, под которыми его чаще всего знали.

После этого посвящения Вонген Тулку, очевидно, опасался, что суд Дерге может реквизировать умного молодого человека на государственную службу, и обратился к Тай Ситу с просьбой признать Джамгона Конгтрула реинкарнацией, чтобы предотвратить это; воплощения были защищены от государственных реквизиций своими обязательствами перед своими монастырями. Тай Ситу согласился на просьбу и после некоторого размышления заявил, что молодой человек был возрождением ученика предыдущего Тай Ситу, известного как Конгпо Бамтенг Тулку (kong po bam steng sprul sku), Тулку из Бамтенга в Конгпо. Конгтрул — сокращение этого названия.

В течение следующих десяти лет Конгтрул изучал традиции сутры и тантры в Палпунге, а в последние годы десятилетия - медицину. В этот период он также часто проводил ретриты. Среди его сокурсников был Дабзанг Тулку Карма Нгедон (zla bzang sprul sku ka+rma nges don, 1808-1864), который часто сотрудничал с ним в последующие десятилетия, и лама по имени Вонтрул Ринпоче Карма Друбгью Тендзин Тринле (dbon sprul rin po che karma sgrub brgyud bstan 'dzin phrin las, ум. 1874), который стал другом и коллегой, а также влиятельным ламой из Палпунга, который защищал его в дальнейшей жизни.

Примерно с 1837 года Четырнадцатый Кармапа Карма Текчок Дордже (karma pa 14 theg mchog rdo rje, 1798-1868) провел несколько лет в монастыре Карма Гон (karma dgon) в Нангчене, предыдущем месте воплощений Кармапы и Ситу. Конгтрул отправился туда по просьбе Кармапы, чтобы обучать старшего ламу санскритской грамматике. Конгтрул пишет в своей автобиографии, что, находясь с Кармапой в лагере, он изучал Дзогчен у практикующего по имени Карма Намгьял (karma rnam rgyal). Он путешествовал с Кармапой по Нангчену, посетив Зурманг Дутситил (zur mang bdud rtsi mthil) для возведения на трон Девятого воплощения Трунгпы, Гелек Чокьи Ньима (drung pa 09 dge leg chos kyi nyi ma, du), а также в другие монастыри этой области. В этот период Кармапа дал ему обеты бодхисаттвы и имя Джангчуб Семпа Лодро Тайе (byang chub sems pa blo gros mtha' yas), дав Конгтрулу второе из его наиболее распространенных имен - Лодро Тайе.

Старый вождь, как Конгтрул называл Цепеля, продолжал спонсировать его до самой своей смерти в 1842 году. Его основными покровителями в Палпунге был клан Джадра (ja sbra), одна из семей, из которых отбирались чиновники королевства Дерге. Ему также покровительствовал в различных начинаниях двор Дерге, которому он оказал многочисленные услуги в течение своей долгой жизни. Они включали религиозные представления от имени двора, подготовку астрологических карт для членов королевской семьи, строительство и освящение храмов и ступ, построенных на благо королевства, а также участие в семейных церемониях.

Джамгон Конгтрул получил передачу учений Шангпа Кагью от некоего Карма Норбу (karma nor bu) из монастыря Рингу (ri mgul dgon). Среди многих других его учителей были Девятый Друкчен Мингьюр Вангьял ('brug chen 09 mi 'gyur dbang rgyal, 1823-1883); Восьмой Паво, Цуклак Гьелпо (dpa' bo 08 gtsug lag chos kyi rgyal po, 1782 г. до н.э.); Восьмой Тралеб, Еше Ньима (khra leb 06 ye shes nyma), который научил его Семичастной Мандале Нгок (rngog dkyil bdun), которая легла в основу его более позднего сборника тантр Кагью; седьмой настоятель монастыря Пелъюл (дпал юл дгон) Гьятрул Пема Донгак Тендзин (rgya sprulpad+ma mdo sngags bstan 'dzin, 1830-1892); Двенадцатый Лаб Кхьябгон, Вангчен Гьераб Дордже (lab skyabs mgon 12 dbang chen dgyes rab rdo rje, 1832-1888); и Четвертый Дзогчен Друбванг, Мингьюр Намка Дордже (rdzogs chen 04 mi 'gyur nam mkha'i rdo rje, 1793-1870). Его основными практиками были в первую очередь Ньингма, главными из которых были Лама Гонгду (bla ma dgongs 'dus) от Сангье Лингпы (sangs rgyas gling pa, 1340-1396) и Восемь Собраний Сугат (bka' brgyad bde gshegs 'dus pa), центральная практика Ньингма, впервые раскрытая и систематизированная Ньянгрелом Ньимой Озером (mnyang ral nyi ma 'od zer, 1124/1136-1191/1204), которую он получил от Зурманга Тулку Гарпеля (zur mang sprul sku gar dpal) и другие.

Кьенце Вангпо и Чогьюр Лингпа

В 1840 году Джамьянг Кьенце Вангпо ('jam dbyangs mkhyen brtse'i dbang po, 1820-1892) посетил Палпунг, где впервые встретил Конгтрула. Конгтрул стал почитать Кьенце Вангпо как заветного друга, учителя и близкого соратника. Большая часть деятельности Джамгона Конгтрула в течение оставшихся шести десятилетий его жизни была либо вдохновлена, либо осуществлена ​​совместно с Кьенце Вангпо. Они работали вместе, чтобы открывать священные места, обнаруживать сокровища, составлять и редактировать сборники текстов, а также моделировать несектарный подход римэ (ris med), которым по праву славился Кхам в девятнадцатом веке.

В конце 1840-х годов Конгтрул совершил обширную поездку с обучением и сбору подношений по восточному Кхаму и южному Амдо, включая религиозные центры, такие как Гьелморонг и Серта. Этот регион был известен как довольно опасный, но он успешно избегал бандитов, которые часто грабили и убивали путешественников, как мирян, так и священнослужителей. В монастыре Дзамтанг (dzam thang dgon), крупном учреждении Джонанга, он обучал монахов Калачакре и получил учения на ту же тему от ламы по имени Нгаванг Чопел (sngags dbang chos 'phel). В 1849 году, вернувшись из Амдо, он преподавал тантрические традиции Джонанг в монастыре Дзонгсар (rdzong sar dgon) по просьбе Кьенце Вангпо.

В 1853 году открыватель сокровищ из школы Ньингма Чогьюр Лингпа (mchog 'gyur gling pa, 1829-1870) прибыл в Палпунг в поисках признания своих терма от Тай Ситу. Ситу передал молодого человека Конгтрулу и Дабзангу Тулку. Поначалу ни один из них не думал о нем много, хотя, очевидно, они оба дали ему религиозные обеты: Дабзанг дал ему обеты бодхисаттвы, а Конгтрул дал ему тантрические обеты. Однако они не дали ему своего одобрения, хотя Конгтрул предоставил Чогьюру Лингпе рекомендательное письмо к Кхьенце Вангпо, предлагая последнему выяснить, были ли откровения молодого человека подлинными. Кхьенце Вангпо вскоре сделал это, и через несколько лет три ламы начали тесно сотрудничать. Они открывали священные места, обнаруживали сокровища, сочиняли литургии и широко преподавали, настолько, что все вместе они стали известны как «Трое Кхьенце, Конгтрул и Чоклинг» (mkhyen kong mchog sde gsum).

В 1843 году Джамгон Конгтрул впервые начал строить свой личный обитель под названием Кунзанг Дечен Осел Линг (kun bzang bde chen 'od gsal gling), Благоприятный сад блаженства и ясного света, на скалистом обнажении над Палпунгом под названием Цадра Ринчен Драк (tsA 'dra rin chen brag). В то время предыдущий скит на этом месте лежал в руинах, и Конгтрул вместе с несколькими другими монахами поднялся наверх, чтобы отремонтировать здания и войти в ретрит. В 1857 году Чокгьюр Лингпа помог ему освятить это место, которое он назвал одним из двадцати пяти великих мест Кхама (список, который он только разрабатывал), и составил текст сокровища, описывающий это место. В 1861 году здесь начались трехлетние ретриты, в которых проживали семь монахов. Цадра превратился в важный центр трехлетних ретритов, а руководство по ретритам Конгтрула стало стандартным текстом для практики.

Пять сокровищниц

Пять Сокровищниц

Период развития Цадры совпал с началом литературной деятельности Джамгона Конгтрула. Он создал одно из самых больших собраний сочинений, как отредактированных, так и составленных, по сравнению с любым тибетским ученым. Его совокупная литературная продукция традиционно известна как "Пять сокровищниц". Четыре из пяти были вдохновлены Джамьянгом Кхьенце Вангпо, которому Конгтрул также приписывает создание концептуальной основы "Пяти сокровищниц" того, что Кхьенце, по-видимому, видел во сне. Его подготовка к монтажной работе, по-видимому, началась примерно через десять лет после того, как он прибыл в Пелпунг.

В 1841 году ему было поручено привести в порядок монастырскую библиотеку, во время которой ему приснился Манджушри, который дал ему инструкции по многим методам организации буддийских учений. Примерно в то же время он был назначен ответственным за редактирование печатных блоков для нескольких сборников священных писаний.

Первым из пяти сокровищниц, над которыми начал работать Джамгон Конгтрул, была десятитомная Сокровищница Тантр Кагью (bka' brgyud sngags mdzod), сборник тантрических богослужебных текстов, основанный на материале, первоначально переданном Марпа Чокьи Лодро (mar pa chos kyi blo gros, 1012-1097) своему ученику Нгоктон Чоку Дордже (rngog ston chos sku rdo rje, 1036-1102), ламе, которому он доверял. Миларепа (mi la ras pa, 1040-1123) однажды бежал, когда Марпа отказался давать ему эти учения. Кхьенце Вангпо призвал Конгтрула создать коллекцию в 1853 году, когда он обнаружил, что существующие коллекции недостаточны для надлежащей передачи. Конгтрул начал работу над коллекцией в том же году, после смерти девятого Ситу, и завершил ее на следующий год, летом 1854 года. Два года спустя, летом 1856 года, он дал первую передачу в монастыре Пелпунг Кхьенце Вангпо и около двадцати других лам из Пелпунга и соседних монастырей, таких как монастырь Сакья — Дерге Гончен (sde ge dgon chen) и монастырь Ньингма — Дзогчен (dzogs chen). Всего он повторил передачу семь раз.

Вторая из пяти сокровищниц, составленных Джамгоном Конгтрулом, была его знаменитая Сокровищница Драгоценных Терма (rin chen gter mdzod). Это собрание коренных садхан и других глубоких наставлений, многие из которых он написал сам, относящихся к сокровенным откровениям более чем ста различных открывателей сокровищ (тертонов). Первоначально составленная из шестидесяти томов, она была дополнена в конце 1970-х годов Дилго Кхьенце Таши Пелджор (dil mgo mkhyen brtse bkra shis dpal 'byor, 1910-1991) дополнительными сорока семью томами ритуальных литургий.

Джамгон Конгтрул начал работу над Сокровищницей Драгоценных Терма весной 1855 года, вскоре после завершения работы над Сокровищницей тантр Кагью. Он предложил эту идею Кхьенце Вангпо, который посоветовал ему организовать ее в соответствии со стандартной структурой Полных циклов сокровищ, сказав ему:

"Напиши о четырех томах, собирающих малые сокровища; тогда было бы очень хорошо, если бы, используя их в качестве основы, они были написаны в соответствии с текстами полных практик Гуру садханы, Дзогчена и Авалокитешвары Великих открывателей сокровищ."

Конгтрул, по-видимому, колебался относительно того, какие тексты включить в Сокровищницу Драгоценных Терма. В 1857 году, во время посвящения Цадры Ринчен Драка, он обратился за помощью к Чокгьюру Лингпе, спросив мнение молодого открывателя сокровищ. Чогьюр Лингпа посоветовал, что лучше всего задать этот вопрос Падмасамбхаве и что, поскольку он сейчас находится на пути к раскрытию некоторых сокровищ, он сделает это от имени Конгтрула. Джамгон Конгтрул записал в своей автобиографии, что Падмасамбхава дал Чокгьюру Лингпе много стихотворных строк, смысл которых состоял в том, что ему, Конгтрулу, было позволено включать все, что он пожелает. Конгтрул работал над сокровищницей богооткровенного Писания почти тридцать лет, закончив ее только в 1880-х годах. Он сообщает, что передал эту передачу молодому пятнадцатому Кармапе, Кхакьяб Дордже (karma pa 15 mkha' khyab rdo rje, 1870-1921) в 1888 году.

В начале 1862 года Дабзанг Тулку попросил Конгтрула написать трактат о трех обетах (sdom gsum), популярный жанр религиозной истории, описывающий три основных раздела буддийских учений в соответствии с тибетской традицией: Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна. Дабзанг Тулку предложил Конгтрулу написать основной текст, для которого он затем напишет комментарий. Конгтрул не проявил интереса к предложению, заметив, что "У каждого есть Трактат о трех обетах", и вместо этого предложил ему написать трактат, "который касался бы всех классификаций [знания]." Таким образом, вместо сочинения о трех обетах Джамгон Конгтрул составил краткий Трактат о трех тренировках – дисциплине, сосредоточении и различающем знании. Это стало ядром Сокровищницы знаний (shes bya kun khyab) (Третья Сокровищница из пяти) после того, как Кхьенце Вангпо настоял, чтобы Конгтрул сам написал комментарий. Он закончил текст в конце лета 1863 года, а в 1873 году печатные блоки были вырезаны в Дерге при поддержке управляющего по имени Палек (pad legs).

Сокровищница Ключевых Наставлений (gdams ngag mdzod), четвертая из пяти его сокровищниц, которая была написана в последние полтора десятилетия его жизни, первоначально насчитывала десять томов. "Драгоценные наставления" (gdams ngag) - это тибетский жанр устной речи или письма, данный учителем своему ученику либо по общему поведению, либо по конкретной теме, такой как медитация или правильное воззрение. Конгтрул собрал сочинения десятков тибетских авторов, как известных, так и менее известных, а также включил более ранние сборники драгоценных наставлений.

Пятая Сокровищница, Особая тайная сокровищница наставлений (thun mong min gsang mdzod), для которой Джамьянг Кьенце написал пятнадцать вступительных очерков, заключает в себе «Единство умов Трех Корней» и другие учения, восходящие к желтым свиткам (содержащим учения-терма), и клады ума, открытые самим Конгтрулом. Этот труд состоит из семи томов.

Как группа, эти произведения представляют собой одно из лучших литературных произведений тибетского буддизма. Они иллюстрируют жизнь великого тибетского интеллектуала и замечательный расцвет тибетской культуры в Восточном Тибете в девятнадцатом веке. Они служили для сбора, кодификации и сохранения большого количества текстов и традиций, которым грозила опасность быть утерянными. И они сыграли значительную роль в создании идентичности Кагью после жизни Конгтрула.

  • «Сокровищница Мантры школы кагью» (bkа' brgyud sngags mdzod) содержит практики мандалы тринадцати тантрийских божеств, а также древние и новые тантры (некоторые из них передал Марпа-переводчик), сопровождаемые учениями по тантрийской стадии завершения, ритуалы посвящения и различные лунги. Это произведение состоит из шести томов.
  • «Всеобъемлющее знание» (shes bya kun khyab)
  • «Сокровищница ключевых наставлений» (gdams ngag mdzod) содержит посвящения и наставления, связанные с восемью тибетскими линиями пере­дачи практики: ньингма, кадам, сакья, Марпа-Кагью, Шангпа-Кагью, уми­ротворение [страдания] (шичжед: zhi byed), йога нерушимого состояния (rdo rje rnal 'byor), три нерушимых состояния приближения и свершения (rdo rje gsum gi bsnyen sgrub) — и девятый раздел, посвященный разным учениям других линий передач. Это сочинение состоит из двенадцати томов.
  • «Особая тайная сокровищница наставлений» (thun mong min gsang mdzod), для которой Джамьянг Кьенце написал пятнадцать вступительных очерков, заключает в себе «Единство умов Трех Корней» и другие учения, восходящие к желтым свиткам (содержащим учения-терма), и клады ума, открытые самим Конгтрулом. Этот труд состоит из семи томов.

Кроме того, Конгтрул писал о ритуалах, записывал наставления для учеников, сочинял философские труды, рассматривал вопросы индийской и китайской астрологии, медицины, грамматики и др.

Если обозреть огромное литературное наследие Конгтрула, может сло­житься впечатление, что большую часть жизни ему приходилось занимать­ся литературным трудом. На самом же деле почти все свое время он посвя­щал личным затворам и различным практикам и, по его словам, часто писал «в перерывах между занятиями медитацией».

Дальнейшая жизнь: война и изгнание из Пелпунга

Джамгон Конгтрул построил второй скит, Дзонгшо Дешек Дупа Подранг (rdzong shod bde gshegs 'dus pa'I pho brang), на хребте между долинами Терлунг (gter klung) и Дзин ('dzin), примерно в то же время, когда он развил Цадру. Он начал этот процесс в 1856 году с короткого ретрита с одиннадцатью учениками и освятил его в 1867 году с Кхьенце Вангпо и Чокгьюром Лингпа. Во время этой церемонии два других мастера усадили Джамгона Конгтрула на каменный трон и официально наделили его именем открывателя сокровищ: Чиме Тенньи Юндрунг Лингпа ('chi med bstan gnyis g.yung drung gling pa), призывая его раскрыть тексты сокровищ. Вскоре после этого, по настоянию Чокгьюра Лингпы, он принес "Шкатулку с сокровищами" из места под названием Пема Шелри (padma shel ri) и предложил ее двум своим коллегам. Он никогда не описывал ее содержание.

В 1858 году он отправился в центральный Тибет, где посетил Самье; монастырь Цурпу (mtshur phu dgon), резиденцию Кармапы, который тогда был в резиденции; монастырь Миндролинг (smin 'grol gling dgon); и святые места Лхасы. Он вернулся в Кхам в 1859 году.

В течение трех десятилетий, с начала 1830-х до середины 1860-х годов, Джамгон Конгтрул боролся с событиями Ньяронгской войны, которая привела к перемещению и разрушению целых монашеских общин. Этот конфликт разразился из-за воинственной экспансии военачальника Ньяронг — Ньяке Амгон Гонпо Намгьел (nyag skad a mgon mgon po rnam rgyal, 1799-1865) из Долины Ньяронг (nyag rong) в Центральном Кхаме. Гонпо Намгьель вторгся и оккупировал Дерге в 1862 году. Царская семья обратилась к Тибету с просьбой о вмешательстве, и вскоре после этого Центральное Тибетское Правительство послало армию, которая изгнала его и разгромила. В то время Дерге официально входил в состав Китайской империи Цин, хотя фактически это было независимое королевство. Лхаса воспользовалась этой возможностью, чтобы установить контроль и оккупировать большую часть Кхама в течение следующих нескольких десятилетий. Все это время Джамгону Конгтрулу было приказано служить как Гонпо Намгьелю, так и тибетской армии, в дополнение к двору Дерге, оказавшемуся посередине. В своей автобиографии он выражает нерешительность и тревогу, но подчеркивает, что у него не было иного выбора, кроме как служить тому, кто его призвал.

Конгтрул был впервые вызван Гонпо Намгьелем в 1860 году, в то же время были вызваны молодой десятый Тай Ситу Пема Кунцанг Чогьел (ta'I si tu 10 padma kun bzang chos rgyal, 1854?-1885) и четырнадцатый Кармапа, который тогда посещал Пелпунг. Это произошло до того, как военачальник стал представлять угрозу для Дерге, и ламы вернулись без происшествий. В следующем году Конгтрул снова был вызван в Дерге, на этот раз для выполнения посвящений долгой жизни для королевы, Чойинг Зангмо (chos dbying bzang mo, 1815-1892) и двух принцев, Пелден Чим Такпай Дордже (dpal ldan 'chi med rtags pa'I rdo rje, 1840-1898?) и неизвестного брата. Это были вдова и сыновья короля Дамцик Дордже (dam tshig rdo rje, 1811-1852/3), и они готовились бежать от надвигающегося вторжения Гонпо Намгьеля в Дерге. Гонпо Намгьель похищал лам и членов местной знати, по-видимому, чтобы предотвратить местное сопротивление. Конгтрул едва не стал заложником. Однако королеве и ее сыновьям не удалось бежать, и они были взяты в плен, как и друг Конгтрула Вонтрул и десятый Тай Ситу.

В 1864 году, после того как тибетская армия прибыла в Дерге и начала свое прямое противостояние с войсками Гонпо Намгьеля, Конгтрул был вызван тибетской армией. Лидер Драяб ('brag yab) контингента, Донгкам Трива (gdong kaM khri ba) тот, кто был признанным в Гелук воплощением по имени Нгаванг Гьяцо Дамчо (ngag dbang dam chos rgya mtsho), заболел и попросил Конгтрул прийти исцелить его. Конгтрул так и сделал, и в результате был вынужден остаться с тибетцами, чтобы обеспечить предсказания. Он сделал это, несмотря на то, что считал себя неквалифицированным для этой работы – он писал, что когда его просили предоставить информацию, он просто "говорил все, что приходило на ум." К счастью для него, его предсказания оказались точными, и он был вознагражден гарантией того, что Пелпунг не пострадает от армии и не обратится в религию школы Гелук. После конфликта он также получил некоторые поместья от двора Дерге и другие награды от руководства в Пелпунге.

Хотя Конгтрул был хорошо вознагражден за свою роль в освобождении Дерге и, возможно, спасении Пелпунга от репрессий тибетской армии, десять лет спустя он впал в немилость у правящих лам. Таким образом, с 1874 года и примерно до 1886 года он не ступал и ногой в монастырь. Причины этого неясны, но они связаны с конфликтом с десятым Ситу и другими неназванными ламами монастыря. Похоже, что молодой Ситу не был склонен поддерживать Джамгона Конгтрула так активно, как это делал предыдущий перерожденец. В 1873 году Конгтрул, Кхьенце Вангпо и Вонтрул убедили десятого Ситу отступиться, что не явно устраивало Ситу. Вскоре он ушел, злясь на Конгтрула и Вонтрула за то, что они отправили его в убежище, и на суд Дерге за то, что он позволил это сделать. На следующий год Вонтрул, который, похоже, защищал Конгтрула от Ситу, скончался, и Конгтрул остался без покровителя. Большую часть следующих двенадцати лет он провел либо в Цадре, либо путешествуя по региону Дерге, продолжая работать над своими сочинениями и сборниками, давая учения и посвящения.

Некоторые ученики

Конгтрул обучал десятки лам в институтах по всему Кхаму, принадлежащих к различным традициям. Лишь некоторые, не упомянутые выше:

Джамьянг Лотер Вангпо ('jam dbyangs blo gter dbang po, 1847-1914),
Джу Мипам Гьяцо ('ju mi pham rgya mtsho, 1846-1912),
Шакья Шри (shAkya shrI, 1853-1919),
Третий Додрубчен Джигме Тенпеи Ньима (rdo grub chen 03 'jigs med bstan pa’i nyi ma, 1865-1926),
Пятый Дзогчен Друбванг, Тубтен Чоки Дордже (rdzogs chen grub dbanag 05 thub bstan chos kyi nyi ma, 1872 -1935),
Пятый Шечен Рабджам, Пема Текчок Тенпай Гьялцен (zhe chen rab 'byams 05 pad+ma theg mchog bstan pa'i rgyal mtshan, 1864-1909),
Джигдрел Чойинг Дордже (dgu rong 03 o rgyan 'jigs bral chos dbyings rdo rje, 1875-1932) и
Аю Кхандро Дордже Пелдрон (a g. yu mkha’ ’gro rdo rje dpal sgron, 1839-1953).

Уход и реинкарнации

Джамгон Конгтрул скончался в возрасте восьмидесяти семи лет, на двадцать седьмой день одиннадцатого месяца земного года свиньи пятнадцатого шестидесятилетнего цикла. Его ученик Несар Таши Чопел (gnas gsar bkra shis chos 'phel) записал эту дату в своем отчете о конце жизни Конгтрула. Он, вероятно, использовал календарную систему Цурпу, для которой тибетская дата будет переведена на 29 декабря 1899 года. Наиболее часто используемая система Пукпа (pukpa, phugs pa) имела два одиннадцатых месяца в году земной свиньи, что привело ученых к тому, что смерть Конгтрула пришлась либо на 29 декабря 1899 года (первый одиннадцатый месяц), либо на 28 января 1900 года (второй).

Было выявлено пять реинкарнаций Джамгона Конгтрула. Подобное разделение воплощений произошло после смерти Джамьянга Кхьенце Вангпо, в соответствии с категориями тела, речи, ума, деятельности и качеств ламы. В сущности, это было результатом популярности лам – будучи активными во многих учреждениях, эти учреждения просили поддерживать присутствие ламы, что и осуществлялось через систему Тулку.

Основная линия воплощений Джамгона Конгтрула была продолжена в лице Пелдена Кхьенце Озера ('jam mgon kong sprul 02 dpal ldan mkhyen brtse 'od zer, 1902-1952), сына пятнадцатого Кармапы, который был возведен на трон в Пелпунге. Второе воплощение было Лодро Рабпел (blo gros rab 'phel, 1901?-1958), который был основан в монастырь Дзигар Чогар ('dzi sgar chos sgar) и принял титул Дзигар Конгтрул ('dzi sgar kong sprul). Воплощение — Пема Дриме Лекпай Лодро (pad+ma dri med legs pa'I blo gros, 1901-1960) основался в Шечене и получило название Шечен Конгтрул (zhe chen kong sprul). Гюрме Кончок Гьелцен ('gyur med dkon mchog rgyal mtshan, 1901-1952) основался в монастыре Дзогчен и получил титул Дзогчен Конгтрул (rdzogs chen). Пятым воплощением был Калу Ринпоче Карма Рангджунг Кункхьяб (kar lu rin po che karma rang byung kun khyab, 1905-1989), который был идентифицирован как воплощение активности и базировался в Цадре.