Ступа Боднатх: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 64: | Строка 64: | ||
[[Категория:Священные места]] | [[Категория:Священные места]] | ||
[[Категория:Священные места Непала]] |
Версия от 13:14, 6 августа 2024
Ступа Боднатх, также известная как Боудханатх или Джьярунг Кхашор, находится примерно в 8–9 км к северо-востоку от центра долины Катманду в Непале.
Боднатх также является одной из старейших ступ с древними легендами и фактами, связанными с ее происхождением и историей. Великолепный купол также делает ее одним из крупнейших и самых значимых буддийских памятников в мире.
Это буддийское наследие было главной достопримечательностью для местных и иностранных туристов в течение очень долгого времени. Но никто точно не знает, сколько лет ступе Боднатх. После того, как ЮНЕСКО включило ее в список всемирного наследия в 1979 году, ее популярность возросла, сделав ее одним из выдающихся буддийских наследий в мире.
Символика различных частей ступы Боднатх
- Мандала — дворец Будды;
- Купол — Символ вселенной или Ваза великого сокровища;
- Два глаза — Символ метода и мудрости;
- Хармика (верхняя квадратная ограда) — Символ восьми благородных путей (правильный взгляд, мысль, речь, действие, образ жизни, стремление, осознанность и правильное медитативное сосредоточение);
- Символ, похожий на нос — Символ Нирваны;
- Тринадцать ступеней (в навершии) — Тринадцать бхуми Бодхисаттвы для полного просветления;
- Лотос — Символ сострадания и чистоты;
- Зонтик — Защитник трех драгоценностей: Будды, Дхармы и Сангхи
- Вершина — Символ горы Сумеру (Короля гор.)
Вот некоторые другие части Будды:
- Молитвенные флаги (лунгта): молитвенные флаги известны как носители мантр и молитв. Когда ветер развевает флаги вокруг ступы, считается, что он распространяет молитвы и позитивные вибрации.
- Два круглых постамента: два круглых постамента поддерживают ступу прямо под куполом и символизируют элемент воды.
- Уменьшающиеся платформы: три уменьшающиеся по размеру большие платформы у основания ступы символизируют элемент земли (или основу).
Краткая история и происхождение Великой ступы Боднатх
Существует множество историй и преданий о происхождении и истории Боднатха.
История Ма Джазимы
Согласно «Скрытому сокровищу Гуру Падмасамбхавы», вдова по имени Ма Джазима стремилась сделать большое подношение Боудхе и, используя свои с трудом заработанные сбережения на птицеводческой ферме, обратилась за разрешением к местному королю. Хотя ей и дали разрешение, оно было с условием, что она должна использовать землю, измеряя ее только размером с одну бычью шкуру. Однако Джазима разрезала бычью шкуру на тонкие полоски и заявила права на землю, окруженную полосками, которые она положила встык.
Одно лишь стремление этой женщины построить такой великолепный памятник, подношение Будде, вызвало большую зависть между богатыми и могущественными людьми того времени. Завистливый земледелец попросил короля остановить строительство, но король отклонил его просьбу.
Оставшиеся работы по строительству ступы Боднатх были завершены четырьмя сыновьями Джазимы. Это были в предыдущих воплощениях: Трисонг Децен, Шантаракшита, Гуру Падмасамбхава и Бами Тисер. Эта история очень популярна в гималайском буддийском собществе.
Связи Личхави с историей и происхождением Боднатха
Самые ранние исторические упоминания ступы Боудханатха можно найти в хрониках неварского общества.
Во-первых, Боудха упоминается как одна из четырех ступ, найденных царем Личхави Врисадевой (ок. 400 г. н. э.) или Викрамджитом.
Во-вторых, в неварском повествовании происхождение ступы приписывается сыну царя Дхармадевы, Манадеве. Он был великим царем Личхави, военным завоевателем и покровителем искусств, правившим около 464-505 гг. н. э. Манадева также связан со Сваямбху Чайтьей из Гум Бахала.
В-третьих, другой великий царь Личхави, Шивадева (590–604 гг. н. э.), связан с Боудхой с помощью надписи; он, возможно, восстановил ступу.
Наконец, в археологическом отчете тибетского реставратора XVI века Сакья Зангпо есть утверждение, что он обнаружил в Ступе реликвии царя Личхави Амсувармы. Камней Личхави не осталось в окрестностях Будды. Хотя в восточной части Ступы есть несколько обновляемых, но несомненно древних камней с мантрами, а на юге есть небольшие Чайтьи в стиле Личхави, которые, возможно, можно датировать XIII веком.
В заключение, хотя нет никаких эпиграфических, археологических или литературных свидетельств происхождения Ступы от Личхави, ее прошлая история полностью основана на устных рассказах.
Неварская этимология и связь происхождения ступы с народом кхас
Ключи к происхождению и истории ступы Боднатх можно получить из этимологии неварского названия ступы Кхас или Кхасти Чайтья, «ступа капли росы». Некоторые полагают, что название произошло от Кашьяпы, Будды Мануши Двапара-юги, чьи реликвии, как говорят, хранятся в ней.
Согласно неварской этимологии, оно происходит от неварского слова «роса», упомянутого в летописях, в которых упоминается, что когда ступа находилась в процессе строительства, случилась засуха, и рабочие были вынуждены расстелить белую хлопчатобумажную ткань, чтобы собрать утреннюю росу, которую затем выжимали, чтобы облегчить дневное строительство.
Некоторые говорят, что Кхаса — это имя тибетского ламы, чьи реликвии хранились здесь. Таким образом, некоторые полагают, что происхождение Боднатха связано с городом Кхаса, расположенным на современной границе Непала и Китая.
История Боудханатха согласно хроникам Гопала Раджа
Согласно хроникам Гопала Раджа, во время правления царя Личхави Дхармадевы (ок. 4 в. н. э.) говорится, что царь установил «каменные желоба Нараянхити», но вода не текла. Поэтому царь посоветовался со своими астрологами и им было велено принести в жертву самого добродетельного человека в царстве ради воды.
После неутешительных результатов царь решил, что только он и его сын подходят в качестве жертв. Старый царь решил, что умереть должен он. Поэтому он поручил своему сыну одним ударом обезглавить закутанную в саван фигуру, которую он найдет лежащей возле дворца той ночью.
Принц Манадева подчинился приказу отца и ужаснулся, увидев, как голова отца отлетела от трупа. Она приземлилась в храме Ваджрайогини в Санкху. Богиня тогда сказала ему, что единственный способ, которым он может искупить свои грехи, это выпустить петуха и построить ступу для своего отца, где бы петух ни приземлился. Петух приземлился в Боднатхе, и царь Манадева построил там великолепную ступу.