Джамьянг Кьенце Вангпо
Джамьянг Кьенце Вангпо ('jam dbyangs mkhyen brtse' dbang po) родился в первый день шестого месяца года железного дракона, или 11 июля 1820 года, в деревне Дилго (dil mgo) в Терлунге (gter klung ) долина к юго-востоку от столицы Дерге. Его отцом был Ринчен Намгьял (rin chen rnam rgyal), а мать звали Сонам Цо (bsod nams 'tsho). Его кланом был Шингкхамга (шинг кхамс сга), а его родословная — Ньо (мьос). Лама по имени Шарчен Ринчен Мингьюр Гьелцен (shar chen rin chen mi 'gyur rgyal mtshan, du) назвал его Ринчен Вангьел (rin chen dbang rgyal), а позже отец дал ему имя Церинг Дондруб (tshe ring don grub). У него было два старших брата, Келсанг Дордже (skal bzang rdo rje) и Гьюрме Дондруб ('gyur med don grub), а также пять старших сестер.
В три года мальчик познакомился с Тарце Кхенчен Джампа Кунга Тендзином (thar rtse mkha chen byams pa kun dga' bstan 'dzin, 1776-1862), главой монастыря Нгор Эвам Чоден (ngor e waM chos ldan), находившимся в Дерге и служил его помощником. Через год, Тарце Кхенчен дал ему обет мирянина. К восьми годам он учился чтению и письму у ламы по имени Чага Кхенпо Пема Таши (b'ga mkan popad+ma bkra shis), а также медицине у придворного врача Дерге Чодрака Гьяцо (chos grags rgya mtsho).
В юности он посетил Дзонгсар (rdzong sar dgon), древний монастырь Сакья в долине Мешо (sman shod) к западу от Терлунга, где его семья имела давние связи. Он также посетил Каток (kaH thog), большой монастырь Ньингма на юге, где встретил своего дядю по отцовской линии, Второго Мокца Тулку, Чойинга Дордже (rmog rtsa sprul sku 02 chos dbying rdo rje, du), важного воплощенного ламы монастыря, который дал ему имя Джигме Кьенце Догар ('jigs med mkhyen brtse'i zlos gar). Там он также получил благословение от Пемы Чогьела Тулку Джангчуба Чокьи Ньимы (pad+ma chos rgyal sprul sku byang chub chos kyi nyma, du), который предсказал ему долгую жизнь.
Когда мальчику было двенадцать, Тарце Кхенпо определил в нем реинкарнацию Тарце Кхенчен Джампа Намка Чиме (thar rtse mkan chen byams pa nam mkha' 'chi med, 1765-1820) и дал ему имя Джамьянг Кхенце Вангпо Кунга Тенпай Гьелцен Пелзангпо ( 'jam dbyangs mkhyen brtse' dbang po kun dga' bstan pa'i rgyal mtshan dpal bzang po). Тарце Кхенпо убеждал отца мальчика отправить его в Нгор в Цанге для обучения, но отец отказался, отказавшись обменять сына на серебро, которое тогда предлагалось. Однако он сказал, что готов позволить своему сыну участвовать в религиозной жизни, если мальчик позже проявит интерес. С тех пор Кьенце Вангпо стал известен как Тарце Тулку (thar rtse sprul sku) или просто Шабдрунг (zhabs drung). Позже его стали идентифицировать как мысленное воплощение знаменитого открывателя сокровищ из школы Ньингма Джигме Лингпы ('jigs med gling pa, около 1730-1798), но как поздно это определение было сделано - было ли это при его жизни или после него - - непонятно.
В возрасте двадцати лет Кхьенце Вангпо покинул Кхам и отправился в Тибет. В Нгоре он получил Чакрасамвару и Хеваджру от брата Тарце Кхенпо Намка Чиме, среди других передач учений Сакья. Несмотря на то, что он отождествлял себя с воплощением Сакья, в возрасте двадцати одного года он принял посвящение в монастыре Миндролинг (smin grol gling dgon) у Минлинга Кхенчена Гьюрме Ригдзина Зангпо (smin gling mkan chen 'gyur med rig dzin bzang po, du), от которого он получил имя Кунга Тенпай Гьелцен (kun dga' bstan pa'i rgyal mtshan). В Миндролинге он получил передачу Янгдак Херуки в линии Со ( so lugs yang dag ) и Тердак Лингпа (gter bdag gling pa, 1646-1714) цикла сокровищ Ригдзин Туктик ( rig 'dzin thugs thig ).
Кьенце Вангпо известен тем, что учился у многих ведущих лам своего времени как в Тибете, так и в Кхаме. Перед отъездом из Кхама он отправился в монастырь Шечен (zhe chen dgon), чтобы дать посвящение долгой жизни по просьбе короля Дерге Дамцика Дордже (dam tshig rdo rje, 1811-1852) Шечену Вонтрулу Гьюрме Тутобу Намгьелу ( zhe chen dbon sprul 'gyur med mthu stobs rnam rgyal, 1787-1854), от которого взамен он получил учения и посвящения Майяджалы. В возрасте двадцати лет он получил передачу в Лонгчен Ньингтик ( klong chen snying thig ) от Джигме Гьелвая Ньюгу ('jigs med rgyal ba'i myu gu, 1765-1842), который путешествовал по долине Терлунг. Хотя Лонгчен Ньингтик не был одной из его основных практик, он занимает важное место в истории передачи цикла сокровищ.
Среди других выдающихся лам, у которых он учился, - Шечен Пандит Джамьянг Гьепай Лодро (Чжэ Чен Пандита 'Джам Дбьянгс Дгес Па'и Бло Гросс, Ю), Второй Дзогчен Кхенраб Женпен Тайе (Рдзогс Чен Мхан Рабс 02 Гжан Фан Мта' Яс, - 1855), Четвертый Зогчен Тулку Мингьюр Намкай Дордже (правление народа Гьюр в течение 04 лет, 1793-1870), Тридцать четвертый Сакья Тричен Пема Дундул Вангчук (34 пад+ма бдуд' Дул Дбанг Пхьюг, 1792-1853) , Тридцать пятый Сакья Тричен Дордже Ринчен (Са Скья Кри Чен 35 Рдо Рдже Рин Чен, 1819-1867), Жалу Рибук Тулку Лосел Тенкьонг (Жва Лу Ри Сбуг Спрул Ску Бло Гсал Бстан Скьонг, р. 1804), Сорок- седьмой Нгор Кхенчен Джампа Кунга Тендзин и Пелюл Донгак Тендзин (Сорок седьмой Нгор Кхенчен Джампа Кунга Тендзин, 1830-1892).
В возрасте двадцати четырех лет Кьенце Вангпо вернулся в Кхам вместе с Пятьдесят первым Нгором Кхенченом Джампелом Зангпо (Нгор Мхан Чен 51 'Джам Дпал Бзанг По, 1789-1864) и поселился в Дзонгсаре, в Таши Лаце ( Резиденция бкра шис лха ртсе), которая позже стала называться Кхьенце Лабранг (mkhyen brtse bla brang). В течение следующих четырех лет, в соответствии с обычаем Нгора, он практиковал тантры, такие как Хеваджра, три класса крийя-тантры и так далее.
В 1848 году, в возрасте двадцати девяти лет, Кхьенце Вангпо снова отправился в Тибет с Нгором Кхенченом, где оставался до начала 1850-х годов.
В течение десятилетия 1850-х годов Кхьенце Вангпо настолько тесно сотрудничал с двумя мужчинами, что их до сих пор называют Кхьен Конг Чок Десум ( mkhyen kong mchog sde gsum ), что означает «триумвират Кхьенце Вангпо, Джамгон Конгтрул Лодро Тайе» (' джем мгон конг спрул бло грос мтха'йас, 1813–1899) и Чокгьюр Лингпа ( мчог гьюр глинг па, 1829–1870 )». в дне ходьбы от Дзонгсара. Чокгьюр Лингпа был многообещающим открывателем сокровищ, действовавшим в регионах Дерге и Нангчен в Кхаме, который полагался как на Кхьенце, так и на Конгтрула для своего первоначального подтверждения легитимности.
Кхьенце Вангпо встретил Джамгона Конгтрула в конце 1840 года, когда он отправился в Пелпунг, чтобы получить учение от старшего ламы по грамматике Чандрагомина. Они встретились снова, прежде чем Джамьянг Кьенце отправился в Тибет во второй раз. Любимый старший брат Кхьенце Вангпо, Гьюрме Дондруб, скончался в Тибете, и, похоже, в его горе Кхьенце Вангпо обратился за помощью к своей растущей дружбе с Джамгоном Конгтрулом. Он отправился в Пелпунг для обширной передачи учений Джонанга, включая полное собрание сочинений Таранатхи и Калачакры. Джамгон Конгтрул продолжил передачу учений Джонанга Кхьенце Вангпо после того, как тот позже вернулся из Тибета в начале 1850-х годов, дав Таранатхе Друбта Ринджунг ( sgrub thabs rin 'jung ). В то время Кхьенце Вангпо подарил Джамгону Конгтрулу полное собрание сочинений Таранатхи.
Кхьенце Вангпо, судя по всему, впервые встретился с Чокгьюром Лингпой, когда Джамгон Конгтрул отправил молодого открывателя сокровищ для оценки где-то между концом 1853 и концом 1855 года. Именно в это время Кхьенце Вангпо, к тому времени уже уважаемый лама, дал свое публичное одобрение. борющемуся открывателю сокровищ. Есть основания полагать, что Чокгьюр Лингпа присутствовал на публичном посвящении в Дзонгсаре перед этой встречей, но рассказы Джамгона Конгтрула и Кхьенце Вангпо об этих событиях запутаны, и невозможно определить последовательность событий. В любом случае, за два года Кхьенце Вангпо дал Чокгьюру Лингпе три посвящения, в результате которых психические узлы молодого открывателя сокровищ были развязаны, и он стал способен – и, что не менее важно, публично уполномочен – обнаруживать сокровища.
Говорят, что во время последнего обряда посвящения Чокгьюр Лингпа пережил ряд видений, в том числе увидел Кхьенце Вангпо в образе Вималамитры , а также божество Ньингмы Экаджати, которое дало ему пророчество о том, что он и Кхьенце Вангпо вместе откроют цикл сокровищ, называемый Дзогчен Десум ( rdzogs chen sde gsum ).
Два года спустя Кьенце Вангпо действительно извлек сокровище с таким названием в сотрудничестве с Чокгьюром Лингпой. В январе 1857 года два ламы освятили – «открыли», на тибетском языке, – новое место медитации для Кьенце Вангпо, пещеру, известную как Пема Шелпук (падма шел пхуг), или Пещера Кристалла Лотоса. Частично это была публичная церемония, на которой посетителей приглашали стать свидетелями процесса, посредством которого пещера и окружающий ее склон холма были обозначены как сверхъестественные места: они обнаружили источник лечебной воды, выступ, где, как говорят, Вималамитра практиковал. , и так далее. Кхьенце Вангпо также участвовал в освящении обители Джамгона Конгтрула над Пельпунгом, Цадра Ринчен Драк (tsa 'dra rin chen brag) месяц спустя.
Кхьенце и Чокгьюр Лингпа снова сотрудничали при освящении места недалеко от Дзонгсара, Ронгме Кармо Такцанг (rong me dkar mo stag tshang), пещеры, которая в начале двадцатого века стала убежищем для монастырского колледжа. В течение двух недель в ноябре 1866 года две обнаруженные пещеры умилостивили божеств этого места и извлекли сокровище Тукгруб Дордже Дракцел ( головорезы sgrub rdo rje drag rtsal ) из озера Сенгу Юмцо (seng rgod g.yu mtsho). , Бирюзовое озеро Дикого Льва. Открытие Ронгме было крупным ритуальным событием в регионе, привлекавшим присутствие не только больших толп народа, но и короля Дерге Чиме Дакпай Дордже ('chi med rtag pa'i rdo rje, 1840-1898?). Позже Ронгме Кармо предложил ученику Кхьенце Вангпо, знаменитому ньингма-ламе Джу Мипаму Гьяцо ('ju mi pham rgya mtsho, 1846-1912), место для долгосрочной практики; Говорят, что Мипам прожил там тринадцать лет.
Когда группа подошла к озеру, небольшому водоему посреди осыпного поля на высоте более 15 500 футов / 4700 метров над уровнем моря, Чокгьюр Лингпа заявил, что сокровище охраняет нага, и что всем следует вести себя тихо, поэтому чтобы его не обидеть. Говорят, что Кхьенце ответил: «Чего бояться наге? Это червь! Так называемые наги не имеют изначального существования. Если он там, я хочу его разбудить! Я не боюсь наг! Если здесь есть нага, пусть она придет сюда!» после этого он бросил в озеро много камней. Остальные, повинуясь приказу Чокгьюра Лингпы, воздержались от бросания камней. Затем Чокгьюр Лингпа попытался вернуть сокровище, используя свою мантию как лассо; когда вода в озере внезапно сильно забурлила, Чокгьюр Лингпа вскрикнул и упал назад. Кхьенце Вангпо дал ему пощечину, отругав, что ему, как представителю Падмасамбхавы, не следует бояться. После того, как сокровище было наконец получено, Кхьенце Вангпо заявил, что им это удалось благодаря брошенным им камням, и по пути вниз с горы он продолжал бросать камни и людей, утверждая, что все, кого он ударил, очистились от своей негативной кармы.
Кьенце Вангпо сыграл решающую роль в продвижении сокровищ Чокгьюра Лингпы. После смерти Чокгьюра Лингпы в 1870 году Кьенце Вангпо составил его краткую биографию, в которой все его сокровища были разбиты на тридцать семь отдельных откровений, или «шкатулок» ( gter sgrom / gter kha ). Он также взял на себя роль соавтора нескольких сокровищ Чокгьюра Лингпы, наиболее известного из популярного цикла « Барче Кунсел » ( бар чад кун гсал ). Это утверждение, вероятно, следует воспринимать как часть процесса утверждения старшим ламой. легитимность открывателя сокровищ. Говорят, что Чокгьюр Лингпа обнаружил это сокровище в 1848 году; в 1855 году они вместе работали над расшифровкой сокровищ, и Джамгон Конгтрул, и Кхьенце Вангпо описывают это действие как слияние двух отдельных откровений. Традиция гласит, что многим сокровищам Чокгьюра Лингпы изначально было суждено раскрыть их Кхьенце Вангпо, который вместо этого передал их более молодому открывателю.
Джамьянг Кьенце Вангпо также участвовал в постановке знаменитого «Пяти сокровищ» Джамгона Конгтрула ( mdzod lnga ). Согласно традиционным источникам, Кхьенце Вангпо во сне в 1861 году увидел пятидверную ступу, что означало для него, что Джамгонг Конгтрул должен создать «пять сокровищниц». Кхьенце Вангпо предложил Кагью Нгакдзод ( bka' brgyud sngags mdzod ) в 1848 году, заявив, что имеющиеся литургии для мандал Нгок ( rngog ) недостаточны, и повторил просьбу из Тибета, где он получил пророчество о том, что Джамгон Конгтрул должен предпринять работа по сбору ритуальных руководств по тантрам Кагью. В 1855 году Кьенце Вангпо предложил организовать Ринчен Тердзод ( rin chen gter mdzod ) и посоветовал, какие сокровища туда включить. И хотя лама Кагью Дабсанг Тулку Карма Нгедон (zla bzang sprul sku kar+ma nges don, 1808-1867) просил предоставить коренной текст Шеджа Кунджаба ( shes bya kun khyab ), именно Кхьенце Вангпо настоял на своем. Джамгон Конгтрул написал длинный автокомментарий. Кьенце Вангпо также работал с Конгтрулом над его Дамнгакдзодом ( gdams ngag mdzod ), сборником религиозных наставлений ( gdams ngag ). Только последний из пяти, собрание различных сочинений Джамгона Конгтрула, не содержал вклада Кхьенце Вангпо.
Задолго до того, как он поделился с коллегой идеей создания пяти великих сокровищниц, Кхьенце Вангпо начал свою собственную огромную коллекцию, Друбтаб Кунду ( sgrub thabs kun btus ), сборник садхан Сакья, который он впервые начал, когда жил в Сакья в конец 1840-х годов. По словам Джамгона Конгтрула, он дал полномочия на сбор в 1852 году в Пелпунге группе из примерно двадцати выдающихся лам. Кьенце Вангпо был главным вдохновителем и покровителем Джамьянга Лотера Вангпо ('jam dbyang blo gter dbang po, 1847-1914) Гьюде Кунту ( rgyud sde kun btus ) в тридцати двух томах, сборнике руководств по посвящению для 132 мандал. традиции Сакья. По словам Лодро Пунцока (blo gros phun tshogs), он также выпустил сборник учений Ламдре Лобше ( lam 'bras slob bshad ) в семнадцати томах, а также восемь томов песен и наставлений из восьми линий передачи практик ( sgrub brgyud shing rta brgyad kyi zhal Гдам Гсунг Мгур), хотя этот более поздний сборник не включен в работы, связанные с Кьенце Вангпо на TBRC. Кроме того, тринадцать дополнительных томов материалов, не включенных в вышеперечисленное, составляют его личное собрание сочинений ( bkabum ), которое насчитывает двадцать четыре тома. Кьенце Вангпо также является автором известного путеводителя по Тибету « У-цанг Нейик» ( dbus gtsang gnas yig ), который несколько раз переводился на английский язык.
Во многом именно на основании этих впечатляющих сборников учений Кхьенце Вангпо часто называют членом так называемого «Движения Риме». Точнее сказать, что он воплотил в себе экуменический идеал ( ris med ), давно лелеемый тибетскими учеными, а именно понимание и исследование многочисленных традиций буддизма в Тибете. Важно помнить, что Кхьенце Вангпо был ламой Сакья, чья основная ритуальная и литературная деятельность была посвящена этой традиции, и хотя он тесно сотрудничал с Кагью Джамгоном Конгтрулом и Ньингма Чокгьюром Лингпой, ни он, ни его коллеги не предприняли никаких усилий для слияния. традиций или инициировать создание нового учебного заведения.
Кхьенце Вангпо служил при дворе Дерге большую часть своей карьеры, как один, так и вместе с Джамгоном Конгтрулом и Чокгьюром Лингпой. Он регулярно ездил в столицу, чтобы совершать ритуалы для королевской семьи и для благополучия королевства. Например, в 1859 году все трое были в Дерге, чтобы провести обряды изгнания нечистой силы для королевства по просьбе королевы Чойинг Зангмо (chos dbying bzang mo, ум. 1892) и двух ее сыновей, включая будущего короля Чиме Дагпай Дордже. ('chi med rtag pa'i rdo rje, 1840-1898?), во время которого Джамгон Контрул записывает, что Кхьенце Вангпо «прочел самую потрясающую лекцию». Джамгон Конгтрул воспользовался возможностью, чтобы дать королеве, ее сыновьям и двум его коллегам полномочия всей Ньингма Кама.
Позже в том же году Кхьенце Вангпо участвовал в ритуалах, призванных освятить землю для нового храма к северо-востоку от Дерге, строительство которого, как предсказывал Чокгьюр Лингпа, предотвратило бы наступление войны Ньяронг; из-за межконфессиональных конфликтов в Дерге (министры Сакья, похоже, не разрешили строительство еще одного храма Ньингма) он так и не был построен. Во время войны Кьенце Вангпо выкупил безопасность Дзонгсара, хотя некоторые здания были сожжены войсками вождя Ньяронга (ньяг Ронг) Гонпо Намгьела (mgon po rnam rgyal, 1799-1863). По большей части он, похоже, избегал участия в войне, которое случилось с Джамгоном Конгтрулом, который служил как Гонпо Намгьелу, так и тибетским войскам из Лхасы, прибывшим, чтобы победить его.
Кьенце Вангпо также разработал законопроект, написав, опять же вместе с Чокгьюром Лингпой, закон, ограничивающий убийство диких животных в королевстве.
Согласно Джамгону Конгтрулу, Кхьенце Вангпо получил все семь из «семи передач» ( bka'babs bdun ): кама ( bka'ma ), сокровище земли ( sa gter ), сокровище ума ( dgongs gter ), вновь сокрытое сокровище ( yang) . gter ), визионерская передача ( dag snang ), воспоминание ( rje dran ) и линия слуха ( snyan brgyud ). Эта классификация векторов передачи, по-видимому, возникла у Кьенце Вангпо, который использовал ее в своей биографии Чокгьюра Лингпы, и она также служит организующей структурой для большинства его житий. Среди его самых известных открытий сокровищ был цикл Семни Нгалсо ( sems nyid ngal gso ) Авалокитешвары, обнаруженный как земное сокровище в Дракмар Дринзанге (brag dmar mgrin bzang). Его Друбтоб Туктик ( grub thob thugs tig ) был классифицирован как сокровище разума, которое пришло к нему в видении Тангтонга Гьялпо (thang stong rgyal po, 1361-1485). Джамгон Конгтрул также включает в свою биографию Кхьенце Вангпо событие, во время которого Кхьенце Вангпо обнаружил тринадцать сокровищ на великой горе Кхава Карпо (кха ба дкар по), когда ему было шестнадцать лет, с помощью супруги.
Говорят также, что Кхьенце Вангпо восстановил посредством видения или сна циклы сокровищ, которые были потеряны с годами, восстановив передачу и сделав их доступными для включения в « Ринчен Тердзод » Джамгона Конгтрула . На основании его потрясающей деятельности по раскрытию сокровищ Джамгон Конгтрул считал Кхьенце Вангпо последним в группе из пяти царских открывателей сокровищ ( gter ston rgyal po nga ). Его сокровище звали До-нгак Лингпа (mdo sngags gling pa).
Кхьенце Вангпо также известен благодаря значительному расширению монастыря Дзогсар. Он построил там пятидесятиколонный храм Таши Лаце Уцер Гонджанг Лхаканг (rdzong gsar bkra shis lha rtse'i dbu rtser mngon byang lha khang). В 1871 году он также построил небольшой шестиколонный храм Риксум Лхаканг (rigs gsum lha khang) на равнине под монастырем Дзонгсар, известный на местном диалекте как Кхамшетанг (кхам бай тханг). Этот храм был преобразован вторым Кхьенце, Чокьи Лодро ('jam dbyangs chos kyi blo gros, 1893-1959) в 1918 году поступил в монашеский колледж Кхамше (kham bye bshad grwa).
Кьенце Вангпо умер 19 марта 1892 года, в двадцать первый день второго месяца года водяного дракона. Джамгон Конгтрул председательствовал на похоронах, омывал его тело и готовил его к кремации. В его присутствии он совершил пятидневный обряд Ваджракила и с помощью Тарце Кхенпо и Лотера Вангпо провел три недели дополнительных ритуалов. Брат Джамьянга Кхьенце Келсанг Дордже, главный управляющий Дзонгсара, оплатил большую часть похорон. В Дзонгсаре, недавно реконструированном вместе с большей частью монастыря, был установлен искусный реликварий.
Известно, что по крайней мере восемь реинкарнаций Джамьянга Кьенце Вангпо были идентифицированы в различных монастырях региона Дерге. В их число входили Дилго Кхьенце Таши Пельджор (dil mgo mkhyen brtse bkra shis dpal 1910–1991), живший в Шечене, и Джамьянг Кьенце Чокьи Вангпо (mkhyen brtse chos kyi dbang po, 1894–1909), который базировался в Дзонгсаре; когда он умер молодым, его заменил в Дзонгсаре Джамьянг Кхьенце Чокьи Лодро ('jam dbyangs mkhyen brtse chos kyi blo gros, 1893-1959), который базировался в Катоке и чьей реинкарнацией является Дзонгсар Кьенце Норбу (р. 1961); Реинкарнация Джамьянга Кхьенце Чокьи Вангпо была идентифицирована как Джамьянг Чокьи Вангчук ('jam dbyangs chos kyi dbang phyug, 1910-1963) и была перенесена в Дерге Гончен (sde dge dgon chen). Он был дядей и учителем Намкая Норбу (1938-2018).
Карма Кьенце Возер (karma mkhyen brtse'i 'od zer, 1896-1945), живший в Пелпунге, был известен как Первый Беру Кхьенце (be ru mkhyen brtse). Пятая линия была основана Нгавангом Тутобом Вангчуком (нгаг дбанг мтху стобс дбанг пьюг, 1900–1950), который служил сороковым Сакья Тризином с 1937 по 1950 год; его внук Дэвид Хон был признан его реинкарнацией. Кунзанг Дродул (kun bzang 'gro 'dul, 1897-1945), живший в монастыре Пельме (dpal me) и известный как Пельме Кьенце Кунзанг Дродул (dpal me mkhyen brtse kun bzang 'gro bdul). Первым Дзогчен Кхьенце был Гуру Цеванг (rdzog chen mkhyen brtse 01 gu ru tshe dbang, 1896–1935), чье перевоплощение, Второй Дзогчен Кхьенце, звали Чжонну Лодро (rdzog chen mkhyen brtse 02 gzhon nu blo gros, 1937–1959). . Другое воплощение, Пакчок Дордже ('phags mchog rdo rje, 1893-1943) был сыном знаменитого Токдена Шакья Шри (rtogs ldan shAkya shrI, 1853-1919) из Дзогчен-монастыря (rdzogs chen dgon).