Вима Ньингтиг
Вима Ньингтиг (bi ma snying thig) - "Сердечная сущность Вималамитры" - один из четырёх разделов Ньингтиг Ябши.
Четыре тома, под названием Вима Ньингтиг (bi ma snying thig) содержат учение линии передачи Вималамитры, объединяющего два аспекта Сокровенного Непревзойденного Цикла – линию наставлений с текстами и линию слушания без текстов. 51 комментарий Лонгченпы по этому циклу учения содержатся в двух томах, известных как Лама Янгтиг (bla ma yang thig). Лонгченпа также написал два тома комментария по двум линиям передачи, под названием Забмо Янгтиг (zab mo yang thig).
История
Первые четыре мастера линии покинули этот мир характерным образом. В конце своей жизни, первый учитель Дзогчен в мире людей Гараб Дордже исчез в сфере радужного света, оставив своему ученику Манджушримитре "Три наставления, бьющих в самую суть" (tshig gsum gnad brdegs), известных как Три Завета Гараба Дордже. Манджушримитра, покидая этот мир, растворился в облаке света и перед этим дал свои последние наставления Шри Сингхе, "Шесть Переживаний (опытов) Медитации". Когда, в свою очередь, Шри Сингха растворился в свете, он даровал свои наставления Джянасутре, "Семь Гвоздей" (тиб. Zerwu Dunpa). Последний, также покинул этот мир, растворившись в сфере света, оставив своему ученику Вималамитре "Четыре Метода Созерцания".
Линия передачи от изначального Будды Самантабхадры через Ваджрапани или Ваджрасаттву к видьядхаре Гараб Дордже известна как "Передача от ума к уму между Буддами", Гьялва Гонг Гью. От Гараба Дордже через Манджушримитру, Шри Сингху и Джнянасутру к Вималамитре - "Символическая передача Видьядхар", Ригзин Да Гью. Затем, от Вималамитры учение передавалась другим мастерам - "Устная передача между людьми", Ганзак Ньен Гью. Это три передачи в соответствии с традицией Вималамитры.
В Тибете, Гуру Падмасамбхава и Вималамитра дальше передавали это учение. В Самье, цикл Сверхтайного Ньингтиг Дзогпаченпо в строжайшей тайне от Вималамитры получили пять учеников: царь Трисонг Децен, Ньянгбен Тензин Зангпо, Принц Муни Цепо, Кава Палцек и Чокро Льи Гьялцен. После этой передачи данная традиция Ньингтиг стала известна как Вима Ньингтиг.
В самом цикле Вима Ньингтиг выделяются тантры (Семнадцать Тантр), агамы (четыре тома глубоких наставлений) и упадеши (119 трактатов сущностных наставлений).
Вималамитра провёл 13 лет в Тибете, а затем, обещая являться в будущем каждые сто лет в виде эманации, чтобы продолжать передачу учения Дзогчен, он отправился на гору Уданшань, Китай. Там он и пребывает по сей день в радужном теле, теле "Великого Переноса". Он там и будет находиться до тех пор, пока не явятся все 1000 Будд этой кальпы. Когда это произойдёт, он снова отправится в Ваджрасану в Индию, где проявит состояние полного, совершенного просветления.
55 лет после отбытия Вималамитры в Китай, Ньянгбен Тензин Зангпо, передав учение Вима Ньингтиг Бэ Лодро Вангчугу, реализовал радужное тело. Бэ Лодро Вангчуг передал сущностные наставления Дангма Лхундруб Гьялцену, который в свою очередь, передал их Чецун Сенге Вангчуку. Он передал учение Гьялва Шьянгтону Таши Дордже и ушёл в радужный свет. Гьялва Шьянгтон передал учение великому сиддхе Кхепа Ньимабум, который передал своему ученику Гуру Джоберу. Гуру Джобер передал Трулшику Сенге Гьябпа. От него учение получил Друбчен Мелонг Дордже, который передал видьядхаре Кумарадже. От Кумараджи учение получил Лонгченпа (14 век).
Цикл учений Вима Ньингтиг известен как "старый Ньингтиг" и относится к передаче "кама".
Вима Ньингтиг также называется "материнский текст", ма ик.