Шесть Дхарм Наропы
Шесть Дхарм Наропы (Вайли: na ro'i chos Drug, санскр . ṣaḍdharma, «шесть доктрин Наро» или «шесть учений»), представляют собой набор тибетских буддийских тантрических практик, составленных индийскими махасиддхами Тилопой и Наропой (1016-1100 гг. н. э.) и передано тибетскому переводчику Марпе Лоцаве (ок. 1012 г.).
Другое название Шести Дхарм — «передача устных наставлений для достижения освобождения в бардо» или «система Бардо Трангдол». Здесь бардо относится к трем бардо: бодрствованию, сну и смерти. В литературе Кагью их также называют «путем средств» (thabs lam). Их также иногда называют Шестью йогами Наропы (но не в традиционной литературе, которая никогда не использует термины шаданга-йога или sbyor-drug).
Шесть дхарм представляют собой собрание тантрических буддийских практик стадии завершения, взятых из буддийских тантр. Они предназначены для ускоренного достижения состояния будды. Традиционно они требуют тантрического посвящения и личного обучения посредством работы с тантрическим гуру, а также выполнения различных предварительных практик. Шесть дхарм работают с тонким телом , в частности, посредством генерации энергии внутреннего тепла (туммо).
Шесть дхарм являются основной практикой школы Кагью (и изначально были уникальными для этой школы), и ключевые фигуры Кагью, такие как Миларепа, Гампопа, Пхагмодрупа и Джигтен Сумгон, преподавали и практиковали эти дхармы. Их также преподают в Гелуг, где их представил Дже Цонкапа, который получил линию передачи от своих учителей Кагью.
Линия передачи
Учение Тилопы (988–1069 гг. н. э.) — самая ранняя известная работа о Шести Дхармах. Он получил их от разных учителей. По словам Гленна Муллина, учителями линии передачи Тилопы были махасиддхи Нагарджуна (не путать с философом Мадхьямаки), Лавапа, Луипада, Шавари и Кришначарья. Кроме того, источниками этого сборника тантрических практик были названы Гухьясамаджа тантра, Хеваджра тантра и Чатурпитха тантра.
Наропа научился шести дхармам у Тилопы. Ученик Наропы Марпа обучал тибетца Миларепу, известного своими йогическими навыками. Миларепа, в свою очередь, обучал Гампопу, который написал различные руководства по медитации (khrid chos или khrid yig) по Шести Дхармам, которые собраны в «Дакпо Камбум» («Собрание высказываний Дакпо») в разделе, озаглавленном «Руководства по медитации по Шести Дхармам Наропы». (na ro'i chos Drug gi khrid yig). От Гампопы эти учения были переданы различным подшколам и линиям передачи Кагью, где они оставались центральной практикой.
К этим практикам были написаны многочисленные комментарии, в том числе «Квинтэссенция нектара» Шамара Чокьи Вангчука. Они также описаны в «Лучах света от драгоценности превосходного учения» Дакпо Таши Намгьяла и в «Сокровищнице знаний» Джамгона Конгтрула (книга восьмая, часть третья). Сегодня Шесть Дхарм являются одной из основных тантрических практик школы Кагью и практикуются в трехлетних ретритах монахами и йогами.
Благодаря усилиям Дже Цонкапы (1357–1419) Шесть Дхарм Наро также стали важными в традиции Гелуг. Цонкапа написал к ним комментарий под названием «Книга трёх вдохновений: трактат об этапах тренировки на глубоком пути Шести Дхарм Наро». Этот комментарий стал стандартным справочником по этим практикам в традиции Гелуг. Среди других деятелей, писавших о шести дхармах, — Гьялва Энсапа, Первый Панчен-лама и лама Дже Шераб Гьяцо.
Многие практикующие гелугпа, в том числе Далай-ламы и Панчен-ламы, были носителями линии передачи шести дхарм. Лама Еше и Лама Сопа — недавние учителя шести дхарм школы гелуг.