Меннгагдэ
Меннгагдэ (man ngag sde) (Раздел Тайных Наставлений) (санскрит - упадеша) - последний из трёх разделов Дзогчен, составленных Манджушримитрой. Меннгагдэ представляет изначальную нераздельность ума и пространства, которая характеризует воззрение Дзогчен. Поскольку данный раздел соответствует Третьему Завету Гараба Дордже здесь содержатся практики для тех, кто утвердился в знании ригпа.
Линия Передачи
- Будда Самантабхадра
- Ваджрасаттва
- Гараб Дордже
- Манджушримитра
- Шри Сингха
- Джнянасутра
- Вималамитра
- Падмасамбхава
- Еше Цогьял
В Тибете представлены три линии:
- от Падмасамбхавы ;
- от Вайрочаны, получивших передачу от Шри Сингхи;
- от Вималамитры, получившего передачу частично от Шри Сингхи и частично от Джнянасутры.
Первые две линии были продолжены только как терма, в то время как, в линии Вималамитры была устная передача и терма. В следующем тысячелетии было открыто большое количество терма, содержащих драгоценные наставления этих трёх великих мастеров. Самые важные из них были включены в Ринчен Тердзо, коллекцию терма Джамгона Конгтрула, содержащих Три Внутренние Тантры.
Внутреннее деление Меннгагдэ
Четыре чогжаг раздела Мэннгагдэ
Важные тексты
Существуют два раздела, которые проясняют значение сердечной сути непревзойденной колесницы: тантры и упадешы.
Во-первых, общие подразделения тантр включают тантры, раскрывающие истинную природу (rang bzhin don gyi rgyud), и тантры, указывающие на эту природу посредством слов (mtshon byed tshig gi rgyud).
Во-первых, тантры раскрывающие истинную природу включают в себя тантры метода (упая) и тантры внутренней природы. Тантры метода включают в себя как указанное, так и указующее. Что касается тантр внутренней природы, то их три: тантра основы, тантра сущности и тантра квинтэссенции внутренней природы.
Хотя эти три разделения и существуют, на самом деле, если рассматривать их через единую природу самовозникшей мудрости, разделения основаны исключительно на концептуальных различиях, хотя в конечном итоге они нераздельны. Учат, что тантры метода и внутренней природы основаны на врожденном состоянии вещей. Врожденное состояние — это смысл, который необходимо усвоить, поскольку он изначально пребывает с самовозникшей мудростью, называемой здесь тремя тантрами символического метода, внутренней сущности и квинтэссенции природы. Например, если вы дадите одному человеку много титулов, даже если все они применимы, они все равно указывают на одного и того же человека.
Тантры, выражающие слова, представляют собой организацию связей между словами и их значениями, чтобы просветить поток ума человека. Если отметить подразделы этого вида тантр в соответствии с традицией Вималамитры, то таких тантр существует восемнадцать, а именно:
- тантра, подобная океану, Ригпа Рангшар (тиб. རིག་པ་རང་ཤར, Вайли: rig pa rang shar, «Самопроявленное ригпа»);
- тантра, подобная солнцу, Дордже Семпа Ньинг-ги Мелонг (тиб. རྡོ་རྗེ་སེམས་དཔའ་སྙིང་གི་མེ་ལོང, Вайли: rdo rje sems dpa' snying gi me long, «Сердечное зерцало Ваджрасаттвы»);
- тантра, подобная льву, Сенг-ге Цалдзог (тиб. སེང་གེ་རྩལ་རྫོགས, Вайли: seng ge rtsal rdzogs, «Проявление силы льва»);
- славная тантра, подобная горе Меру, Йиге Медпа (тиб. ཡི་གེ་མེད་པ, Вайли: yi ge med pa, «Вне букв»).
- тантра, подобная колесу, Траши Дзейден (тиб. བཀྲ་ཤིས་མཛེས་ལྡན, Вайли: bkra shis mdzes ldan, «Красота благоприятных обстоятельств»);
- тантра, подобная ключу, Дра Талгьюр (тиб. སྒྲ་ཐལ་འགྱུར, Вайли: sgra thal 'gyur, «Всепроникающий Звук») ;
- тантра, подобная мечу, Кунту Сангпо Тугкьи Мелонг (тиб. ཀུན་ཏུ་བཟང་པོ་ཐུགས་ཀྱི་མེ་ལོང, Вайли: kun tu bzang po thugs kyi me long, «Зеркало ума Самантабхадры»);
- тантра, подобная факелу, Дронма Барва (тиб. སྒྲོན་མ་འབར་བ, Вайли: sgron ma 'bar ba, «Пылающий светоч»);
- тантра, подобная жидкому золоту, Норбу Тракод (тиб. ནོར་བུ་ཕྲ་བཀོད, Вайли: nor bu phra bkod, «Россыпи драгоценностей»);
- тантра подобна воссоединению матери и ребенка, Ньида Кхаджор (тиб. ཉི་ཟླ་ཁ་སྦྱོར, Вайли: nyi zla kha sbyor, «Союз Солнца и Луны»);
- тантра, подобная зеркалу, Нготрод Трепа (тиб. ངོ་སྤྲོད་སྤྲས་པ, Вайли: ngo sprod spras pa, «Прямое введение»)
- тантра подобно нитке жемчуга,Мутиг Ринпочей Тренгва (тиб. མུ་ཏིག་རིན་པོ་ཆེའི་ཕྲེང་བ, Вайли: mu tig rin po che'i phreng ba, «Ожерелье драгоценного жемчуга»)
- тантра, подобная разворачивающейся змее, Ригпа Рангдрол (тиб. རིག་པ་རང་གྲོལ, Вайли: rig pa rang grol, «Самоосвобождающееся ригпа»);
- тантра, подобная великому Гаруде, Кунту Зангпо Лонгтруг (тиб. ཀུན་ཏུ་བཟང་པོ་ཀློང་དྲུག, Вайли: kun tu bzang po klong drug, «Шесть пространств Самантабхадры»);
- тантра, подобная реке, Дзогпа Рангчунг (тиб. རྫོགས་པ་རང་བྱུང, Вайли: rdzogs pa rang byung, «Самовозникающее совершенство»);
- тантра, подобная бритве, Экаджати Нагмо Тхома Гьюд (тиб. དཔལ་ཨེ་ཀ་ཛ་ཏི་ནག་མོ་ཁྲོས་མའི་རྒྱུད།, Вайли: dpal e ka dza ti nag mo khros ma'i , «Тантра чёрной яростной Экаджати»); rgyud
- тантра, подобная владыке, Кудунг Барва (тиб. སྐུ་གདུང་འབར་བ, Вайли sku gdung 'bar ba, «Сверкающая реликвия»);
- тантра, подобная сокровищнице, Ринпочей Пунгва/Пудпа (тиб. རིན་པོ་ཆེ་སྤུང་བ, Вайли rin po che spung ba, «Груда драгоценностей»).
Среди этих восемнадцати тантра Черной Гневной Матери проявляется из других тантр, чтобы защитить учение, тогда как остальные шестнадцать проявляются из коренной тантры «Всепроникающий Звук».
Есть еще две важные категории текстов по подразделу Янгсанг раздела Меннгагдэ, известные как категории наставлений (Мен-нгаг, man ngag). Согласно Пема Ледрел Целу, в первую входят учения Ньингтиг, содержащие сущностные наставления семнадцати тантр и тантры Трома. Их доставил в Тибет Вималамитра, и известны они под названием Вима Ньингтиг. Вторую категорию составляют учения Ньингтиг, главным образом содержащие сущностные наставления по тантре Лонгсел Барма. Их доставил в Тибет Гуру Падмасамбхава, и они стали известны как Кхадро (mkha' 'gro) Ньингтиг.
Лонгчен Рабджам написал том комментаторских и дополнительных текстов по Вима Ньингтиг, известный как Вима Янгтиг (vima yang tig), и один том по Кхадро Ньингтиг, известный под названием Кхадро Янгтиг (khadro yangtig). Он написал также том по обоим циклам Ньингтиг под названием Лама Янгтиг (bla la yang tig) или Янгтиг Йиджин Норбу (yang tig yid bzhin nor bu). Эти два коренных текста и два текста комментариев известны под общим заголовком Ньингтиг Ябши (snying thig yab zhi), то есть четыре тома учений Ньингтиг. Они относятся к числу наиболее значительных текстов по Ньингтиг.