Храм Махабодхи

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Махабодхи Махавихара

Храм Махабодхи (буквально: «Храм Великого Пробуждения») или Махабодхи Махавихара, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, — древний, но перестроенный и отреставрированный буддийский храм в Бодх-Гайе, штат Бихар, Индия, отмечающий место, где, как говорят, Будда достигли просветления. Бодхгая находится в 15 км от Гаи и примерно в 96 км от Патны. На этом месте находится потомок Дерева Бодхи, под которым Будда обрел просветление, и оно уже более двух тысяч лет является основным местом паломничества буддистов.

Некоторые элементы оформления относятся к периоду Ашоки (умер около  232 г. до н.э.). То, что сейчас видно на земле, относится к VI веку нашей эры или, возможно, раньше, а также к нескольким крупным реставрациям, начиная с XIX века. Однако структура также потенциально включает в себя значительную часть более ранних работ, возможно, относящихся ко 2-му или 3-му веку нашей эры. Археологические находки на этом месте указывают на то, что это место было местом почитания буддистов, по крайней мере, с периода Маурьев. В частности, Ваджрасана, расположенная внутри самого храма, датируется третьим веком до нашей эры.

Многие из самых старых скульптурных элементов были перенесены в музей рядом с храмом, а некоторые, такие как резные каменные перила вокруг основного сооружения, были заменены точными копиями. Сохранность главного храма особенно впечатляет, поскольку он в основном был построен из кирпича, покрытого лепниной, материалов, которые гораздо менее долговечны, чем камень. Однако понятно, что от оригинального скульптурного декора сохранилось очень мало.

Храмовый комплекс включает в себя две большие прямые башни-шикхара, самая большая из которых имеет высоту более 55 метров (180 футов). Эта стилистическая особенность сохранилась в джайнских и индуистских храмах до наших дней и оказала влияние на буддийскую архитектуру в других странах в таких формах, как пагода.

Будда

Традиционные источники говорят, что около 589 г. до н.э. Сиддхартха Гаутама, молодой принц, который видел страдания мира и хотел положить им конец, достиг лесистых берегов реки Пхалгу, недалеко от города Гая в Индии. Там он сидел в медитации под деревом пипул (Ficus religiosa или Священный инжир), которое позже стало известно как дерево Бодхи. Согласно буддийским писаниям, через три дня и три ночи Сиддхарта достиг просветления и ответов, которые искал. В этом месте храм Махабодхи был построен императором Ашокой примерно в 260 году до нашей эры.

Затем Будда провел следующие семь недель в семи разных местах поблизости, медитируя и обдумывая свой опыт. Несколько конкретных мест в нынешнем храме Махабодхи связаны с традициями, окружающими эти семь недель:

  1. Первую неделю провели под деревом Бодхи.
  2. В течение второй недели Будда продолжал стоять и непрерывно смотрел на дерево Бодхи. Это место отмечено ступой Анимешлоча, то есть ступой или святыней, к северо-востоку от храмового комплекса Махабодхи. Там стоит статуя Будды, устремившая взгляд на дерево Бодхи.
  3. Говорят, что Будда ходил туда и обратно между ступой Анимешлоча и деревом Бодхи. Согласно легенде, на этом маршруте выросли цветы лотоса; теперь это называется Ратначакрама или прогулка с драгоценностями.
  4. Четвертую неделю он провел возле Ратнагар Чайтьи, на северо-восточной стороне.
  5. Шестую неделю он провел рядом с прудом с лотосами.
  6. Седьмую неделю он провел под деревом Раджятна.

Дерево Махабодхи

Дерево Бодхи в Бодхгае напрямую связано с жизнью исторического Будды Сиддхартхи Гаутамы, который достиг просветления или всеведущей мудрости, когда медитировал под ним. Храм был построен прямо к востоку от дерева Бодхи, предположительно прямого потомка первоначального Дерева Бодхи.

Согласно буддийской мифологии, если на этом месте не растет дерево Бодхи, земля вокруг дерева Бодхи лишена всех растений на расстоянии одной королевской карисы. По земле вокруг дерева Бодхи не может пройти ни одно существо, даже слон.

Согласно Джатакам, в этом месте лежит пуп земли, и никакое другое место не может выдержать мощи достижений Будды. Другая буддийская традиция утверждает, что, когда мир разрушается в конце кальпы, Бодхиманда является последним местом, которое исчезает, и будет первым, которое появится, когда мир снова возникнет. Традиция также утверждает, что там расцветет лотос, и если Будда рождается во время новой кальпы, цветы лотоса расцветают в соответствии с ожидаемым числом будд. Согласно легенде, в случае с Гаутамой Буддой дерево Бодхи выросло в день его рождения.