Храм Махабодхи
Храм Махабодхи (буквально: «Храм Великого Пробуждения») или Махабодхи Махавихара, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, — древний, но перестроенный и отреставрированный буддийский храм в Бодх-Гайе, штат Бихар, Индия, отмечающий место, где, как говорят, Будда достигли просветления. Бодхгая находится в 15 км от Гаи и примерно в 96 км от Патны. На этом месте находится потомок Дерева Бодхи, под которым Будда обрел просветление, и оно уже более двух тысяч лет является основным местом паломничества буддистов.
Некоторые элементы оформления относятся к периоду Ашоки (умер около 232 г. до н.э.). То, что сейчас видно на земле, относится к VI веку нашей эры или, возможно, раньше, а также к нескольким крупным реставрациям, начиная с XIX века. Однако структура также потенциально включает в себя значительную часть более ранних работ, возможно, относящихся ко 2-му или 3-му веку нашей эры. Археологические находки на этом месте указывают на то, что это место было местом почитания буддистов, по крайней мере, с периода Маурьев. В частности, Ваджрасана, расположенная внутри самого храма, датируется третьим веком до нашей эры.
Многие из самых старых скульптурных элементов были перенесены в музей рядом с храмом, а некоторые, такие как резные каменные перила вокруг основного сооружения, были заменены точными копиями. Сохранность главного храма особенно впечатляет, поскольку он в основном был построен из кирпича, покрытого лепниной, материалов, которые гораздо менее долговечны, чем камень. Однако понятно, что от оригинального скульптурного декора сохранилось очень мало.
Храмовый комплекс включает в себя две большие прямые башни-шикхара, самая большая из которых имеет высоту более 55 метров (180 футов). Эта стилистическая особенность сохранилась в джайнских и индуистских храмах до наших дней и оказала влияние на буддийскую архитектуру в других странах в таких формах, как пагода.
Будда
Традиционные источники говорят, что около 589 г. до н.э. Сиддхартха Гаутама, молодой принц, который видел страдания мира и хотел положить им конец, достиг лесистых берегов реки Пхалгу, недалеко от города Гая в Индии. Там он сидел в медитации под деревом пипул (Ficus religiosa или Священный инжир), которое позже стало известно как дерево Бодхи. Согласно буддийским писаниям, через три дня и три ночи Сиддхарта достиг просветления и ответов, которые искал. В этом месте храм Махабодхи был построен императором Ашокой примерно в 260 году до нашей эры.
Затем Будда провел следующие семь недель в семи разных местах поблизости, медитируя и обдумывая свой опыт. Несколько конкретных мест в нынешнем храме Махабодхи связаны с традициями, окружающими эти семь недель:
- Первую неделю провели под деревом Бодхи.
- В течение второй недели Будда продолжал стоять и непрерывно смотрел на дерево Бодхи. Это место отмечено ступой Анимешлоча, то есть ступой или святыней, к северо-востоку от храмового комплекса Махабодхи. Там стоит статуя Будды, устремившая взгляд на дерево Бодхи.
- Говорят, что Будда ходил туда и обратно между ступой Анимешлоча и деревом Бодхи. Согласно легенде, на этом маршруте выросли цветы лотоса; теперь это называется Ратначакрама или прогулка с драгоценностями.
- Четвертую неделю он провел возле Ратнагар Чайтьи, на северо-восточной стороне.
- Шестую неделю он провел рядом с прудом с лотосами.
- Седьмую неделю он провел под деревом Раджятна.
Дерево Махабодхи
Дерево Бодхи в Бодхгае напрямую связано с жизнью исторического Будды Сиддхартхи Гаутамы, который достиг просветления или всеведущей мудрости, когда медитировал под ним. Храм был построен прямо к востоку от дерева Бодхи, предположительно прямого потомка первоначального Дерева Бодхи.
Согласно буддийской мифологии, если на этом месте не растет дерево Бодхи, земля вокруг дерева Бодхи лишена всех растений на расстоянии одной королевской карисы. По земле вокруг дерева Бодхи не может пройти ни одно существо, даже слон.
Согласно Джатакам, в этом месте лежит пуп земли, и никакое другое место не может выдержать мощи достижений Будды. Другая буддийская традиция утверждает, что, когда мир разрушается в конце кальпы, Бодхиманда является последним местом, которое исчезает, и будет первым, которое появится, когда мир снова возникнет. Традиция также утверждает, что там расцветет лотос, и если Будда рождается во время новой кальпы, цветы лотоса расцветают в соответствии с ожидаемым числом будд. Согласно легенде, в случае с Гаутамой Буддой дерево Бодхи выросло в день его рождения.
Строительство храма
Установка во времена Маурьев
Около 250 г. до н.э., примерно через 200 лет после того, как Будда достиг просветления, император Ашока из Империи Маурьев посетил Бодхгаю, чтобы основать монастырь и храм на святом месте, которые сегодня исчезли.
Однако остался Ваджрный трон, который он установил у подножия дерева Бодхи. Считается, что Ваджрный трон, или Ваджрасана, был построен императором Ашокой Империи Маурьев между 250 и 233 годами до нашей эры, в месте, где Будда достиг просветления. Ему поклоняются по сей день, и он является центром многих праздников в храме.
Изображения ранней храмовой структуры, предназначенной для защиты дерева Бодхи, можно найти в Санчи, на торанах Ступы I, датируемых примерно 25 годом до н. э. (185–73 гг. до н.э.).
Расширение построек во времена Сунга
Колонны с горшкообразными основаниями
Дополнительные структуры были построены во времена тунга. В частности, вокруг Ваджрного трона были обнаружены колонны с горшковидными основаниями. Считается, что эти колонны датируются I веком до нашей эры, ближе к концу эпохи Сунга. Эти колонны, обнаруженные в результате археологических исследований на Аллее Будды в храме Махабодхи, совершенно точно соответствуют колоннам, описанным на рельефах, найденных на колоннах ворот.
Перила
Перила вокруг храма Махабодхи в Бодхгае довольно древние. Это старые столбы из песчаника, датируемые примерно 150 годом до нашей эры, в период Сунга. Есть резные панели, а также медальоны со многими сценами, похожими на сцены на современных перилах Сунга в Бхархуте (150 г. до н. э.) и Санчи (115 г. до н. э.), хотя рельефы в ступе Санчи № 2 часто считаются самыми старыми из всех существующих. Перила были расширены в течение следующего столетия, вплоть до конца периода Гупта (7 век), грубым гранитом, украшенным сложными лиственными орнаментами и небольшими фигурками, а также ступами. Многие части первоначальных перил были демонтированы и сейчас находятся в музеях, таких как Индийский музей в Калькутте, и были заменены гипсовыми копиями.
Основной храм
Хотя Ашока считается основателем храма Махабодхи, нынешняя пирамидальная структура датируется империей Гуптов, в V-VI веках нашей эры. Он идентичен архитектурным стилям индуистских храмов, которые до сих пор строятся в Индии.
Однако это может представлять собой реставрацию более ранних работ II или III века: мемориальная доска из Кумрахара, датированная 150–200 годами нашей эры, основанная на датированных надписях Харошти и объединенных находках монет Хувишки, уже показывает храм Махабодхи в его нынешнем виде как ступенчатая усеченная пирамида и небольшая полусферическая ступа с венцом наверху. Это подтверждается археологическими раскопками в Бодхгае.
Считается, что храм в форме усеченной пирамиды был заимствован из конструкции ступенчатых ступ, возникших в Гандхаре. Храм Махабодхи адаптировал гандхарский дизайн последовательности ступеней с нишами, содержащими изображения Будды, чередующимися с греко-римскими колоннами, и вершиной ступы, как это видно в ступах Джаулиана. Структура увенчана формой полусферической ступы с навершиями, образующими логическое продолжение ступенчатых ступ Гандхары.
Эта конструкция усеченной пирамиды также ознаменовала эволюцию от аниконической ступы, посвященной буддийским реликвиям, к культовому храму с многочисленными изображениями Будды и Бодхисаттв. Этот дизайн оказал большое влияние на развитие более поздних индуистских храмов. Башня «шихара» с амалакой наверху сегодня считается более характерной для индуистских храмов. Храм был восстановлен Великобританией и Индией после обретения независимости.
Времена упадка
Буддизм пришел в упадок, когда пришли в упадок покровительствующие ему династии, после вторжений Хуна и ранних арабских исламских вторжений, таких как вторжение Мухаммеда бин Касима. Сильное возрождение произошло при Империи Пала на северо-востоке субконтинента (где расположен храм). Буддизм Махаяны процветал при Пала между 8 и 12 веками. Однако после поражения Пала династией Сена позиции буддизма снова начали разрушаться и почти исчезли в Индии. В XII веке нашей эры Бодхгая и близлежащие регионы были захвачены и разрушены армиями турок-мусульман во главе с Кутб ад-Дином Айбаком и Бахтияром Хилджи из Делийского султаната. В этот период храм Махабодхи пришел в упадок и был практически заброшен. Последним настоятелем храма Махабодхи был Шарипутра, который покинул Индию и отправился в Непал в 15 веке. В течение следующих столетий должность настоятеля или маханта монастыря стала занимать основной землевладелец этого района, который претендовал на владение территорией храма Махабодхи.
В 13 веке бирманские буддисты построили храм с таким же названием по образцу первоначального храма Махабодхи.