Шесть Дхарм Наропы
Шесть Дхарм Наропы (Вайли: na ro'i chos Drug, санскр . ṣaḍdharma, «шесть доктрин Наро» или «шесть учений»), представляют собой набор тибетских буддийских тантрических практик, составленных индийскими махасиддхами Тилопой и Наропой (1016-1100 гг. н. э.) и передано тибетскому переводчику Марпе Лоцаве (ок. 1012 г.).
Другое название Шести Дхарм — «передача устных наставлений для достижения освобождения в бардо» или «система Бардо Трангдол». Здесь бардо относится к трем бардо: бодрствованию, сну и смерти. В литературе Кагью их также называют «путем средств» (thabs lam). Их также иногда называют Шестью йогами Наропы (но не в традиционной литературе, которая никогда не использует термины шаданга-йога или sbyor-drug).
Шесть дхарм представляют собой собрание тантрических буддийских практик стадии завершения, взятых из буддийских тантр. Они предназначены для ускоренного достижения состояния будды. Традиционно они требуют тантрического посвящения и личного обучения посредством работы с тантрическим гуру, а также выполнения различных предварительных практик. Шесть дхарм работают с тонким телом , в частности, посредством генерации энергии внутреннего тепла (туммо).
Шесть дхарм являются основной практикой школы Кагью (и изначально были уникальными для этой школы), и ключевые фигуры Кагью, такие как Миларепа, Гампопа, Пхагмодрупа и Джигтен Сумгон, преподавали и практиковали эти дхармы. Их также преподают в Гелуг, где их представил Дже Цонкапа, который получил линию передачи от своих учителей Кагью.
Линия передачи
Учение Тилопы (988–1069 гг. н. э.) — самая ранняя известная работа о Шести Дхармах. Он получил их от разных учителей. По словам Гленна Муллина, учителями линии передачи Тилопы были махасиддхи Нагарджуна (не путать с философом Мадхьямаки), Лавапа, Луипада, Шавари и Кришначарья. Кроме того, источниками этого сборника тантрических практик были названы Гухьясамаджа тантра, Хеваджра тантра и Чатурпитха тантра.
Наропа научился шести дхармам у Тилопы. Ученик Наропы Марпа обучал тибетца Миларепу, известного своими йогическими навыками. Миларепа, в свою очередь, обучал Гампопу, который написал различные руководства по медитации (khrid chos или khrid yig) по Шести Дхармам, которые собраны в «Дакпо Камбум» («Собрание высказываний Дакпо») в разделе, озаглавленном «Руководства по медитации по Шести Дхармам Наропы». (na ro'i chos Drug gi khrid yig). От Гампопы эти учения были переданы различным подшколам и линиям передачи Кагью, где они оставались центральной практикой.
К этим практикам были написаны многочисленные комментарии, в том числе «Квинтэссенция нектара» Шамара Чокьи Вангчука. Они также описаны в «Лучах света от драгоценности превосходного учения» Дакпо Таши Намгьяла и в «Сокровищнице знаний» Джамгона Конгтрула (книга восьмая, часть третья). Сегодня Шесть Дхарм являются одной из основных тантрических практик школы Кагью и практикуются в трехлетних ретритах монахами и йогами.
Благодаря усилиям Дже Цонкапы (1357–1419) Шесть Дхарм Наро также стали важными в традиции Гелуг. Цонкапа написал к ним комментарий под названием «Книга трёх вдохновений: трактат об этапах тренировки на глубоком пути Шести Дхарм Наро». Этот комментарий стал стандартным справочником по этим практикам в традиции Гелуг. Среди других деятелей, писавших о шести дхармах, — Гьялва Энсапа, Первый Панчен-лама и лама Дже Шераб Гьяцо.
Многие практикующие гелугпа, в том числе Далай-ламы и Панчен-ламы, были носителями линии передачи шести дхарм. Лама Еше и Лама Сопа — недавние учителя шести дхарм школы гелуг.
Классификация
Шесть дхарм представляют собой всеобъемлющее и целостное собрание практик стадии завершения индийской буддийской тантры . [10] В Кагью и Гелуг инициация или посвящение хотя бы в одну систему Ануттарайогатантры (обычно Чакрасамвара и/или Ваджрайогини /Ваджраварахи-тантры) и практика ее стадии зарождения являются основой для практики шести дхарм. По словам Ульриха Тимме Крага,
- После визуализации себя и всех других существ как божеств и чтения мантр божества во время практик, связанных с первым посвящением, практикующий использует эти техники шести йог, принадлежащих ко второму посвящению, для создания сильных переживаний блаженства, присутствия. и не-мысль, тем самым давая первый проблеск Пробуждения.
Шесть Дхарм
Несмотря на различную классификацию (от двух до десяти дхарм), наиболее широко используемый список из шести дхарм в творчестве деятеля школы Кагью Гампопы соответствует следующему списку:
(Тибетский, транслитерация Уайли и санскрит в скобках)
- Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли: gtum mo ; с. caṇḍālī) – йога внутреннего тепла (или мистического тепла).
- Осел (тиб. འོད་གསལ་, Вайли: од гсал ; с. prabhasvara) – йога ясного света, сияния или светимости.
- Милам (тиб. རྨི་ལམ་, Вайли: rmi lam ; с. svapnadarśana) – йога состояния сна.
- Гьюлю (тиб. སྒྱུ་ལུས, Вайли: sgyu lus ; с. māyākāyā) — йога иллюзорного тела.
- Бардо (тиб. བར་དོ, Вайли: бар до ; с. antarābhava) – йога промежуточного состояния.
- Пхова (тиб. འཕོ་བ་, Вайли: pho ba ; с. saṃkrānti) – йога переноса сознания в чистое поле Будды.
Другие дхармы
Другие дхармы, иногда группируемые с вышеперечисленными или устанавливаемые как вспомогательные практики, включают:
Практика стадии зарождения . Согласно Тубтену Еше , Миларепа относит медитацию на стадии зарождения йоги Божества к части дхарм. [14] Кармамудра или «печать действия» ( Wylie : las kyi phyag rgya , THL : lé kyi chak-gya ; ошибочно S: kāmamudrā или «печать желания»). Это тантрическая йога, включающая сексуальный союз с супругом или партнером, либо физическим. или визуализировано. [15] Как и все другие йоги, ее нельзя практиковать без основы практики туммо и стадий зарождения. Силовой перенос (дронгджук пхова ) – вариант пхова, при котором садхака может перенести поток своего ума в недавно умершее тело. [16] Самоосвобождение – сам Наропа в « Ваджрных стихах Шепота Традиции » добавляет практику самоосвобождения в мудрости недвойственности, [17] которая является решающим воззрением Махамудры . Это всегда рассматривается как отдельный путь.
Классификации
Существуют разные способы организации и перечисления дхарм Наропы, кроме списка Гампопы. Например, Цонкапа предпочитает следующий список, следующий за Пагмо Другпой: (1) туммо (2) иллюзорное тело (3) сияние (4) перенос (5) силовая проекция и (6) бардо. [18]
Дхармы также иногда группируются в разные наборы учений. Например, Гьялва Венсапа группирует их в две дхармы: (1) йоги для привлечения жизненных энергий в центральный канал; и (2) йоги, которые выполняются после того, как энергии были извлечены таким образом. [19]
По словам Гленна Маллина , «Марпа Лоцава, по-видимому, главным образом говорил о них как о четырех аспектах: (1) внутренний жар; (2) кармамудра, или сексуальная йога; (3) иллюзорное тело; и (4) ясный свет. Здесь три из шесть, то есть йоги переноса сознания, силовой проекции и бардо-йоги, не имеют статуса отдельных «дхарм», предположительно потому, что они отнесены к позиции вспомогательных практик». [19] Между тем, Миларепа, похоже, классифицировал дхармы Наропы следующим образом: (1) стадия зарождения; (2) внутреннее тепло; (3) кармамудра; (4) введение в суть взгляда на предельную природу бытия; (5) показательный ясный свет пути; и (6) показательная иллюзорная природа вместе с йогой сновидений. [19]
Существует также список десяти дхарм, который можно найти в работе Нгулчу Дхармбхадры: (1) йоги стадии зарождения; (2) взгляд на пустоту; (3) внутреннее тепло; (4) кармамудра-йоги; (5) иллюзорное тело; (6) ясный свет; (7) йога сновидений; (8) бардо-йоги; (9) перенос сознания; и (10) силовая проекция. [20]