Сачен Кунга Ньингпо

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 08:52, 3 января 2024; Sherab (обсуждение | вклад) (→‎См. также)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Сачен Кунга Ньингпо (1092-1158)
Сачен Кунга Ньингпо, основатель традиции

Сачен Кунга Ньингпо (тиб. ས་ཆེན་ཀུན་དགའ་སྙིང་པོ་, Вайли: sa chen kun dga' snying po, 1092-1158)

Сачен Кунга Ньингпо был первым из пяти великих мастеров, основавших школу Сакья Тибетского Буддизма. Он родился в местечке Сакья, в Тибете в 1092 году. Его отец - Кхон Кончог Гьялпо, основавший Монастырь Сакья в 1073 году, мать – Мачиг Шангмо. Сачен Кунга Ньингпо родился в сопровождении благоприятных знаков и поскольку все, кто его видел были переполнены радостью, его назвали «Кунга Ньингпо», означает «Сущность радости для всех».

Сачен Кунга Ньингпо был благословлён особенным интеллектом и в юности он изучал чтение, математику, астрологию и ораторское искусство. Также он тщательно изучал и овладел такими науками как медицина, санскрит, поэзия, композиция и другие предметы и стал признанным мастером во всех областях. От отца он получил посвящение Хеваджры и многие другие учения Дхармы.

Его отец Кхон Кончог Гьялпо умер когда Сачену Кунга Ньингпо исполнилось 11 лет. Сачен Кунга Ньингпо был ещё слишком молод, чтобы взять на себя ответственность за руководство монастыря, поэтому его мать Мачиг Шангмо назначила великого переводчика Бари Лоцаву настоятелем Монастыря Сакья, до тех пор пока Сачен Кунга Ньингпо не повзрослеет. В тот же день Мачиг Шангмо организовала постройку каменного основания для нового храма и похоронные ритуалы для Кхон Кончога Гьялпо.

В тот же год Бари Лоцава предложил Сачену Кунга Ньингпо провести развёрнутый ретрит по Манджушри, Бодхисаттве Мудрости. Ему было только 11 лет, но как будущий держатель трона он должен обладать большой мудростью. В начале ретрита возникали различные препятствия, но они были преодолены с помощью практики Арья Ачала. Постепенно все препятствия были умиротворены и Сачен Кунга Ньингпо развил медитативную реализацию. После шести месяцев медитации он воочию увидел Манджушри, появившегося в его келье. Манджушри даровал ему стих из четырёх строк, которые, как сразу понял Сачен Кунга Ньингпо, представляли собой резюме всей Махаяны, как пути к просветлению. Это глубокое учение стало известно как «Расставание с Четырьмя Привязанностями».

Также Манджушри благословил его пророческим видением. Семь мечей мудрости возникли из сердца Манджушри и растворились в сердце Сачен Кунга Ньингпо. Это символизировало, что семь последовательных эманаций Манджушри появятся среди его потомков и что эта линия всегда будет наделена благословением божества мудрости. Благодаря этому видению Сачен Кунга Ньингпо развил великую мудрость и стал способен без усилий понимать все явления.

Сачен Кунга Ньингпо продолжал свою практику и в возрасте 12 лет его учителя решили, что он должен изучать Абхидхарму с Транги Дарма Ньингпо, который был самым известным учителем этого предмета в то время.

Когда Сачен Кунга Ньингпо прибыл в Монастырь Транги оказалось, что для него не хватает места т.к. там обучалось много учеников. Тогда из шторы он сделал небольшой навес во дворе и там остановился. Один монах, проживающий неподалёку сильно заболел, подхватив оспу, но никто за ним не ухаживал. Сачен Кунга Ньингпо проникся большим состраданием к нему, стал ухаживать за ним, пока тот не выздоровел, но в результате сам заболел оспой. Его мать стала посещать и заботиться о нём и постепенно он выздоровел.

Сачен Кунга Ньингпо получил от мастера Транги Дарма учение «Абхидхармакоша». Прослушав его всего один раз, он полностью запомнил весь текст и понял смысл. Все были изумлены его способностями. После этого Сачен Кунга Ньингпо приступил к изучению логики.

В это время мастера Монастыря Сакья предложили ему отложить на время изучение логики и приехать домой, чтобы получить учения и передачи от Бари Лоцавы, который к тому времени уже стал очень продвинутым. Таким образом, Бари Лоцава передал ему много учений по сутрам, включая такие как «Трактат по Парамитам», «Стена, украшенная драгоценностями» и «Сутра Множества Будд». Бари Лоцава также даровал ему учение тантры: около 200 частей крия-тантры; Ямантака и Махакродха Винджая из чарья-тантры; пять текстов по коренному тексту и объяснению Гухъясамаджа-тантры из йога-тантры; тантрические комментарии, написанные Нагарджуной и многие другие учения.

Бари Лоцава подарил ему каменную статую Махакалы, известную как «Драгоценность, исполняющая желания». Эта святая статуя принадлежит одному из четырёх направлений, посредством которых учение Махакалы объединились в традиции Сакья. Затем Бари Лоцава передал трон Монастыря Сакья Сачену Кунга Ньингпо и незадолго после этого умер.

Сачен Кунга Ньингпо продолжал получать учения и посвящения от других выдающихся учителей. Не смотря на то, что он уже получал учения по трём тантрам Хеваджры от своего отца, он также получил развёрнутую версию этих учений от Кхон Джечува Дралхабар и а также дополнительные комментарии, подробные сущностные наставления и другие. Каждым из этих учений он быстро овладел. Сачен Кунга Нингпо был самым способным из восьми учеников Кхон Джечува Дралхабара и понял смысл всех текстов.

Кхон Джечува Дралхабар ушёл из жизни, согласно его пожеланию Сачен Кунга Ньингпо был назначен его наместником, ему была дала роль учителя и настоятеля монастыря. Он подумал о принятии монашеских обетов, но один из его учителей сказал ему, что если он останется мирянином это принесёт больше пользы учению Будды и живым существам.

Сачен Кунга Ньингпо посещал великого переводчика Мал Лоцаву и получил много учений от него по различным тантрам, включая коренную Тантру Чакрасамвары и объяснительные тантры. Несколько лет спустя Мал Лоцава снова пригласил Сачен Кунга Ньингпо и даровал ему дополнительные расширенные посвящения и учения, включая практику Махакалы.

Мал Лоцава дал Сачен Кунге Ньингпо чёрный флаг, который был священным атрибутом Махакалы, стальную девятиконечную ваджру и маску Махакалы, известную как Сенба Нгапо Пхурши. Эта маска – особенно священна среди четырёх сходящихся линий практики Махакалы в школе Сакья.

Когда Мал Лоцава подарил Сачен Кунга Ньингпо эти святые предметы, он разговаривал с Махакалой, как с живым человеком: «Теперь я так стар, что ты мне не нужен. С этого момента ты должен следовать Сачен Кунге Ньингпо и его последователям, исполнять их распоряжения.»

Стремясь получить драгоценные учения Ламдре, Сачен Кунга Ньингпо искал великого ламу Шангтон Чобар и в результате нашёл его в Сагтанге. В течение следующих восьми лет он получал учение Ламдре со всеми подробностями и глубоко размышлял над ним.

В итоге, когда устные наставления были завершены, Лама Шангтон Чобар сказал Сачену Кунга Ньингпо: «Следующие 18 лет не позволяй даже названию этого учения соскользнуть с твоих губ. Нет необходимости говорить, что тебе нельзя передавать его другим и записывать на бумаге. После 18 лет ты станешь держателем этих учений и тогда если захочешь записать их или учить других – выбор твой.» Сказав это, он спрятал учение.

Лама Шангтон Чобар также предсказал Сачену Кунга Ньингпо: «Если полностью сконцентрируешься на практике, ты достигнешь высшнго достижения великой Махамудры в этой жизни. Однако, если сконцентрируешь свои усилия на преподавании Дхармы другим, это поможет бесчисленному количеству живых существ. Особенно трое твоих учеников достигнут реализации совершенной Махамудры, не покидая своих тел. Семь из твоих учеников достигнут состояния терпения (stage of patience) и около восьмидесяти достигнут высокой реализации.»

Таким образом, чтобы не забыть драгоценное учение, Ламдре Сачен Кунга Ньингпо дал обещание раз в месяц размышлять обо всей полноте учения и начитывать Ваджрные Стихи шесть или семь раз в день. Он строго выполнял указания Ламы не упоминать и не записывать это учение.

Вскоре, по прошествии 18 лет Лама Асенг узнал, что Сачен Кунга Ньингпо обладал учением Ламдре и пришёл к нему просить наставлений. Сачен Кунга Ньингпо воспринял это как благоприятный знак и согласился дать учение. Он также написал «Ламдре Дондума» или Сущность Учения Ламдре.

После этого, по просьбам различных учеников Сачен Кунга Ньингпо давал учения по Ламдре много раз и составил 11 комментариев. Среди них, комментарий, написанный для Геше Ньяка с полным разъяснением значения и кратким описанием считается самым лучшим. Это тот текст, который в наше время используется больше всего.

Среди учеников Сачен Кунга Ньингпо было одиннадцать сердечных учеников, которые стали держателями устной передачи линии Ламдре и семь сердечных учеников, которые написали комментарии на его работы. Было четыре известных великих мастера, которые достигли реализации как в учёности так и в практике.

Сачен Кунга Ньингпо был держателем трона школы Сакья в течение сорока восьми лет (1111 - 1158 C.E.) с двадцати лет до семидесяти-шести. Он привнёс драгоценное учение Ламдре и практику Махакалы в традицию Сакья и упрочил традиции изучения и медитации. Также у него было два сына, которые являлись эманациями Манджушри, среди которых был Сонам Цемо и Джецун Драгпа Гьялцен, которые считаются вторым и третьим патриархом школы Сакья соответственно.

В год Земли-Кролика (1158), в Еру Кьяво Кьядонг на четырнадцатый день месяца Такар, Сачен Кунга Ньингпо тихо ушёл из жизни. В это время пространство заполнилось звуками небесной музыки, ароматом, и в небе появились радуги. Большинство видели, как его тело во время ухода проявило четыре различных аспекта. Один аспект ушёл в Сукхавати, другой в Поталу, третий в Уддияну и четвертый в чистую землю Цвета Золота на севере. После кремации святой пепел от тела Сачен Кунга Ньингпо развеяли в озере и рядом с горой, что находилась неподалёку. Мандала Чакрасамвары появилась на поверхности озера так ясно, как будто была нарисована.

(Из биографии, составленной Сакьяпой Нгаванг Кунга Сонам. Источник: Чотрин, том 1, номер 1.)

См. также

Внешние ссылки