V Кармапа Дешин Шекпа
Дешин Шегпа родился на рассвете восемнадцатого дня шестого месяца года деревянной крысы (1384) в области Ньянгдам, на юге Тибета. Отец его, Гуру Ринчен, был адептом Тантры, а мать, Лхамокьи - йогиней. Ещё перед рождением можно было слышать, как он произносит в чреве матери мантру "мани" и алфавит. Совсем незадолго до рождения его матери и многим другим людям снился приход Кармапы, разноцветные радужные дороги, дожди из цветов и благовоний. Ребёнок вытер лицо и сказал: "Я принимаю прибежище в Будде, Дхарме и Религиозной Общине. Я - Кармапа! ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ ХРИ!"
Ламы из Цурпху узнали о рождении этого замечательного ребёнка. Его отвезли в монастырь, и он был немедленно узнан Шамаром Кхачё Уангпо, его учеником во время предыдущего воплощения. Он получил от Кхенпо Ньяпху Сёнама Зангпо начальное рукоположение и имя Чёпел Зангпо и начал изучение Винайи, Пратимокши и Карики. Интенсивно учился несколько лет. Во время визита в провинцию Кангпо он положил конец войнам, развернувшимся там, затем отправился в Карма Гён и Ривоче, где активно распространял Дхарму.
В возрасте двадцати лет, в год лошади (1402), в монастыре Намдрук Риво в Конгпо он получил, наряду с восемьюдесятью другими монахами, последнее рукоположение от Сёнама Зангпо и Йён Лавы. Под руководством лучших знатоков он изучил Праджняпарамита|Праджнапарамиту и другие родственные предметы, и великий Пандита Кажипа Ринчен Пал поведал ему суть буддийской философии. Он продолжил распространение Учения, и многие важные персоны из всех частей Тибета приходили принять прибежище у него. В это время он считался одним из самых великих духовных мастеров. В год деревянного петуха (1405), в возрасте двадцати двух лет, Кармапа был приглашён в Китай. Просьба императора Тай Минг Чена была написана золотыми буквами; ссылаясь на великие блага, которые произойдут из этого для его народа, он просил Кармапу совершить путешествие. Кармапа принял приглашение и, сопровождаемый Ситу Чёкьи Гьелценом и многими монахами и Ламами, предпринял путешествие, проходя по дороге через монастыри Карма Гён и Лхатен Гён.
Кортеж приблизился к окрестностям Нанкина на двадцать первый день первого месяца года огненной свиньи (1407). Его встретили с большими почестями, и Кармапа был посажен на слона. В воротах города сам император принял Кармапу, который преподнёс ему "Колесо Дхармы" в золоте и в ответ получил подношение белой раковины как знак доброго предзнаменования. Тысячи монахов собрались свидетельствовать своё почтение, и все получали его благословение. Кармапа даровал полномочия и посвящения красного Авалокитешвары и Хеваджры. Шестнадцатый Архат, Защитник Дхармы в Китае, явился перед ним в присутствии императора. Кармапа совершал по чуду в день в течение ста последующих дней, и на императора это произвело такое впечатление, что он относился к Кармапе, как к Татхагате.
Линия Кармап |
---|
I Кармапа Дюсум Кхьенпа (1110—1193) |
II Кармапа Карма Пакши (1204—1283) |
III Кармапа Рангджунг Дордже (1284—1339) |
IV Кармапа Ролпе Дордже (1340—1383) |
V Кармапа Дешин Шекпа (1384—1415) |
VI Кармапа Тонгва Дёнден (1416—1453) |
VII Кармапа Чёдраг Гьятсо (1454—1506) |
VIII Кармапа Микьё Дордже (1507—1554) |
IX Кармапа Вангчук Дордже (1556—1603) |
X Кармапа Чойинг Дордже (1604—1674) |
XI Кармапа Йеше Дордже (1676—1702) |
XII Кармапа Чангчуб Дордже (1703—1732) |
XIII Кармапа Дудул Дордже (1733—1797) |
XIV Кармапа Текчок Дордже (1798—1868) |
XV Кармапа Кхакьяб Дордже (1871—1922) |
XVI Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже (1924—1981) |
XVII Кармапа Ургьен Тринле Дордже (род. 1985) |
XVII Кармапа Тринле Тхайе Дордже (род. 1983) |
В первый день появилось очень красивое радужное облако пяти цветов, блестящее, как Драгоценность Исполняющая Желания, разворачиваясь и сжимаясь разными способами. Затем луч света, похожий на полную луну, разошёлся вокруг и над ступой, содержащей святые реликвии, и две колонны золотого света возвысились над тем местом, где находился Кармапа. На шестой день многочисленные переливающиеся облака, имеющие форму чаш монаха, заполнили пространство, и в юго-западной части неба виднелось много фигур Архатов, каждый с большой свитой. В другом случае с неба упали цветы, одни распустившиеся, а другие в бутонах; подобные хрусталю, они плыли по небу во всех направлениях. Потом пятицветная радуга появилась над храмом, где Кармапа приготовил мандалу посвящения. После этого проявились небесные существа, держащие чаши и посохи паломников; они перемещались средь облаков, некоторые из них имели головные уборы, другие держали метёлки, сделанные из волоса ячьих хвостов. В течение восемнадцатой ночи появились две небесные лампы густого красного цвета и разнообразные света осветили весь небосвод. Вдалеке можно было видеть божеств, в драгоценных украшениях, верхом на львах и белых слонах. Император велел своим лучшим художникам изобразить эти события на шёлковом свитке, который был затем перенесён в монастырь Цурпху.
Император подарил Кармапе семьсот мер серебрянных предметов и пожаловал ему титул "Драгоценный Религиозный Царь, Великий Сочувственный с Запада, Могущественный Будда Мира". Он сказал Кармапе, что в буддизме существует слишком большое число школ, и что он готов объединить их все силой в одну: школу Карма Кагьюпа. Кармапа объяснил ему, что это не является его желанием, поскольку люди не имели бы от этого никакой пользы; что человечеству нужны методы различных поучений, и что в действительности все школы - это ничто иное, как одна большая семья в буддизме. Несмотря на давление, оказываемое со стороны министров, император Минг Чен внял совету Кармапы и отозвал свои армии с тибетских границ, хотя они имели превосходство и могли бы легко захватить страну. Кармапа дал поучения и посвящения императору, который сам впоследствии стал великим Бодхисаттвой. Однажды во время церемонии император увидел ваджрную шапку, сделанную из волос ста тысяч дакинь, вибрирующую над головой учителя. Понимая, что только большой духовный прогресс позволил ему это увидеть, он решил изготовить шапку, видимую для всех. Когда работа была окончена, он поднёс её Кармапе, и начиная с того времени последовательные воплощения Кармапы носят эту самую шапку. Говорят, что она обладает силой обеспечивать Освобождение всем, кто её видит.
Кармапа много путешествовал по Китаю, Монголии, Юннани и Минье, уча, давая посвящения и обращая в буддизм тысячи людей. После нескольких лет пребывания в Китае он прибыл в монастырь Карма Гён в год земляного быка (1409), продолжая учить и благословлять существ на протяжении всего обратного пути. Из Карма Гёна он направился в Цурпху, и в ходе путешествия его тепло принимали главы разных школ: Сакья Дрипён, Дригунг Ринпоче и Ринпоче из монастыря Денса Тхел. В одной деревне посланец Цонгкхапы, духовного главы Гелугпы, передал ему статую Будды и письмо, в котором Цонгкхапа говорил, что, несмотря на то что не имеет возможности прибыть лично, надеется, тем не менее, встретить нового Кармапу в будущем. Место, где Кармапа получил эту статую счастливого предзнаменования, называется Накчу Кха и находится на северо-востоке Тибета, там, где река течёт в направлении Бирмы. Из Цурпху он проследовал в Лхасу и поднёс жёлтую рубашку, украшенную жемчугом, статуе Будды в большом храме Джокханг. Местный правитель, Уанг Тракпа Гьелцен, пригласил Кармапу во дворец Ньипу Цонг, на берегу реки, и ему там был оказан большой почёт. Семья монарха и все его министры стали спонсорами Кармапы. Кармапа вернулся затем в Цурпху, реконструировал там многие храмы и ступы и полностью обновил все места проживания. По приглашению Лиу-Па, правителя центрального Тибета, Кармапа снова посетил Лхасу в год водяного дракона (1412) и остался на несколько лет в Потале. Он проповедовал и давал многочисленные посвящения, руководил рукоположением Чёпела Дордже, воплощения Тулку Шамара, и дал ему также посвящения.
Кармапу поразила внезапная болезнь, и похоже было, что он готов покинуть этот мир. Ученики совершили церемонию для продления его жизни, но Кармапа сказал: "В соответствии с одним предзнаменованием я спроецировал себя на окрестности Карма Гёна. Обращайте ваши молитвы в этом направлении, и я буду защищать вас". Он сказал своему главному управляющему: "Не раздавайте книги и изображения, ибо владелец их скоро объявится". Затем он расстался со своими ритуальными предметами, драгоценными реликвиями и книгами, предсказал, что переродится в Шекьонге, и уверил своих учеников, что они встретят его в своих воплощениях в будущем. В первый день восьмого месяца года деревянного барана (1415) он умер во дворце Потала в возрасте тридцати двух лет. Во время кремации наблюдались радуги, свечение и дожди цветов. В его пепле были найдены фигурки Авалокитешвары, Чакрасамвары и Хеваджры.