Ступа Боднатх

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ступа Боднатх
Символика различных частей ступы Боднатх
Ступа Боднатх, фото 1870 года
Ступа Боднатх, фото 1913 года
Ступа Боднатх во время восстановления семьей Шакья-Шри, фото 1920 года
Ступа Боднатх, фото 1979 года

Ступа Боднатх, также известная как Боудханатх или Джьярунг Кхашор, находится примерно в 8–9 км к северо-востоку от центра долины Катманду в Непале.

Боднатх также является одной из старейших ступ с древними легендами и фактами, связанными с ее происхождением и историей. Великолепный купол также делает ее одним из крупнейших и самых значимых буддийских памятников в мире.

Это буддийское наследие было главной достопримечательностью для местных и иностранных туристов в течение очень долгого времени. Но никто точно не знает, сколько лет ступе Боднатх. После того, как ЮНЕСКО включило ее в список всемирного наследия в 1979 году, ее популярность возросла, сделав ее одним из выдающихся буддийских наследий в мире.

Символика различных частей ступы Боднатх

  • Мандала — дворец Будды;
  • Купол — Символ вселенной или Ваза великого сокровища;
  • Два глаза — Символ метода и мудрости;
  • Хармика (верхняя квадратная ограда) — Символ восьми благородных путей (правильный взгляд, мысль, речь, действие, образ жизни, стремление, осознанность и правильное медитативное сосредоточение);
  • Символ, похожий на нос — Символ Нирваны;
  • Тринадцать ступеней (в навершии) — Тринадцать бхуми Бодхисаттвы для полного просветления;
  • Лотос — Символ сострадания и чистоты;
  • Зонтик — Защитник трех драгоценностей: Будды, Дхармы и Сангхи
  • Вершина — Символ горы Сумеру (Короля гор.)

Вот некоторые другие части Будды:

  • Молитвенные флаги (лунгта): молитвенные флаги известны как носители мантр и молитв. Когда ветер развевает флаги вокруг ступы, считается, что он распространяет молитвы и позитивные вибрации.
  • Два круглых постамента: два круглых постамента поддерживают ступу прямо под куполом и символизируют элемент воды.
  • Уменьшающиеся платформы: три уменьшающиеся по размеру большие платформы у основания ступы символизируют элемент земли (или основу).

Краткая история и происхождение Великой ступы Боднатх

Существует множество историй и преданий о происхождении и истории Боднатха.

История Ма Джазимы

Согласно «Скрытому сокровищу Гуру Падмасамбхавы», вдова по имени Ма Джазима стремилась сделать большое подношение Боудхе и, используя свои с трудом заработанные сбережения на птицеводческой ферме, обратилась за разрешением к местному королю. Хотя ей и дали разрешение, оно было с условием, что она должна использовать землю, измеряя ее только размером с одну бычью шкуру. Однако Джазима разрезала бычью шкуру на тонкие полоски и заявила права на землю, окруженную полосками, которые она положила встык.

Одно лишь стремление этой женщины построить такой великолепный памятник, подношение Будде, вызвало большую зависть между богатыми и могущественными людьми того времени. Завистливый земледелец попросил короля остановить строительство, но король отклонил его просьбу.

Оставшиеся работы по строительству ступы Боднатх были завершены четырьмя сыновьями Джазимы. Это были в предыдущих воплощениях: Трисонг Децен, Шантаракшита, Гуру Падмасамбхава и Бами Тисер. Эта история очень популярна в гималайском буддийском собществе.

Связи Личхави с историей и происхождением Боднатха

Самые ранние исторические упоминания ступы Боудханатха можно найти в хрониках неварского общества.


Во-первых, Боудха упоминается как одна из четырех ступ, найденных царем Личхави Врисадевой (ок. 400 г. н. э.) или Викрамджитом.
Во-вторых, в неварском повествовании происхождение ступы приписывается сыну царя Дхармадевы, Манадеве. Он был великим царем Личхави, военным завоевателем и покровителем искусств, правившим около 464-505 гг. н. э. Манадева также связан со Сваямбху Чайтьей из Гум Бахала.
В-третьих, другой великий царь Личхави, Шивадева (590–604 гг. н. э.), связан с Боудхой с помощью надписи; он, возможно, восстановил ступу.
Наконец, в археологическом отчете тибетского реставратора XVI века Сакья Зангпо есть утверждение, что он обнаружил в Ступе реликвии царя Личхави Амсувармы. Камней Личхави не осталось в окрестностях Будды. Хотя в восточной части Ступы есть несколько обновляемых, но несомненно древних камней с мантрами, а на юге есть небольшие Чайтьи в стиле Личхави, которые, возможно, можно датировать XIII веком.

В заключение, хотя нет никаких эпиграфических, археологических или литературных свидетельств происхождения Ступы от Личхави, ее прошлая история полностью основана на устных рассказах.

Неварская этимология и связь происхождения ступы с народом кхас

Ключи к происхождению и истории ступы Боднатх можно получить из этимологии неварского названия ступы Кхас или Кхасти Чайтья, «ступа капли росы». Некоторые полагают, что название произошло от Кашьяпы, Будды Мануши Двапара-юги, чьи реликвии, как говорят, хранятся в ней.

Согласно неварской этимологии, оно происходит от неварского слова «роса», упомянутого в летописях, в которых упоминается, что когда ступа находилась в процессе строительства, случилась засуха, и рабочие были вынуждены расстелить белую хлопчатобумажную ткань, чтобы собрать утреннюю росу, которую затем выжимали, чтобы облегчить дневное строительство.

Некоторые говорят, что Кхаса — это имя тибетского ламы, чьи реликвии хранились здесь. Таким образом, некоторые полагают, что происхождение Боднатха связано с городом Кхаса, расположенным на современной границе Непала и Китая.

История Боудханатха согласно хроникам Гопала Раджа

Согласно хроникам Гопала Раджа, во время правления царя Личхави Дхармадевы (ок. 4 в. н. э.) говорится, что царь установил «каменные желоба Нараянхити», но вода не текла. Поэтому царь посоветовался со своими астрологами и им было велено принести в жертву самого добродетельного человека в царстве ради воды.

После неутешительных результатов царь решил, что только он и его сын подходят в качестве жертв. Старый царь решил, что умереть должен он. Поэтому он поручил своему сыну одним ударом обезглавить закутанную в саван фигуру, которую он найдет лежащей возле дворца той ночью.

Принц Манадева подчинился приказу отца и ужаснулся, увидев, как голова отца отлетела от трупа. Она приземлилась в храме Ваджрайогини в Санкху. Богиня тогда сказала ему, что единственный способ, которым он может искупить свои грехи, это выпустить петуха и построить ступу для своего отца, где бы петух ни приземлился. Петух приземлился в Боднатхе, и царь Манадева построил там великолепную ступу.