Монастырь Каток
Монастырь Каток (ka Htog) — один из старейших постоянно действующих монастырей во всем Тибете, влиятельный центр школы Ньингма (rnying ma) и одно из важнейших буддийских учреждений в Кхаме (khams). Основатель Катока Дампа Дешек (dam pa bde gshegs) основал монастырь в 1159 году на территории нынешнего поселка и района Хорпо (hor spo) в уезде Пелъюл (dpal yul) префектуры Ганзи (Кардзе, dkar mdzes). Хорпо — ключевая часть культурного региона Деге (sde dge) в Кхаме, известного своими талантливыми мастерами по металлу, специализирующимися на изготовлении кинжалов и ювелирных изделий. Каток продолжает процветать и в наши дни, может похвастаться многочисленными большими храмами, известной семинарией, в которой учатся сотни студентов, и многочисленными практическими колледжами.
Основание монастыря
Каток был основан во время так называемого тибетского ренессанса, когда впервые возникли отдельные сектантские традиции. Основатель, Дампа Дешек (1122-1192), был учеником некоторых наиболее влиятельных мастеров ранних школ Ньингма и Сарма (gsar ma), в том числе Гампопы (sgam po pa), первого Кармапы (karma pa), Пагмо Друпы (phag mo gru pa) и других. Дампа Дешек родился в деревне под названием Белмо ('bel mo; ныне Серкханг [gser khang]), недалеко от того места, где он в конечном итоге основал свой монастырь. Все исторические источники сходятся во мнении, что Дампа Дешек был кровным родственником важного мастера Кагью (bka brgyud) Пагмо Друпы, хотя существуют разногласия относительно их точного родства. В биографии Дампы, составленной его близким учеником Дингповой (lding po ba ; XII в .), говорится, что они родились от одних и тех же родителей, как и некоторые более поздние произведения, написанные Ньингмой. С другой стороны, «Голубая летопись», работа, написанная Кагью, признает это утверждение, но утверждает, что эти два мастера были только двоюродными братьями по материнской линии.
В девять лет Дампа переехал в монастырь Пелкьи Чокхор (dpal kyi chos 'khor) в Линге, Кхаме, где также проживал Пакмо Друпа. В возрасте от девятнадцати до тридцати шести лет Дампа жил в Центральном Тибете, учился у многих исторически важных лам и изучил Дзокчен ( rdzogs chen ), Махамудру, Ламдрэ (lam bras) и Шичже (zhi byed). Значимым для Катока были его исследования в 1140-х и начале 50-х годов тантрической традиции Ньингма, называемой Кама (bka'ma). Кама означает основные писания, принадлежащие трем «внутренним» тантрам, а также комментарии, литургические и созерцательные сочинения к ним, составленные индийскими и тибетскими мастерами. Дампа Дешек также стал полным монахом. Примечательно, что в его биографиях не упоминается о его каком-либо участии в традиции сокровищ (Терма; gter ma), которая в то время находилась на ранней стадии развития.
По завершении его обучения в Центральном Тибете два учителя Дампы дали ему пророческий приказ основать монастырь на месте географического образования, напоминающего тибетскую букву Ка. Имя Каток означает «над (буквой) ка», поскольку самые ранние постройки монастыря были построены на скале, на которой, как говорят, магическим образом была написана буква ка. «Электичное» обучение Дампы было перенесено в монастырь, где он преподавал медитацию и библейские традиции, связанные со старыми и новыми школами. Например, помимо Дзокчена, Махамудра также была важной частью самой ранней программы обучения в Катоке. Можно предположить, что при Дампе Дешек Каток монастырь имел ярко выраженный оттенок ньингма, но не был исключительно таковым. Похоже, что два главных ученика Дампы — Цангтон Дордже Гьелцен ( gtsang stong rdo rje rgyal mtshan ) и Джампа Бум ( byams pa 'bum ) — сыграли формирующую роль в формировании характера Катока, однозначно Ньингмы, возвысив Каму над всеми другими традициями, переданными Дампой.
В Катоке Кама была тесно связана с двумя институциональными тенденциями: монашеством и схоластическим обучением. Доказательство того, что это созвездие элементов – Кама, монашеская дисциплина и схоластическое обучение – было главным в образе Катока еще долгое время после его основания, можно найти в следующей цитате о монастыре из классического произведения тибетской истории шестнадцатого века «Праздник доктринальной истории ученых» ( chos 'byung mkhas pa'i dga' ston ), составленный ламой Кагью через четыре столетия после основания Катока. Этот профиль Каток приведен в конце раздела о Каме и является единственным монастырем Ньингма, представленным в этом разделе. Заключительное заявление о монастыре гласит: [1]
- «Что касается (традиции) этих Каток (лам), поскольку они в первую очередь практиковали мораль Винаявасту , монастырь содержался в чистоте и чистоте; поскольку они пропагандировали класс поведения (писаний), такой как Бодхичарьяватара , они исправляли (изучение) текстов о пути Махаяны; и распространял все (учения) подлинных мантр. В частности , здесь (в Катоке) пребывает главное (Кама) учение Триады: Сутры, Иллюзорности и учение о Уме».
При Дампе, Цангтоне Дордже Гьелцене и Джампе Буме Каток стал монастырем регионального значения. Таким образом, когда пришло время второму Кармапе, рожденному в Кхаме, получить посвящение и образование, его учитель Помдракпа (spom brag pa ; 1170–1249) отправил его в Каток для получения высшего образования. Фактически, на протяжении большей части тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого веков Каток сохранял свою схоластическую и монашескую жизнеспособность. Частично это можно определить по объему и качеству дошедших до нас сочинений Каток-лам этих столетий, а также по роли Катока в истории этого периода. В то время ни одно другое учреждение Ньингма, похоже, не было таким продуктивным и уважаемым, как Каток.
Упомянутая выше биография Дампы не пытается дать какое-либо общее описание монастыря, каким он был во времена Дампы, но многие из записанных в ней деталей помогают читателю получить представление о размерах монастыря, его учебных программах и основах покровительства. . Например, в биографии упоминается, что на одном ретрите летних дождей ( дбяр гнас ) присутствовало 900 полностью рукоположенных монахов и 200 послушников. Можно с уверенностью предположить, что часть этих монахов не были постоянными жителями Катока, а находились в монастыре только на время ретрита, во время которого Дампа Дешек давал многочисленные учения в течение более одного месяца. В биографии также вскользь упоминается, что каждое лето Дампа созвал «комментарный институт» ( бшад грва ) для изучения классиков сутры и тантры, а зимой созвал «институт медитации» ( сгом грва ), где Дампа даровал тантрические посвящения. , инструкции и устные советы. В работе Дампа изображен как неутомимый учитель, что, несомненно, было правдой, но заходит так далеко, что утверждается, что он проводил тринадцать индивидуальных занятий каждый день! Список региональных лидеров, внесших пожертвования на похоронную церемонию Дампы, позволяет предположить, что он был хорошо известен во всем Кхаме и Амдо ( мдо ). В список вошли цари Хорпо, Меньяк ( ме ньяг ; тангут), Джанг ('jang ; гл. Лицзян), Линг, Цонкха ( tsong kha ) и Гьелморонг ( rgyal mo rong ).
Ранний и поздний период развития монастыря Каток
За свою долгую историю было сформулировано несколько различных схем периодизации для ведения хроники истории Катока. Некоторые объясняют, что первые несколько столетий доминировали три расположенные в шахматном порядке, но частично перекрывающиеся линии ведущих лам: тринадцать лам ( bla rabs bcu gsum ), тринадцать настоятелей ( mkan rabs bcu gsum ) и тринадцать «друнгов» ( dung rabs bcu gsum). ). Последовательность каждой линии и даже идентичность ее членов отрывочны, но с тематической точки зрения эта историческая модель весьма полезна. В число так называемых тринадцати лам входят ламы-основатели и некоторые более поздние иерархи монастыря. Линия аббатов относится к великим ученым двенадцатого-шестнадцатого веков. Похоже, что обе эти линии лам были меритократическими; ни семейное, ни основанное на реинкарнации. В пятнадцатом веке в Катоке возникла новая линия лидеров. Они стали известны как линия Друнг ( друнг рабы ), причем «друнг» было почетным титулом власти. Первый лама Друнг жил в пятнадцатом веке и основал в Катоке наследственную линию дядей и племянников, которые сохраняли монашеские обычаи, но под чьим правлением пострадали научные традиции. Ламы Каток после семнадцатого века называют период, охватываемый этими тремя линиями, «ранним периодом» ( snga rabs ).
Традиционная схема эмической периодизации раннего и позднего периодов, основанная на линиях правящих лам и связанных с ними библейских традициях, может быть дополнена с учетом современных региональных политических условий. В течение всего раннего периода Каток, похоже, не находился под контролем могущественных местных властей. В течение большей части раннего периода в Кхаме существовало несколько могущественных политических образований, таких как Гондзё ( го'дзё ) и Лингцанг ( глинг тшанг ), но истории не помещают Каток ни в одну из их владений. Таким образом, хотя традиционная история Каток основана на внутренних проблемах, мы можем отметить, что ранний период также был отмечен социально-политической преемственностью, в которой Каток никогда не был «государственным монастырем» местного государства. С другой стороны, начало так называемого позднего периода совпадает с огромными политическими изменениями в регионе; например, приход к власти правительства Далай-ламы во дворце Ганден в Центральном Тибете и в местном королевстве Деге – оба в начале 1640-х годов. Деге быстро стал одним из двух или трех наиболее важных политических и культурных центров Кхама до начала двадцатого века.
Согласно традиционным историям, более поздний период начался после упадка как научной активности лам, так и содержания храмов в монастыре. Говорят, что два ламы положили начало более позднему периоду: Дундул Дордже ( bdud 'dul rdo rje , 1615–1672) и Лонгсел Ньингпо ( klong gsal snying po , 1625–1692). Оба были кладоискателями, и это важно, поскольку до прибытия в Каток монастырские кладоискатели никогда не занимали руководящих должностей в монастыре, хотя традиции сокровищ были включены в литургии и созерцательные практики в Катоке. Дундул Дордже пробыл в Катоке лишь короткое время, тогда как Лонгсел прожил в Катоке около двадцати лет и был гораздо более влиятельным из двух лам. И Дундул, и Лонгсел были отправлены в Каток королями королевства Деге. В документе восемнадцатого века ясно говорится, что Деге забрал половину ферм Катока, а остальное оставил Лонгселу Ньингпо и Катоку, и предполагает, что Деге был заинтересован в навязывании Катоку своих собственных лам, потому что ламы Друнг сопротивлялись уплате налогов, взимаемых новым королевством с земель Катока. монастырские земельные владения.
С прибытием искателей сокровищ в Каток и приходом к власти Деге произошло несколько крупных изменений. Во-первых, в монастыре произошла крупная административная перетряска, так что правление линии Друнг подошло к концу, и их заменили сначала Лонгсел Ньингпо, его сын и другие потомки, а затем несколько лам-реинкарнаций (trülku; sprul sku) . ). К концу восемнадцатого века пять или более лам-реинкарнаций, происходящих из этого периода, приобрели известность в Катоке. Они доминировали в монастыре на протяжении всего девятнадцатого века и далее.
Во-вторых, в первые десятилетия позднего периода обнаруженные Дундюлем и Лонгселем сокровища затмили камские традиции, столь распространенные в Катоке в ранний период. Впоследствии, в последней четверти восемнадцатого и первой четверти девятнадцатого века, в Катоке были восстановлены схоластические, литургические и медитативные традиции Камы, хотя и в новом расположении рядом с сокровищами. Геце Махапандита Гьюрме Цеванг Чокдруп ( dge rtse ma Ha paN+dita 'gyur med tshe dbang mchog grub , 1761-1829) был ключевым агентом, стоящим за этим развитием в Катоке. Короче говоря, Геце переформулировал общую религиозную программу в Катоке, 1) возродив камскую учебную программу в Катоке (которая была более или менее утеряна более века) и 2) сочинив новые литургии для сокровищ Дундюла и Лонгселя. это полностью приручило их к основным монашеским ритуалам Ньингма. После Геце схоластические занятия в Катоке были посвящены Каме и литературному искусству, общая литургическая программа была разделена поровну между традициями Камы и традициями, основанными на сокровищах, а созерцательная программа в Катоке была в первую очередь основана на традициях сокровищ (особенно традиции Лонгселя).
Когда военачальник Ньякронга (ньяг Ронг) Гонпо Намгьял ( мгон по рнам гьял , ум. в 1865 году) успешно оккупировал Деге в 1860-х годах, он разрушил многие монастыри и казнил несколько лам. Возможно, потому, что Ньяронг является домом для многих монастырей-филиалов Каток. Гонпо Намгьял не разграбил монастырь Каток, но он взял в заложники главных лам-воплощений Каток и заключил каждого в тюрьму в разных монастырях Ньяккронга. В последние десятилетия девятнадцатого века и в начале двадцатого века монастырь Каток в полной мере участвовал в замечательном экуменическом ( ris med ) «движении», исходившем из близлежащих монастырей Пельпунг ( dpal spungs ) и Дзонгсар ( rdzong sar ). Из этого периода выделяются два ламы: Каток Ситу Чокьи Гьяцо ( kaHtog si tu chos kyi rgya mtsho ) и Кхенпо Нгакчунг ( mkan po ngag chung ). Каток Ситу помнят отчасти за то, что он помог превратить библиотеку и типографию в Катоке в один из главных центров литературы Ньингма во всем Тибете. Он также стремился улучшить состояние формального обучения в семинарии в Катоке и пригласил выдающегося ученого своего времени, Мипама Чокле Намгьела ( mi pham phyogs las rnam rgyal , 1846–1912), основать семинарию в Катоке. Мипам прожил в Катоке два года, чтобы обучить Ситу стать настоятелем-основателем семинарии, которая была открыта в 1906 году. Всего Собрание сочинений Ситу насчитывает 7 томов, и его литературная деятельность также включает его редакционную работу над несколькими важными текстами в Собрании сочинений Мипама. .
Кхенпо Нгакчунг, также известный как Нгакьи Вангпо, сменил Ситу и был настоятелем семинарии несколько сроков, проведя в общей сложности 13 лет на троне настоятеля. Кроме того, Кхенпо Нгакчунг служил настоятелем семинарии монастыря Дзокчен и других институтов. Кхенпо Нгакчунг также был выдающимся учителем медитации Дзокчен, и некоторые из его младших учеников жили в конце двадцатого века (или позже) и сыграли важную роль в сохранении этой традиции в суматохе маоистского периода. Широко читаемая автобиография Кхенпо Нгакчунга является одним из основных исторических документов этого периода, а также вдохновляющим путеводителем по практике Дзокчен (последний из которых был переведен на несколько языков). В подростковом и двадцатом годах двадцатого века несколько евроамериканцев рискнули пройти через Кхам в качестве исследователей, дипломатов или миссионеров, но, поскольку Каток не находится на главном торговом пути и расположен высоко на вершине горы, похоже, что только один или два иностранца когда-либо посещали Кхам. достиг этого. Одним из них был миссионер доктор Альберт Шелтон, и единственная фотография Каток, сделанная им, теперь является частью постоянной коллекции Ньюаркского музея и воспроизведена в книге Дэвида Джексона «Святой в Сиэтле: Жизнь тибетского мистика Дежунга Ринпоче» ( Мудрость, 2003).
Каток был полностью разрушен во время Культурной революции. Судя по всему, главные храмы были разграблены, а затем взорваны, а руины оставались лежать около двух десятилетий. Когда было получено разрешение на восстановление монастыря, камни и остатки старых построек были повторно использованы для реконструкции монастыря. Движущей силой усилий по восстановлению, потребовавших значительных политических навыков и навыков по сбору средств, был Мокца Трулку (rmog rtsa sprul sku), высокопоставленный реинкарнированный лама монастыря. После нескольких лет тюремного заключения в период маоизма он был «реабилитирован» и назначен офицером местного бюро по делам религии, как и реинкарнация Кхенпо Нгакчунга, с этой должности он смог получить разрешения, необходимые для восстановления монастыря в его прежнем виде. слава. Ханьские китайские ученики Мокцы и многих других лам Каток пожертвовали большую часть средств на восстановление и бесконечное расширение монастыря. В настоящее время Каток может похвастаться превосходной семинарией и более чем тремя ретритными центрами, а также ярким календарем фестивалей, включающим очень посещаемое празднование Падмасамбхавы каждое лето в десятый день шестого лунного месяца.