Катокпа Дампа Дешек

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Катокпа Дампа Дешек(1122-1192)

Дампа Дешек Шераб Сенгге (bde gshegs shes rab seng+ge) родился в Белмо ('bel mo), Кхам, в 1122 году, в год водяного тигра второго рабжунга шестидесятилетнего цикла. Белмо, позже названный Серханг (gser khang), расположен между двумя реками — Сердэном (chu bo gser ldan) на правом берегу и Терлунгом (gter klung spos chu) на левом.

Его отец, который, как говорят, был эманацией Ямантаки, был тантрическим практикующим из клана Га (sga) по имени Цангпа Пелдрак (gtsang pa dpal grags), а его мать звали Цангмо Ринчен Гьен (gtsang mo rin chen rgyan). Отец назвал его Гева Пел (dge ba 'phel).

Гева Пел был вторым из четырёх сыновей и одной дочери, старшим из которых был Пагмодрупа Дордже Гьялпо (pag mo grub pa rdo rje rgyal po, 1110-1170), один из главных учеников Гампопы Сонама Ринчена (sgam po pa bsod nam Рин Чен, 1079-1153). В некоторых ранних тибетских историях говорится, что Пагмодрупа был двоюродным братом Гева Пела по материнской линии, а не его старшим братом.

Гепел начал свое базовое обучение чтению, письму и запоминанию молитв и других коренных текстов в возрасте шести лет, по-видимому, запоминая Сутру Аштасахасрика Праджняпарамита, которую он читал ежедневно. Говорят, что он также изучал искусство, такое как живопись, скульптура и поэзия. Он получил обеты мирянина упасаки от ламы Пелдзина (bla ma dpal 'dzin).

В девятилетнем возрасте его отдали учиться к брату в монастырь Пельги Чохор (dpal gyi chos 'khor). Там он изучал Винаю, Праджняпарамиту, Ланкаватара-сутру, Самадхираджа-сутру и тантрические материалы, получая посвящения Чакрасамвары. Там он принял обеты бодхисаттвы и, как говорят, испытал видения божества Палден Лхамо (dpal ldan lha mo), а также Падмасамбхавы.

В 1137 году, в возрасте шестнадцати лет, Гева Пел отправился в Кампо (Kam Po), где он встретил Геше Джампа Намдака (dge bshes byams pa rnam bdag), от которого он получил множество комментариев к текстам, взятым как из сутр, так и из тантры, а также посвящения и устные инструкции.

Три года спустя, в возрасте девятнадцати лет, он отправился в У-Цанг и получил учения от некоторых из величайших лам той эпохи. От ученых Сакья Сонама Цемо (bsod nams rtse mo 1142-1182) и Кунга Лекпа Ринчена (kun dga' legs pa'i rin chen, d.u.) он получил Ламдре и Хеваджру. Он получил Чакрасамвару и другие тантрические системы от Ратны Сенгге (Rat+na Seng Ge, Du) и Кам Лоцавы Чокьи Еше (Kam Lo TsA Ba Chos Kyi Ye Shes, Du). Геше Доток Тельпа Гьелцен (лучший из лучших, ты) и геше Гьямарва (лучший из лучших, ты) подарили ему Калачакру. Он получил Ваджраварахи от Чокро Лоцавы (cog ro lo tsA ba, du), а наставления о чудесах ('phrul yig ) от Бари Лоцавы Ринчен Драка (1040-1112). Сенгге Зангпо (seng+ge bzang po), известный лама Кадам из Ратинга (rwa sgreng), дал ему учения по Бодхипатхапрадипе, Праджняпарамите, Мадхьямаке и Прамане, а также ряд тантрических посвящений.

Говорят, что он вошел в ретрит и выжил благодаря практике чудлен (bcud len), практике употребления всего нескольких таблеток в день вместо еды, выполняемой в сочетании с некоторыми физическими йогами и медитациями.

В возрасте двадцати четырех лет, в 1145 году, он получил основные монашеские обеты (rab byung) в Гьел Лхакханге (rgyal lha khang) в Пенъюле ('phen yul) от ламы ньингма по имени Джангчуб Сенгге (byang chub seng+ge, d.u.), который дал ему имя Шераб Сенгге и позже передал ему широкий спектр учений Традиции Ньингма. Говорят, что приступая к дальнейшей практике, он обрел контроль над практикой стадий зарождения и завершения (bskyed rdzogs) визуализации тантрических божеств, а также манипулированием энергетическими каналами и тонким ветром в медитативной практике и продемонстрировал множество признаков достижения.

В 1146 году, в возрасте двадцати пяти лет, Шераб Сенге встретился с Речунгом Дордже Дракпой (ras chung rdo rje grags pa, 1085-1161), одним из близких учеников Миларепы, и получил множество учений, в том числе по Херука-тантре , Бесформенной -Дакини и туммо (gtum mo), практика йогического жара.

Впоследствии он получил обеты полного посвящения (бхикшу) от Депы Нагкьи Кхенчена (sde pa nags kyi mkan chen, du) в монастыре Нартанг (snar thang chos gwra) согласно традиции Луме (klu mes) и стал держателем линии передачи. в Винайе.

Затем, в возрасте двадцати девяти лет, в 1150 году, он встретил Дзамтона Дровея Гонпо ('dzam ston 'gro ba'i mgon po, du), ученика Зура Шакья Сенгге (zur shAkya seng ge , 1074-1134 ), от которого он получил важные учения Ньингма Кама (bka'ma ) Гухьягарбхи, класс семде (sems sde) Дзогчена и Четыре коренные сутры (rtsa ba'i mdo bzhi). Согласно своей биографии, Дзамтон предсказал, что он обретет радужное тело, если будет медитировать в Кампо, или, если он вернется на родину и основат монастырь в месте под названием Каток, он распространит буддийское учение повсюду.

Выбрав более поздний путь, Шераб Сенгге медленно направился обратно на восток. Сначала он остановился в Зангри Кармаре (zangs ri mkhar dmar) и получил учения о Чод (gcod) и Шидже (zhi byed) от мастера по имени То-ньон (thos smyon) и «сумасшедшего йогина» по имени Донден (grub thob smyon pa don ldan). В Даклха Гампо (dwags lha sgam po) он получил учения Кагью, такие как Махамудра, от Гампопы. Войдя в ретрит в Цари (rtsA ri), он вернулся в Даклху четыре месяца спустя, чтобы сообщить о своем прогрессе.

Прибыв в Кхам, он остановился, чтобы встретиться с Дюсумом Кхьенпой, который позже станет известен как Первый Кармапа (karma pa 01 dus gsum mkhyen pa, 1110-1193), и некоторое время оставался в своем недавно основанном монастыре Карма Гён (kar+ma dgon). Дюсум Кхьенпа дал ему многочисленные посвящения и комментарии к различным тантрическим божествам, и, согласно традиции Ньингма, Шераб Сенгге стал его близким учеником, но этот статус не поддерживается в истории Кагью.

В 1154 году, после своего пребывания в Карма Гёне, Шераб Сенгге начал трехлетнее путешествие по местам Кхама, включая Миньяк, Джанг и Линг. Он стал покровителем правителей этих регионов, проповедовал тысячам и дал монашеский обет более чем девятистам преданным, создав сеть учеников по всему региону.

В возрасте тридцати шести лет, в 1157 году, он вернулся в свой родной город Белмо и отправился в ретрит. В следующем году он отправился на поиски места под названием Каток вместе с двумя своими любимыми помощниками – Цултримом Ринченом (tshul khrims rin chen, du) и Цангтоном Дордже Гьелценом (gtsang ston rdo rje rgyal mtshan, 1137-1226). Согласно традиции, в Пема Юнгдрунг Тандар (pad+ma g.yung drung thang mdar), бонском монастыре в Хорпо (hor po), деревне у слияния рек Дри ('bri), или Янцзы, и Тром ('хром), или Хорпо, ему было видение божества-защитника Лхамо Рангджунг Гьелмо (lha mo rang 'byung rgyal mo). Она указала на юг и дала понять, что поможет ему. Следуя ее указаниям, Шераб Сенгге прибыл на место, где увидел выступающий на поверхность утес в форме тибетских букв «А» и «Ка» и двойную ваджру, а также небольшой утес, который он определил как место медитации Пагора Вайрочаны (pa gor bai ro tsa na, 8 век).

Взяв букву «А» для обозначения изначальной пустоты, как она понимается в традиции Дзогчен, а букву «Ка» для обозначения расцвета трёх фундаментальных практик дхармы: простирания, повторения и посвящения (rgyud gsum/rgyun chags gsum), он объявил, что это место было предсказано Дзамтоном, и в 1159 году, в год земляного зайца третьего шестидесятилетнего цикла, приступил к основанию монастыря Каток Дордже Ден (kaH thog rdo rje ldan), Ваджрного престола на [букве] Ка.

Ранее в регионе Хор к северо-востоку от Катока Шераб Сенгге встретил местного правителя бон по имени Гелу (dge lu). Первоначально не предрасположенный поддерживать его, он вскоре передумал и стал первым спонсором монастырских построек. Говорят также, что он послал более ста молодых людей принять монашеский постриг.

Основание монастыря включает в себя эпическую битву с местным защитником бон, что позволяет предположить, как и в случае с историей местного правителя Гелу, что изначально бон выступал против создания буддийского монастыря. Свидетельством наследия Кагью Шераба Сенгге является то, что он сражался с божеством Бон с помощью ритуалов из Чакрасамвара-тантры. Согласно местным преданиям, божество Бон остается запертым в большом валуне на краю монастыря. Другая легенда гласит, что восемь магов Бон пытались убить его, но вмешалась Палден Лхамо и спасла ему жизнь.

Среди первоначальных священных предметов нового монастыря были некоторые важные писания из монастыря Самье (bsam yas gtsug lag khang); тантрические тексты, привезенные из Индии; шляпа ученого Атиши Дипанкара (980–1054); одеяние дхармы Зура Шакья Сенгге; пятьдесят реликвий Будды размером с кунжут и так далее. Он также установил более тысячи трехсот томов писаний, как сутр, так и тантр, некоторые из которых написаны золотыми чернилами. Также в рамках освящения он установил пять золотых ваз (gser 'bum) и десять серебряных ваз (dngul 'bum).

Согласно официальной истории, с момента своего основания монастырь был полностью ньингмайским, сосредоточившись на линии семей Нуб и Зур, хотя более вероятно, что в двенадцатом веке традиции ньингма и кагью были менее различимы. Это если бы всё происходило сейчас, и традиции Чакрасамвары, Калачакры и Хеваджры практиковались с самого начала.

Сообщается, что постепенно около четырех тысяч человек, посвятивших себя монашеской жизни, собрались из разных регионов Кхама, включая Миньяк, Линг, Цанг Кава, Джанг и т. д., и получили обеты начинающего монаха (śrāmaṇera).

В 1161 году, когда ему было сорок лет, Каток Дампа Дешек, как его стали называть, основал учебный центр (bshad grwa) в Сибри (srib ri) и центр практики (sgrub grwa) в Ньинри (nyin ri). Он даровал обеты полного посвящения (bhikṣu) почти тысячам монахов-новичков и ввёл Летний ретрит (vārṣika), во время которого он преподавал сутру, а зимой давал посвящения, комментарии и эзотерические наставления по различным темам системы тантры, включая Дзогчен, в Центре практики.

В возрасте сорока четырех лет он дал всестороннее посвящение в Ану-йогу, вторую по величине колесницу среди девяти колесниц тантрической доксографии традиции Ньингма (theg pa rim pa dgu), в течение семи месяцев. Он также преподавал общие предметы, такие как фонологическая система санскрита, грамматика, поэзия, астрология и астрономия; эпистемология, ремесло, медицина; Виная и философские тексты, такие как Праджняпарамита, Мадхьямака, Абхидхарма и т. д. Также преподавались другие предметы, взятые из традиций Кадам, Сакья и Кагью, такие как Ламрим, Ламдрэ и Махамудра.

Помимо Гелу, правителя Хорпо, среди местных правителей, служивших его покровителями, были Таджин из Миньяка (my nyag tA jin), король Джанга ('jan gi rgyal po), Линг Дралха Даргье (gling dgra lha dar rgyas), а также правителей или лидеров Конгпо Калеба (kong po ka leb), Восточного Цонгки (shar tsong kha) и Гьелмо Ронга (rgyal mo rong). Он дал им учения на различные темы, посвящения различным тантрическим божествам по их желанию и запросу.

В возрасте шестидесяти пяти лет Дампа Дешек провел ретрит по Херуке и впоследствии в течение четырех месяцев давал исчерпывающие учения по некоторым тантрам, включая Ваджрный мост (rdo rje zam pa). Тем временем, при содействии Дордже Гьялцена, он рассмотрел дисциплинарные кодексы монастыря в контексте монашеских обетов и нашел около шестидесяти монахов, виновных в нарушении монашеских законов, которые были изгнаны из монастыря. В течение двух лет, до шестидесяти шести лет, он давал всеобъемлющие учения по Майяджале (sgyu 'phrul), Дзогчену и смежным темам.

После смерти Дзамтонпы, который, как говорят, достиг возраста ста лет и обрел радужное тело, Дампа Дешек установил молитвенный день в его память.

В возрасте семидесяти лет, в 1191 году, Дампа Дешек провел ритуалы бодхичитты и дал обеты и посвящение большому собранию преданных, насчитывавшему, как говорят, семьдесят тысяч человек, которые длились один месяц. Впоследствии он дал особый совет своим ученикам, а затем подарил шляпу пандита (pan zhwa) и старое платье (ber thul rnying pa) своему главному ученику Дордже Гьелцену, подразумевая, что он станет его преемником в линии преемственности Каток. Говорят, что Дампа Дешек выбрал его своим преемником после видения, в котором нижняя часть долины ниже Катока была заполнена водой, над которой сиял чрезвычайно яркий свет. Божество сообщило ему, что свет — это трон для его ученика, который пребывает на одиннадцатой стадии просветления, известной как «всеозаряющий» (kun du 'od kyi sa). Дампа Дешек объявил Дордже Гьелцену, что именно он упоминается в видении, после чего Дордже Гьелцену было несколько видений божеств.

Затем Дампа Дешек поручил Кхенпо Еше Гьелу (mkhan po ye shes rgyal, d.u.) возглавить учебный центр, а Конгпо Ламе Бучу (mkhan po kong po bla ma bu chu, d.u.) — руководить центром практики. Дордже Гьелцену было дополнительно поручено обучать и контролировать руководителей обоих центров.

Сочинения Дампы Дешека собраны в девятнадцать томов. Работы охватывают широкий спектр тем сутры и тантры, а также нерелигиозные темы. Некоторые из важных названий включали «Общее описание колесниц» (theg pa spyi bcings), «Аналитический комментарий к Абхисамаяламкаравритти Спхутатхе» ​​(mngon rtogs rgyan gyi 'grel pa don gsal rnam 'byed); «Белое серебряное зеркало: комментарий к Сутре обетов бхикшу» (dge slong pha'i so thar mdo'i 'grel chen dngul dkar me long); «Сокровище драгоценностей: общий анализ Абхидхармакоши» (mdzod kyi spyi gcod); «Комментарий к Муламадхьямакакарике» (dbu ma rtsa she'i mchan tIk); «Драгоценная лампа: Систематические очерки о Бодхичарьяватаре и ее сборник» (spyod 'jug khog dbub rin chen sgron me dang de'i bsdus don); «Общее описание девяти колесниц» (theg pa dgu'i spyi bcings); «Систематические подробные описания Дзогчен» (rdzogs pa chen po'i rim pa'i khog dbub); «Заметки о Ламриме» (lam rim mchan); «Ритуалы для развития бодхичитты »(byang chub sems bskyed kyi cho ga); «Элегантные изречения об этике» (zhal gdams).

Говорят, что, несмотря на просьбы учеников о продлении жизни, он объявил о своей смерти в двух стихотворных строках, а затем совершил обширное праздничное подношение божествам (tshogs 'khor) и вознес молитвы о процветании дхармы. Он скончался лицом на запад в позе медитации в состоянии покоя (sems nyid nyal gso'i phyag rgya) в 1192 году, в день полнолуния четвертого тибетского месяца года водяной мыши третьего года шестидесятилетний цикл, в возрасте семидесяти одного года.

Около трехсот монахов во главе с Цангтонпой Дордже Гьялценом совершили обряды и ритуалы кремации. В пепле его кремации и на черепе были найдены изображения, такие как Одиннадцатиликий Авалокитешвара; будды пяти семей на правой стороне; божество Косенг (ko seng) слева; Херука и Самантабхадра наверху; Манджушри на внутренней стороне; Ваджракила на спине; а также множество других небольших изображений, включая Будду с двумя его главными учениками. Из пепла в большом количестве были собраны и другие реликвии. Для хранения некоторых реликвий была построена ступа-реликварий, а в Цара Чокьи Кунга Равей Цел были построены святыни и храм (rtsa ra chos kyi kun dga' ra ba'i tsal).

В легенде говорится, что он был воплощением Ачарьи Шантидевы, Ситхавиры Бхарадваджи, Еше Цогьял (ye shes mtsho rgyal) и Ньяка Джнянакумары (gnyags dznya na ku ma ra, 8 век).