Первый Буддийский Собор

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Пещера Саптапарни, в которой состоялся Первый Буддийский Собор, была построена на средства царя Аджаташатру.

После Махапаринирваны Будды многие существа мира людей, все те, кто был на пути в мир Богов, стали говорить: «О, буддизм исчезнет» или «Учение Будды угаснет» – словно огонь затухал, хотя не было даже следов дыма. Услышав об этом, близкие ученики Будды решили: должно быть, пришло время собрать и записать все учения. И 499 архатов – учеников Будды – собрались вместе, что известно теперь как Первый Буддийский Собор. Организовал его Кашьяпа – тот, кого Будда назначил своим преемником.

Первый Буддийский Собор состоялся ближайшим летом, наступившим после Махапаринирваны Будды, в Северной Индии – в Раджагрихе или Магадхе, что недалеко от Бодхгаи, где Будда достиг пробуждения. Царь Магадхи Аджаташатру, а по-тибетски – Мачида, выступил его устроителем. В учении говорится, что архат Балингдхаг созвал всех великих архатов и мастеров, используя музыкальный инструмент ганди – две палочки, производящие звук при ударе друг о друга. Силой его медитации все услышали призыв.

Было необходимо, чтобы собрались вместе 500 архатов, но не хватало Ананды, близкого помощника Будды. На тот момент 499 учеников уже стали архатами, но Ананда ещё нет, а ему непеременно нужно было присутствовать на Первом Буддийском Соборе. Тогда Кашьяпа силой своей медитации осознал, что при помощи жёсткого и грубого обращения он поможет Ананде достигнуть архатства.

Кашьяпа обвинил Ананду по восьми пунктам, и сказал, что тот должен уйти. Ананда очень расстроился и впал в отчаяние, вопрошая себя: «Почему он меня выгнал? Я ведь не совершал никаких ошибок. Я столько лет был близким и верным слугой Будды. Почему он так поступает со мной?» С этими мыслями он ушёл, но продолжил совершать усилия, чтобы применить учения, которые получил от Будды Шакьямуни. Вскоре он достиг архатства и в тот же момент понял, зачем Кашьяпа его прогнал.

Тогда он вернулся в группу и Кашьяпа принял его. Так 500 архатов наконец собрались, и начался Первый Буддийский Собор. Все свернули свои одеяния вчетверо и сложили на львином троне одно поверх другого. Затем Кашьяпа попросил Ананду сесть на трон и изложить все учения Сутр, данные Буддой, – всё, что он запомнил. В соответствии с просьбой, Ананда воссел на троне, и помятуя о Будде Шакьямуни, изложил учения Сутр.

Он начал со слов: «Так я слышал...» и завершил словами: «Все боги, люди, асуры и каждый возрадовался словам великого Пробуждения». Он полностью повторил то, чему учил Будда, и все 499 архатов слышали его. Тогда Ананда заявил, что передал в точности то, что сказал Будда. В учении говорится, что великие архаты обладали силой «фотографической памяти», или mije pai zung – «мудростью, которая никогда не может забыть», «незабывающей силой мудрости, что содержит все учения». Таким образом, Ананда собрал все учения Сутр и записал их.

После того, как Ананда закончил и сошёл с трона, Махакашьяпа любезно попросил взойти архата Упали и повторить все учения Винаи, полученные от великого Пробуждённого. Упали сел на трон, и с мыслью о Будде возносил почтение ко Всеведующему, начиная со слов: «Так я слышал...» и до самого конца. Затем все возрадовались словам великого пробуждённого существа. Упали изложил 499 архатам всю Винаю.

Как только он завершил речь и спустился, на трон взошёл сам Махакашьяпа. Помышляя о великом Сострадательном, он стал повторять для 499 архатов все учения Абхидхармы.

Таков был Первый Буддийский Собор, на котором объединились учения Трипитаки: Анандой – учения Сутр, архатом Упали – учения Винаи и Махакашьяпой – учения Абхидармы. Когда они изложили и собрали учения Трипитаки, каждый возрадовался тому, что учения Будды живы и в добром здравии, и это замечательное, чудесное, совершенно особенное послание любви, сострадания, мудрости и равностности, непрерывным эхом звучит от мира людей до мира богов. Это стало началом буддийской философии и доктрины.

Еще при жизни Будды его учение широко развивалось и непрерывно распространялись многими великими архатами благодаря силе любви, сострадания, приятия и радости. Проповедь любви, сострадания и мудрости разносилась по всей Индии и другим странам. Не войнами, не крестовыми походами, без применения силы распространялось учение Будды. Более того, разные страны сами приглашали Будду или того, кто был держателем буддийской Дхармы, помочь распространить это прекрасное учение любви, доброты, сострадания для еще лучшего его понимания в дальнейшем. По их просьбам и пожеланиям, многие великие буддийские мастера и учителя, исполненные любви, отправлялись в соседние с Индией страны и помогали распространять учение повсеместно.

Купцы играли в этом решающую роль – часто путешествуя, они неожиданно сталкивались с теми, кто практиковал буддизм. Читая книги, многие из них вдохновлялись новым необычайным, возвышенным учением. И хотя даже во времена Будды его учение широко практиковалось и распространялось как в Индии, так и за её пределами, особенно популярным буддизм стал именно после Первого Буддийского Собора.

"Отворяя дверь в Сокровищницу Дхармы", Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче

Внутренние ссылки