Шесть Дхарм Наропы: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 43: Строка 43:
'''Практика стадии зарождения'''. Согласно Тубтену Еше , Миларепа относит медитацию на стадии зарождения йоги Божества к части дхарм.
'''Практика стадии зарождения'''. Согласно Тубтену Еше , Миларепа относит медитацию на стадии зарождения йоги Божества к части дхарм.


'''Кармамудра или «печать действия»''' (Wylie : las kyi phyag rgya , THL : lé kyi chak-gya ; ошибочно S: kāmamudrā или «печать желания»). Это тантрическая йога, включающая сексуальный союз с супругом или партнером, либо физическим. или визуализировано. Как и все другие йоги, ее нельзя практиковать без основы практики туммо и стадий зарождения.
'''Кармамудра или «печать действия»''' (Вайли: las kyi phyag rgya, : санскр: kāmamudrā или «печать желания»). Это тантрическая йога, включающая сексуальный союз с супругом или партнером, либо физическим. или визуализировано. Как и все другие йоги, ее нельзя практиковать без основы практики туммо и стадий зарождения.


'''Силовой перенос (дронгджук пхова)''' – вариант пхова, при котором садхака может перенести поток своего ума в недавно умершее тело.
'''Силовой перенос (drong juk pho wa)''' – вариант пхова, при котором садхака может перенести поток своего ума в недавно умершее тело.
Самоосвобождение – сам Наропа в « Ваджрных стихах Шепота Традиции » добавляет практику самоосвобождения в мудрости недвойственности, которая является решающим воззрением Махамудры. Это всегда рассматривается как отдельный путь.
Самоосвобождение – сам Наропа в « Ваджрных стихах Шепота Традиции » добавляет практику самоосвобождения в мудрости недвойственности, которая является решающим воззрением Махамудры. Это всегда рассматривается как отдельный путь.



Версия от 16:05, 2 января 2024

Наропа (1016-1100)

Шесть Дхарм Наропы (Вайли: na ro'i chos Drug, санскр . ṣaḍdharma, «шесть доктрин Наро» или «шесть учений»), представляют собой набор тибетских буддийских тантрических практик, составленных индийскими махасиддхами Тилопой и Наропой (1016-1100 гг. н. э.) и передано тибетскому переводчику Марпе Лоцаве (ок. 1012 г.).

Другое название Шести Дхарм — «передача устных наставлений для достижения освобождения в бардо» или «система Бардо Трангдол». Здесь бардо относится к трем бардо: бодрствованию, сну и смерти. В литературе Кагью их также называют «путем средств» (thabs lam). Их также иногда называют Шестью йогами Наропы (но не в традиционной литературе, которая никогда не использует термины шаданга-йога или sbyor-drug).

Шесть дхарм представляют собой собрание тантрических буддийских практик стадии завершения, взятых из буддийских тантр. Они предназначены для ускоренного достижения состояния будды. Традиционно они требуют тантрического посвящения и личного обучения посредством работы с тантрическим гуру, а также выполнения различных предварительных практик. Шесть дхарм работают с тонким телом , в частности, посредством генерации энергии внутреннего тепла (туммо).

Шесть дхарм являются основной практикой школы Кагью (и изначально были уникальными для этой школы), и ключевые фигуры Кагью, такие как Миларепа, Гампопа, Пхагмодрупа и Джигтен Сумгон, преподавали и практиковали эти дхармы. Их также преподают в Гелуг, где их представил Дже Цонкапа, который получил линию передачи от своих учителей Кагью.

Линия передачи

Учение Тилопы (988–1069 гг. н. э.) — самая ранняя известная работа о Шести Дхармах. Он получил их от разных учителей. По словам Гленна Муллина, учителями линии передачи Тилопы были махасиддхи Нагарджуна (не путать с философом Мадхьямаки), Лавапа, Луипада, Шавари и Кришначарья. Кроме того, источниками этого сборника тантрических практик были названы Гухьясамаджа тантра, Хеваджра тантра и Чатурпитха тантра.

Наропа научился шести дхармам у Тилопы. Ученик Наропы Марпа обучал тибетца Миларепу, известного своими йогическими навыками. Миларепа, в свою очередь, обучал Гампопу, который написал различные руководства по медитации (khrid chos или khrid yig) по Шести Дхармам, которые собраны в «Дакпо Камбум» («Собрание высказываний Дакпо») в разделе, озаглавленном «Руководства по медитации по Шести Дхармам Наропы». (na ro'i chos Drug gi khrid yig). От Гампопы эти учения были переданы различным подшколам и линиям передачи Кагью, где они оставались центральной практикой.

К этим практикам были написаны многочисленные комментарии, в том числе «Квинтэссенция нектара» Шамара Чокьи Вангчука. Они также описаны в «Лучах света от драгоценности превосходного учения» Дакпо Таши Намгьяла и в «Сокровищнице знаний» Джамгона Конгтрула (книга восьмая, часть третья). Сегодня Шесть Дхарм являются одной из основных тантрических практик школы Кагью и практикуются в трехлетних ретритах монахами и йогами.

Благодаря усилиям Дже Цонкапы (1357–1419) Шесть Дхарм Наро также стали важными в традиции Гелуг. Цонкапа написал к ним комментарий под названием «Книга трёх вдохновений: трактат об этапах тренировки на глубоком пути Шести Дхарм Наро». Этот комментарий стал стандартным справочником по этим практикам в традиции Гелуг. Среди других деятелей, писавших о шести дхармах, — Гьялва Энсапа, Первый Панчен-лама и лама Дже Шераб Гьяцо.

Многие практикующие гелугпа, в том числе Далай-ламы и Панчен-ламы, были носителями линии передачи шести дхарм. Лама Еше и Лама Сопа — недавние учителя шести дхарм школы гелуг.

Классификация

Шесть дхарм представляют собой всеобъемлющее и целостное собрание практик стадии завершения индийской буддийской тантры . [10] В Кагью и Гелуг инициация или посвящение хотя бы в одну систему Ануттарайогатантры (обычно Чакрасамвара и/или Ваджрайогини /Ваджраварахи-тантры) и практика ее стадии зарождения являются основой для практики шести дхарм. По словам Ульриха Тимме Крага,

После визуализации себя и всех других существ как божеств и чтения мантр божества во время практик, связанных с первым посвящением, практикующий использует эти техники шести йог, принадлежащих ко второму посвящению, для создания сильных переживаний блаженства, присутствия. и не-мысль, тем самым давая первый проблеск Пробуждения.

Шесть Дхарм

Несмотря на различную классификацию (от двух до десяти дхарм), наиболее широко используемый список из шести дхарм в творчестве деятеля школы Кагью Гампопы соответствует следующему списку:

(Тибетский, транслитерация Уайли и санскрит в скобках)

Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли: gtum mo ; с. caṇḍālī) – йога внутреннего тепла (или мистического тепла).
Осэл (тиб. འོད་གསལ་, Вайли: од гсал ; с. prabhasvara) – йога ясного света, сияния или светимости.
Милам (тиб. རྨི་ལམ་, Вайли: rmi lam ; с. svapnadarśana) – йога состояния сна.
Гьюлю (тиб. སྒྱུ་ལུས, Вайли: sgyu lus ; с. māyākāyā) — йога иллюзорного тела.
Бардо (тиб. བར་དོ, Вайли: бар до ; с. antarābhava) – йога промежуточного состояния.
Пхова (тиб. འཕོ་བ་, Вайли: pho ba ; с. saṃkrānti) – йога переноса сознания в чистое поле Будды.

Другие дхармы

Другие дхармы, иногда группируемые с вышеперечисленными или устанавливаемые как вспомогательные практики, включают:

Практика стадии зарождения. Согласно Тубтену Еше , Миларепа относит медитацию на стадии зарождения йоги Божества к части дхарм.

Кармамудра или «печать действия» (Вайли: las kyi phyag rgya, : санскр: kāmamudrā или «печать желания»). Это тантрическая йога, включающая сексуальный союз с супругом или партнером, либо физическим. или визуализировано. Как и все другие йоги, ее нельзя практиковать без основы практики туммо и стадий зарождения.

Силовой перенос (drong juk pho wa) – вариант пхова, при котором садхака может перенести поток своего ума в недавно умершее тело. Самоосвобождение – сам Наропа в « Ваджрных стихах Шепота Традиции » добавляет практику самоосвобождения в мудрости недвойственности, которая является решающим воззрением Махамудры. Это всегда рассматривается как отдельный путь.

Классификации

Существуют разные способы организации и перечисления дхарм Наропы, кроме списка Гампопы. Например, Цонкапа предпочитает следующий список, следующий за Пагмо Другпой: (1) туммо (2) иллюзорное тело (3) ясный свет (4) пхова (5) силовой перенос и (6) бардо.

Дхармы также иногда группируются в разные наборы учений. Например, Гьялва Венсапа группирует их в две дхармы: (1) йоги для привлечения жизненных энергий в центральный канал; и (2) йоги, которые выполняются после того, как энергии были извлечены таким образом. По словам Гленна Маллина , «Марпа Лоцава, по-видимому, главным образом говорил о них как о четырех аспектах: (1) внутренний жар; (2) кармамудра, или йога с опором на партнера; (3) иллюзорное тело; и (4) ясный свет. Здесь три из шесть, то есть йоги переноса сознания, силовой перенос и бардо, не имеют статуса отдельных «дхарм», предположительно потому, что они отнесены к позиции вспомогательных практик». Между тем, Миларепа, похоже, классифицировал дхармы Наропы следующим образом: (1) стадия зарождения; (2) внутреннее тепло; (3) кармамудра; (4) введение в суть взгляда на предельную природу бытия; (5) относительный ясный свет пути; и (6) иллюзорная природа вместе с йогой сновидений.

Существует также список десяти дхарм, который можно найти в работе Нгулчу Дхармабхадры: (1) йоги стадии зарождения; (2) взгляд на пустоту; (3) внутреннее тепло; (4) кармамудра-йоги; (5) иллюзорное тело; (6) ясный свет; (7) йога сновидений; (8) бардо-йоги; (9) перенос сознания; и (10) силовой перенос.

Обзор практик

Предварительные практики

Во всех школах тибетского буддизма существуют различные предварительные практики, заимствованные из обычной Махаяны, которые предписываются ученикам перед началом практики йоги стадии завершения (например, принятие прибежища, устремление бодхичитты, гуру-йога, йога божеств и посвящение заслуг). Детали этого зависят от линии передачи, школы и конкретного учителя.

Например, Цонкапа цитирует Миларепу, заявившего, что сначала человек устанавливает основы, «такие как прибежище в трех драгоценностях и двух аспектах бодхичитты». Цонкапа также цитирует стихи Миларепы, которые показывают, что он считал, что сначала следует практиковать созерцание природы кармы, наблюдение недостатков самсары, а также медитировать на доброту и бодхичитту.

Цонкапа делит предварительные упражнения на общие и особые. Общие предварительные занятия посвящены практикам Сутраяны, таким как созерцание закона кармы, непостоянства и смерти, созерцание недостатков самсары, возникновение бодхичитты, практика медитации любви (майтри) и сострадания (каруна), соблюдение обетов бодхистатвы, практика шести совершенств и шаматха-випашьяна. Это соответствует практикам сутр, найденным в учениях Ламрима. По словам Цонкапы, если человек не будет практиковать это, он не сможет «отбросить цепляние за эфемерные вещи этой жизни и, как следствие, не будет испытывать устойчивого стремления заниматься духовной практикой». Таким образом, практика человека будет «оставаться поверхностной», ему будет недоставать бодхичитты и медитативного сосредоточения, и, таким образом, ему также будет недоставать понимания отсутствия "Я".

Особыми предварительными являются практики Ваджраяны, такие как получение инициации (лучшими являются Чакрасамвара или Хеваджра, поскольку они особенно связаны с шестью дхармами), соблюдение тантрических обетов (самайя), медитация Ваджрасаттвы и гуру-йога. Цонкапа рекомендует практиковать медитацию на стадии зарождения для подготовки к шести йогам. По словам Гленна Муллина, «по тону Цонкапы очевидно, что многие из его читателей слышали о практике Шести йог, не пройдя предварительно достаточной подготовки в медитациях на стадии зарождения». Однако Цонкапа возражает против этого. Цонкапа также пишет, что необходимо иметь понимание учения о пустоте.

Точно так же в «Квинтэссенции нектара» Шамара Чокьи Вангчука говорится, что человек должен: получить тантрическое посвящение, тренироваться в общих предварительных упражнениях (таких как созерцание своего драгоценного человеческого рождения и так далее), развивать сострадание и бодхичитту, практиковать очищение Ваджрасаттвы и практиковать гуру-йогу.

Физические упражнения

Существуют также вспомогательные физические упражнения (трул кхор), в которых используются различные позы (асаны) и движения. Существуют разные традиции этих физических упражнений с различными наборами упражнений. Джей Шераб Гьяцо утверждает, что некоторые школы практикуют набор из шести упражнений, в то время как "школы Пагмо Друпа и Дрикунг Кагью придерживаются традиции 108 упражнений".

Общепринятые "шесть упражнений" изложены в книге Пагмо Друпы "Стихи о технике пути: Дополнение (тиб. Thabs lam tshigs bead ma'i lhan thabs) следующим образом:

Существует шесть упражнений для очищения тела: наполнение, как ваза; вращение, как колесо; зацепление, как крюк; демонстрация мудры связывания ваджры, поднятие вверх к небу, а затем нажатие вниз; выпрямление, как стрела, а затем сильное повторное выпускание воздуха в манере собачьего взгорбливания; и, чтобы наполнить энергией проходы и кровь в теле, встряхивание головы и всего тела и сгибание мышц. Это шесть упражнений.

Первое упражнение особенно важно, так как это практика задержки дыхания кумбхака (дыхание вазой), при которой человек глубоко вдыхает в пупок и задерживает дыхание там так долго, как только может. Эта техника задержки дыхания также применяется в туммо. Согласно Цонгкапе, эти шесть йог следует выполнять в сочетании с созерцанием полого тела. Эта практика позволит человеку ощутить большую радость, а также поможет предотвратить травмы, которые могут возникнуть из-за изменения потока жизненных ветров в результате практики шести йог. С этой практикой связана визуализация тела как полого: "здесь тело и энергетические каналы (нади) должны восприниматься как совершенно прозрачные и сияющие". Эта техника снимает напряжение и придает эластичность тонким энергетическим каналам. Цонгкапа описывает эту практику следующим образом:

Начинают, как и прежде, с практики визуализации себя как божества мандалы. Особое применение здесь - концентрация на теле, от кончика головы до подошв ног, как на абсолютно пустом, подобно пустому прозрачному шару, наполненному светом... Здесь тело должно быть представлено как полностью лишенное вещественности, возникающее в уме, как радуга в небе".

Практика внутреннего жара

Практика внутреннего жара (Вайли: gtum mo, санскрит: chandali,, буквально означает "свирепая, горячая или дикая женщина") является основой для остальных шести дхарм и первой из них. Эта практика работает с системой тонкого тела (также известного как ваджрное тело), состоящей из каналов (нади), ветров (лунг, вайю), капель (бинду) и чакр. Благодаря внутреннему теплу жизненные ветры проникают в центральный канал (авадхути), вызывая четыре блаженства или радости, которые затем объединяются с мудростью, постигающей пустоту.

Эта практика является разновидностью пранаямы, которая обычно включает в себя сидение с прямой спиной, визуализацию каналов, задержку дыхания глубоко в животе на длительное время (это называется "дыхание вазы", кумбхака), а затем визуализацию огненного короткого удара слога AH по пупку. Эта практика приводит жизненные ветры в центральный канал, где они, как говорят, растапливают капли (бинду, которые являются крошечными сферами тонкой энергии), вызывая великое блаженство. Это мощное переживание блаженства "как говорят, представляет собой подобие реального блаженства, испытываемого при духовном Пробуждении (byang chub, *bodhi)".

Согласно Гленну Муллину, в тантрических писаниях говорится, что тантрическое блаженство, испытываемое при этой практике, "в сто раз интенсивнее обычного сексуального оргазма, [и] порождает особое состояние сознания". Это блаженное состояние ума затем используется для созерцания пустоты. Это "блаженство, соединенное с (мудростью) пустоты", называют Махамудрой ("Великой печатью").

В стихах Тилопы о шести дхармах эта практика кратко изложена следующим образом:

Йогическое тело, совокупность энергетических каналов, грубых и тонких, обладающих энергетическими полями, должно быть взято под контроль. Метод начинается с физических упражнений. Жизненная прана [то есть энергии] втягивается, наполняется, сохраняется и растворяется. Есть два боковых канала, центральный канал авадхути и четыре чакры. Пламя поднимается от огня чандали в пупке. Поток нектара стекает со слога ХАМ на макушке, призывая четыре радости. Есть четыре результата, подобных причине, и шесть упражнений, расширяющих их.

Руководство Гампопы

Ульрих Тимме Краг описывает развитие этой практики из одного из руководств Гампопы, озаглавленного «Тесно нанизанный жемчуг». После описания визуализации трех каналов в тексте очерчиваются четыре чакры, которые следует визуализировать вдоль центрального канала с различными спицами, исходящими из каждой чакры, как раскрытый зонтик. Четыре чакры, описанные Гампопой:

В пупке находится эманационная чакра с 64 спицами.
В центре находится Дхармачакра с 8 спицами.
В горле находится чакра наслаждения с 16 спицами.
На макушке головы находится чакра великого блаженства с 32 спицами.

Краг описывает эту практику следующим образом:

Практикующему советуют задержать дыхание ниже пупка, чтобы буква А вспыхнула, как пламя, причем огонь достигал такой высоты, что пламя попадало в букву Хам, визуализируемую в чакре великого блаженства. Это заставляет энергию, называемую бодхичиттой (byang sems), которая хранится в этой чакре, стекать вниз по центральному каналу. Заполняя различные чакры на своем пути вниз, он порождает различные переживания блаженства. После достижения и заполнения пупочной чакры бодхичитта визуализируется как текущая обратно вверх, в то время как йоги продолжают использовать технику дыхания тум мо, задерживая дыхание как можно дольше в животе. В конце практики практикующий перестает визуализировать (yid la mi byed) каналы, ветры и капли и вместо этого погружается в непридуманное состояние Махамудры (phyag rgya chen po ma bcos pa'i ngang).

В другом руководстве по медитации Гампопы также упоминается практика, основанная на визуализации капли (тигле, бинду) между бровями. Это бинду спускается и поднимается по центральному каналу, распространяя по пути ощущение блаженства-пустоты. Что касается постмедитации, йогину «предписывается тренироваться переживать все чувственные впечатления как блаженство и поддерживать постоянное ощущение внутреннего тепла и успокаивающего, охлаждающего блаженства нисходящей бодхичитты. Говорят, что переживание всего как блаженства автоматически приведет к переживанию немыслия (mi rtog pa, *nirvikalpa)».

Руководство в Гелуг

В системе Цонгкапы внутренний жар является краеугольным камнем всех шести дхарм (наряду с медитацией на пустоте). Каждый раз, когда человек практикует одну из этих шести дхарм, он должен сначала создать внутренний жар вместе с четырьмя блаженствами и объединить его с медитацией на пустоту. После освоения, туммо затем применяется к практике иллюзорного тела, и на основе йоги иллюзорного тела практикуется йога сияния/ясного света.

Комментарий Цонкапы «Три вдохновения» делит практику внутреннего тепла на три основных компонента:

Медитация на каналах; сначала визуализируют три канала (правый — красный, левый — белый и центральный канал — синий), а затем четыре чакры: макушку (разноцветную, с 32 лепестками), горло (красную, с 16 лепестками), сердце (белую, с 6 лепестками). и ниже пупка (красную с 64 лепестками). Человек фиксирует ум на каждой чакре, и с практикой они становятся все более ясными. Если это слишком сложно, можно сначала медитировать на каналы или на точку их соединения ниже пупка. Цель – добиться стабильной ясности сияющего вида каналов и чакр на длительный период времени. Эту практику можно также объединить с дыханием вазы (т. е. кумбхакой) и визуализацией полого тела.

Медитация на мантрические семенные слоги в центре каждой чакры; Цонгкапа утверждает: «следует сконцентрироваться на слогах трех верхних чакр лишь на короткий период времени, а затем посвятить большую часть сеанса медитации на ударе Ах в пупочной чакре». Остальные слоги: перевернутый белый Хам в коронной чакре, перевернутый синий Хум ཧཱུྃ в сердечной чакре, красный Ом ཨོཾ в горловой чакре. Слоги-семена следует визуализировать как крошечные, размером с горчичное зерно, хотя Цонкапа утверждает, что можно начать представлять их более крупными, а затем уменьшить.

Медитация на чакры, слоги и каналы в сочетании с техникой дыхания вазы. Чтобы попрактиковаться в дыхании вазы, сделайте долгий глубокий вдох через нос. Затем проглотите и надавите животом. Удерживает воздух максимально долго. Затем мягко и тихо выдыхаем. По мнению Цонкапы, до тех пор, пока в этой практике не будет достигнут некоторый прогресс, следует практиковать осторожно, без применения силы. Дискомфорта быть не должно. Также следует практиковать натощак.

Цонгкапа описывает результат полного метода (с одновременной практикой всех трех описанных выше элементов) следующим образом:

Затем энергии, находящиеся в чакре в тайном месте, заставляют слог АХ в пупочной чакре, который по своей природе является внутренним огнем, пылать светом. Этот свет поднимается вверх по центральному каналу авадхути и расплавляет остальные три слога: ХАМ, ОМ и ХУМ [соответственно в коронной, горловой и сердечной чакрах]. Они тают и капают в слог АХ [в пупочной чакре]. Четверо обретают одну неразделимую природу. Затем человек фиксирует ум на капле [образующейся в результате этого слияния], природа которой — врожденное блаженство. Если это удастся, то из капли выйдет язычок крохотного пламени внутреннего тепла. Человек фиксирует на этом ум. Свет этого пламени поднимается вверх по центральному каналу, где расплавляет каплю белой субстанции ума бодхи, пребывающей в коронной чакре. Она стекает вниз, как нектар, наполняя мантрический слог АХ в пупочной чакре. Медитируют однонаправленно на удар АХ, пока не появятся признаки стабильности. Когда достигнута медитативная устойчивость, сияние света внутреннего огня будет освещать внутреннюю и внешнюю часть тела человека, а также жилище и т. д., делая их прозрачными, как кусочек плода кюрура, который держат в руке.

Эта практика заставит жизненные ветры войти в центральный канал. Цонгкапа описывает различные признаки того, что это произошло, главным образом то, что дыхание течет через ноздри плавно и равномерно, затем оно становится все более тонким, а затем совсем прекращается.

Говорят также, что практика Туммо порождает четыре блаженства. Цонгкапа объясняет, что первое блаженство возникает, когда капля энергии в теменной чакре плавится, когда жизненные ветры приносятся к макушке посредством туммо. Когда энергии достигают горла, это второе блаженство («высшее блаженство»), когда они достигают сердца, возникает третье блаженство («особое блаженство») и когда они достигают пупка, возникает четвертое «врожденное блаженство». Если человек сможет удерживать ум в чакрах в течение длительного времени, он обретет способность контролировать движение капель энергии. Затем можно также вернуть каплю обратно по центральному каналу, снова испытывая блаженство, но начиная с пупочной чакры. Затем продолжайте практиковать, перемещая каплю вверх и вниз по центральному каналу, снова и снова испытывая четыре нисходящих и четыре восходящих блаженства.

Чтобы медитировать на врожденную мудрость, нужно дать капле расплавиться до самой чакры в тайном месте («кончик драгоценного камня»). Затем человек медитирует на пустоту и пребывает в этом блаженстве – медитации пустоты. Затем каплю возвращают в коронную чакру, медитируя на «сфере блаженства, соединенной с пустотой».

Цонгкапа далее утверждает: «В периоды после медитации нужно сознательно развивать осознанность переживания блаженства и пустоты и ставить печать этого союза на все объекты и события, которые появляются и происходят. Это применение вызывает особый экстаз воспламеняться, чему следует способствовать».

Кармамудра

Практика внутреннего тепла тесно связана с практикой кармамудры (las kyi phyag rgya, печать действия), относящейся к медитативному сексуальному союзу, который ведет к четырем блаженствам, и практикуется вместе с йогой внутреннего тепла. В некоторых списках, например, Миларепы, она указана как отдельная дхарма. В других системах, таких как система Гампопы, она указана как разновидность йоги внутреннего тепла. Это потому, что считается необходимым иметь контроль над жизненными энергиями (посредством йоги внутреннего тепла), чтобы добиться успеха в кармамудре.

Существуют различные классификации печати действия: кармамудра (печать действия) - это обычная сексуальная супруг(а) человека, а джнянамудра (печать мудрости) - это супруг(а)-божество, созданная силой визуализации. В тибетском буддизме эта практика редко выполняется с реальным человеком, и чаще всего она относится к воображаемой супруге или супругу (которым будет буддийское тантрическое божество, то есть йидам).

По словам Ульриха Тимме Крага, в трудах Гампопы шесть дхарм связаны со вторым посвящением, а практика печати действия связана с третьим посвящением. По сути, практика печати действия «представляет собой этап практики, который можно выполнять после достижения совершенства в йогах Шести Дхарм».

По мнению Цонкапы, оба практикующих йогу печати физического действия должны обладать высочайшими способностями, иметь тантрические посвящения, быть обученными тантре и быть способными соблюдать обеты (самайя), быть опытными в практике тантрической садханы и быть зрелыми в практикую четыре ежедневных занятия йогой. Им также следует владеть навыками медитации на пустоте и техниками достижения четырех блаженств. Цонкапа утверждает, что если у них нет этих качеств, практиковать физическую сексуальную йогу неразумно. В этом случае следует просто практиковать с визуализируемой супругой.

Хотя многие традиционные списки типов супруг, которых следует искать для совместной практики с целью достижения духовных реализаций, написаны для мужчин и с мужской точки зрения, существуют некоторые редкие инструкции по этим садханам и по выбору супругов с точки зрения женщины-практика.

Руководство Гампопы

Крагх приводит следующий обзор этой практики (с точки зрения мужчины), который можно найти в книге Гампопы "Зеркало, освещающее устные наставления":

Сидя неподвижно в сексуальном союзе, он должен создать восходящее движение своего дыхания, медитируя на звук определенного мантрического слога. Это приведет к возникновению четырех уровней радости, то есть сексуального возбуждения. Испытывая их, он должен сосредоточиться на природе своего ума. После этого он выполняет практику Внутреннего тепла, при которой элемент ветра растворяется в элементе огня, порождая знак растворения "дым" (rtags du ba). Затем белая бодхичитта (byang sems, т. е. сперма) спускается с макушки головы к пенису (rdo rje nor bu, *vajraratna). В этот момент йогин-мужчина должен оставаться в медитативном состоянии, не выбрасывая сперму, тем самым заставляя элемент воды раствориться в элементе огня, что приводит к появлению знака подобно миражу (rtags smig sgyu lta bu). Когда поток бодхичитты достиг самого кончика пениса (rdo rje rtse mo, *vajrasekhara), йогин-мужчина должен обратить его поток обратно, до макушки головы. Таким образом, элемент воды растворяется в элементе земли, вызывая появление знака, похожего на лампу (rtags mar me lta bu). Когда это переживание становится очень устойчивым и появляется знак, похожий на светлячка, это является совершенством медитации спокойствия (gzhi nas, *samatha), эквивалентной медитативной концентрации (*samadhi) первого уровня поглощения (bsam gtan dang po, *prathamadhyana). Прервав это поглощение, йогин должен затем тренироваться в медитации прозрения (lhag mthong, *vipasyana). Здесь это делается с помощью визуализации, сосредоточенной на маленьком шарике света (thig le, *bindu) в сердечной чакре, который постепенно превращается в переживание сияния и пустоты ('od gsal stong pa nyid). Таким образом, появляется знак, подобный безоблачному небу (sprin med pa'i nam mkha' lta bu'i rtags), и йогин осознает бессамостность всех явлений как непостижимый центр неба.

Йога ясного света

Ясность, сияние или ясный свет (санскр. prabhāsvaratā; тиб.’od gsal) относится к ясной лучезарной природе ума, которая связана с природой будды. Говорят, что его испытывают во время различных событий в жизни, таких как оргазм, глубокий сон, во время умирания и процесса перерождения.

Устные наставления Тилопы объясняют эту практику следующим образом:

Йог, работающий с центральным каналом, помещает ум в центральный канал и фиксирует внимание на капле в сердце. Возникают видения, подобные огням, лучам света, радуге, солнечному свету и лунному свету на рассвете, солнцу, луне, а затем явлениям божеств и форм. Таким образом очищаются мириады миров.

В «Тесно нанизанных жемчужинах» Гампопы объясняется, что эту практику следует выполнять во время засыпания, изначально установив намерение «схватить сияние» (’od gsal zin par bya). Затем йог визуализирует пять слогов в сердечной чакре. Когда наступает сон, йог медленно переключает свое внимание с одного слога на другой. Если кому-то удастся уловить сияние или светимость, слог Хум (ཧཱུྃ) ярко появится в сердце, излучая мощный свет, и человек испытает блаженный сон (а не состояние сна; если человек видит сновидение, ему не удалось уловить сияние). После пробуждения будет казаться, что человек находится в сильном сиянии.

Руководство в Гелуг

В изложении Цонгкапы присутствуют различные виды сияния или ясного света. Один из них можно найти в сутрах Махаяны и тантрах, но он обладает необыкновенным сиянием, уникальным для тантры. Необычайное сияние, свойственное высшей йога-тантре, достигается посредством практики внутреннего тепла и йоги иллюзорного тела в сочетании с медитацией на пустоту. Это сияние, также называемое «изначальной мудростью блаженства и пустоты», является центром системы шести дхарм. Цонгкапа делит практику ясного света на практики во время бодрствования и сна.

Практика ясного света в бодрствующем состоянии включает в себя визуализацию себя как божества в сексуальном союзе и медитацию на синий ХУМ в сердечной чакре, который излучает свет во всех направлениях, очищающий вселенную. Человек растворяет мир в свете и в себе как божестве, затем растворяется слоге ХУМ в своей сердечной чакре. Затем ХУМ растворяется в свете снизу вверх, и человек фокусирует ум на сердечной чакре. Затем практикуется сбор жизненных ветров в центральный канал с помощью метода туммо, объясненного ранее, который плавит капли, что приводит к четырем блаженствам и четырем видам пустоты. Затем человек испытывает растворение элементов и соответствующие видения (см. ниже), а затем возникает ясный свет. Затем человек соединяет ум ясного света с медитацией на пустоте.

Гьялва Энсапа в своей книге «Источник всякой реализации» описывает, как человек практикует стадию зарождения, а затем туммо, чтобы породить йогу ясного света. Сначала человек представляет себя Буддой Ваджрадхарой в сексуальном союзе с супругой, а затем визуализирует каналы и чакры. Затем человек генерирует внутреннее тепло и медитирует на плавление капель, что приводит к входу ветров в центральный канал и их растворению. Существуют различные знаки, которые указывают на то, что ветры вошли и растворились, в основном это видения растворения элементов и видения, которые указывают на «четыре пустоты», за которыми следует опыт ясного света/сияния. Эти видения заключаются в следующем:

Земля растворяется в воде, и возникает видение, подобное видению миража; вода растворяется в огне, и возникает видение, подобное видению дыма; огонь растворяется в воздухе, и возникает видение, подобное мерцанию светлячков. Затем элемент воздуха начинает растворяться в провидческом сознании, называемом "явление". Возникает видение, подобное свечению лампочки. Воздух полностью растворяется во "внешнем", и возникает видение белизны, как чистое осеннее небо, пронизанное светом полной луны. Он растворяется в сознании, известном как "приближение", и возникает видение красноты, подобно ясному небу, пронизанному солнечным светом. Оно растворяется в "близком приближении", и возникает видение всепоглощающей тьмы, подобной предрассветному небу, в котором нет ни солнца, ни луны. Затем "близкое приближение" растворяется в ясном свете; возникает видение ясного сияния, подобного небу на рассвете, свободного от трех условий. Необходимо осознавать эти переживания по мере их возникновения. Это процесс, известный как "слияние с Дхармакайей в состоянии бодрствования.

Что касается практики ясного света во сне, то сначала человек практикует йогу стадии зарождения и гуру-йогу, вознося молитвы гуру. Затем ставится твердое намерение распознать ясный свет сна, возникающий перед сновидениями. Затем ложатся на правый бок в позу льва и визуализируют себя как божество. В сердечной чакре и проходящем через нее центральном канале визуализируется голубой четырехлепестковый лотос с голубым ХУМ в центре (можно использовать только ХУМ, или ХУМ плюс АХ НУ ТА РА, помещенные в лепестки). Сосредоточение ума в центральном канале в сердце вызывает проникновение ветров, что приводит к процессу растворения и видениям, описанным выше. Затем, когда появляется ясный свет, подобный небу на рассвете, ум отдыхает в этом состоянии и сохраняет его столько, сколько может, не погружаясь в сон и не просыпаясь.

Йога сновидений

В йоге сновидений (rmi lam, svapna) йогин учится сохранять осознанность во время сновидений (т. е. видеть светоносные сны) и использует этот навык для практики йоги во сне.

Устные наставления Тилопы гласят:

Знайте сны как сны и постоянно медитируйте на их глубокое значение. Визуализируйте семенные слоги пяти элементов с каплей, надой и так далее. Человек воспринимает будд и поля будд. Время сна – это время для метода, который приносит реализацию великого блаженства. Это наставление Лавапы.

Руководство Гампопы

В «Тесно нанизанных жемчужинах» Гампопы описаны четыре основных последовательных шага:

Овладение сном – Осознание во сне. Во-первых, йог должен видеть все восприятия и мысли в течение дня как сновидения. Затем они должны заснуть, лежа на правом боку, с твердой решимостью осознать, что они спят во сне. Это можно сделать, заявив не менее семи или до двадцати одного раза, что сновидения будут признаны снами. Они визуализируют цветок лотоса с пятью слогами, который излучает нежный свет в горловую чакру, и во время засыпания медленно переключают свое сознание с одного слога на другой. Это должно спонтанно вызвать опыт осознанного сновидения. В другом руководстве по медитации Гампопы «Зеркало, освещающее устную передачу» вместо этого предлагается визуализировать сферу света между бровями.
Обучение. По словам Крага, «йога здесь учат думать о любом возникающем сне как о просто сне и относиться к нему без всякого страха. Если ему снится вода, он должен нырнуть в нее или пройти по ней. Ему следует прыгнуть в пропасть или сесть, чтобы его укусили собаки bp сна или избили враги из сна. Он должен летать в воздухе, посещать царства богов или осматривать достопримечательности Индии».
Благословение как иллюзорное и избавление от страха. Здесь йогин проверяет свой ум во время сна, чтобы увидеть, есть ли хоть малейший страх, и если да, то ему следует отпустить его, осознав, что он только во сне. Как только они освоили чувство полной беспрепятственности, они «благословили свои сны как иллюзорные» (sgyu ma byin gyis brlabs pa).
Медитация на реальность. Йог медитирует на реальность, «анализируя, что все состояния сознания во сне являются его собственным нерожденным умом (rang gi sems skye ba med pa). Если такое созерцание Махамудры не произошло ночью, йогину следует снова направить свое внимание на слоги утром после пробуждения, а затем отдохнуть в состоянии Махамудры.

Другое руководство по медитации Гампопы также объясняет, как йоги должны пытаться увидеть во сне будд и дакини, дающих им учения, и как это приводит к благословению. Также рекомендуется практиковать дыхание кумбхака перед сном.

Руководство в Гелуг

В системе Цонкапы необходимо ознакомиться с практиками туммо, сияния/ясного света и иллюзорного тела, прежде чем практиковать йогу сновидений (которую он рассматривает как продолжение йоги иллюзорного тела). По мнению Цонкапы, прежде чем практиковать йогу сновидений, необходимо сначала освоить йогу сохранения сияния/ясного света, возникающего в момент засыпания (через переживания видений и т. д.), как объяснено выше. Если практиковать это перед сном, то, когда приснится сон, человек поймет, что находится во сне.

Йога сновидений в системе Цонкапы состоит из четырех тренировок: «обучение сохранению [сознательного присутствия во время] сновидений; контроль и усиление сновидений; преодоление страха и тренировка иллюзорной природы сновидений; и медитация на таковости сновидений».

Практика йоги сновидений начинается с приобретения умения распознавать сон во сне. Если человеку не удается распознать свой сон посредством практики сохранения сияния сна, ему следует развивать в себе твердую решимость сохранять сознательное осознание в состоянии сна. Кроме того, человек медитирует на чакрах, особенно на горловой. Если человек сможет принять решение распознать свой сон сильным и непрерывным в течение дня, он сможет распознать свой сон. Можно также практиковать медитации визуализации горловой и лобной чакр в течение дня, чтобы улучшить свои способности ночью. Можно также медитировать на себя как на божество и на гуру-йогу, вознося молитвы, чтобы обрести ясные сны.

Цонкапа упоминает различные медитации, которые следует выполнять перед сном. В первом случае человек создает видение себя как божества, а также видение своего гуру и молится гуру, чтобы тот распознал сон и так далее. Затем визуализируют маленький красный четырехлепестковый лотос в горловой чакре с Ах или Ом в центре. Он упоминает, что в другой традиции учат медитировать на пяти слогах (ОМ, АХ, НУ, ТА, РА), один из которых находится в центре, а остальные четыре — вокруг него. Мы фокусируемся на каждом из них последовательно. Второй метод — молиться, как и прежде, и медитировать на белую сияющую каплю размером с горчичное зерно между бровей. Затем семь раз выполняют дыхание вазы и засыпать.

Также можно медитировать на сердечную чакру перед сном. По мнению Цонкапы, если человеку слишком трудно распознать сон, то это означает, что он глубоко спит, и поэтому ему следует переключиться на коронную чакру. Это облегчит сон. Однако если это затрудняет сон, то можно сосредоточиться на чакре на кончике пениса и объединить там жизненные ветры 21 раз посредством кумбхаки.

Как только человек распознал сон, он может начать учиться контролировать его. Сначала практикуется управление основными элементами, такими как полет, восхождение на небеса, путешествие в поля будд и т. д. Можно также тренироваться в «увеличении», то есть умножении объектов сновидения, включая размножение своего тела. Практика управления жизненными ветрами повысит способность контролировать сон. Когда йог овладеет этими навыками, он должен превратиться в тело Будды-Покровителя и трансформировать вещи, которые он видит во сне, в различные объекты. Кроме того, во сне следует практиковать сверхъестественные силы. Приобретя все эти навыки, йогин в конечном итоге сможет достичь Чистой Земли Будды и послушать проповеди Будды.

Следующий шаг — научиться бесстрашно совершать все, что может убить человека в миру, не являющемся сном, например, прыгать в воду или огонь. Это можно использовать, чтобы медитировать на пустую природу снов и осознавать их иллюзорную природу.

Наконец, во сне человек медитирует на таковость. Человек визуализирует себя божеством с ХУМ в сердце, излучающим свет повсюду. Этот свет плавит все во сне в свет, который втягивается в ХУМ. Тело также тает и втягивается в ХУМ. Затем ХУМ растворяется в сиянии/ясном свете, и человек пребывает в состоянии светоносности.

Йога иллюзорного тела

Практика иллюзорного тела — это своего рода созерцание иллюзорной природы (майи) явлений. В устных наставлениях Тилопы говорится:

Все одушевленные и неодушевленные предметы трех миров подобны примерам иллюзии, сна и так далее. Наблюдайте это всегда, как в движении, так и в покое. Созерцайте иллюзорное божество, отраженное в зеркале; возьмите нарисованное изображение Ваджрасаттвы и рассмотрите, насколько ярко проявляется отраженный образ. Как этот образ является иллюзорной видимостью, так и все вещи подобны этому. Таким образом, йог созерцает двенадцать сравнений и видит реальность того, что все вещи иллюзорны. Это наставление [махасиддхи] Нагарджуны.

Руководство Гампопы

Согласно «Тесно нанизанному жемчугу» Гампопы, практика Иллюзорного Тела (sgyu lus, mayadeha или mayakaya) выполняется путем принятия медитативной позы и медитации, глядя на свое тело в зеркало и размышляя о том, что оно имеет иллюзорную природу. По словам Крага, «затем ему следует поговорить с самим собой, высказав много самокритики, и проверить, чувствует ли он какое-либо несчастье или выразить похвалу, и посмотреть, чувствует ли он удовлетворение. Пока возникают такие эмоции, он недостаточно тренировался в практике». ... Как только эмоции не возникают, ему следует созерцать все проявления себя и всего остального как имеющие иллюзорные и подобные сновидениям качества».

На втором этапе этой практики йог вешает позади себя изображение выбранного им божества так, чтобы его изображение появлялось в зеркале, расположенном впереди. Затем йог ругает или хвалит образ как свою саморефлексию и смотрит, есть ли какой-либо эмоциональный отклик. Когда ответа нет, йогин созерцает иллюзорную (майю) природу себя и отражения, чувствуя, что все не обладает самобытием, как тело божества. Говорят, что эта инструкция является постмедитативной практикой и, следовательно, могла предназначаться для ее выполнения между сеансами регулярной сидячей медитации.

Руководство в Гелуг

В системе Гелуг, чтобы породить иллюзорное тело, нужно сначала практиковать предыдущие дхармы стадии зарождения, внутреннего тепла, кармамудры и сияния/ясного света. Человек начинает с практики внутреннего тепла и кармамудры, затем проходит стадии растворения элементов и медитирует до тех пор, пока не возникнет сияние и четыре блаженства. Затем человек использует этот сияющий блаженный ум, чтобы медитировать на пустоте и целенаправленно пребывать в этом неконцептуальном погружении.

Что касается постмедитации, Цонкапа утверждает, что в то время дня, когда человек не медитирует, «он сохраняет осознание видения пустоты и вспоминает предыдущую медитацию по преобразованию всех явлений в мандалу и ее божеств». Это приведет к тому, что все явления станут иллюзиями.

Перенос сознания (пхова)

Перенос ('pho ba, saṃkrānti) — это практика, предназначенная для выброса сознания из тела в состояние Пробуждения в момент смерти (или в чистую землю Будды).

Тилопа утверждает:

С помощью этих йог во время переноса, а также насильственного перехода в другое тело йогин может использовать мантрический семенной слог божества и тренироваться в практике йоги божества в сочетании с выдохом и вдохом, длинным и коротким, и проецируя сознание туда, куда пожелает. В качестве альтернативы желающие перейти в высшую сферу могут применить два слога ЯМ, а также ХИ-КА и ХУМ-ХУМ. Сознание перебрасывается в сердце божества, неотделимого от гуру, а оттуда — в любое поле будды, которое пожелается. Это наставление Сукхасиддхи.

Руководство Гампопы

Согласно «Тесно нанизанным жемчугу» Гампопы, существует три типа пхова:

Перенос из состояния Сияния, используемый практиками с высокими способностями;
Перенос из состояния Иллюзорного Тела, используемый практиками среднего уровня;
Перенос со стадии зарождения, используемый меньшими практиками.

В первом типе пхова человек сидит, порождает бодхичитту и визуализирует букву Хум в сердечной чакре. Свет исходит из Хум и превращает мир в чистый дворец, а всех существ — в божеств. Это все растворяется в свете, который сливается с самим собой. Форма собственного божества растворяется в слоге «Хум», который постепенно исчезает. Тогда человек отдыхает в состоянии Махамудры. Эту медитацию следует повторять неоднократно. В момент смерти человек следует тому же процессу, который может привести к состоянию будды.

Во втором типе пховы есть подготовительный этап (sbyang), выполняемый во сне, и этап фактической практики ('pho ba dngos). Во время подготовительной тренировки человек взлетает к трону небесного Будды Ваджрадхары и формирует твердое намерение практиковать Махамудру. Затем, в момент смерти, когда тонкие элементы тела растворяются, йогин переносит свое сознание в местопребывание Ваджрадхары и появляется там в бессущностной форме избранного им божества, появляясь подобно отражению в зеркале. Они медитируют на сияние этого состояния иллюзорного тела и таким образом достигают состояния будды.

В третьем типе йогин сначала визуализирует себя в иллюзорной форме избранного божества и представляет себе каналы и чакры со слогами в каждой чакре. Затем они практикуют дыхание вазы (bum pa can, kumbhaka), задерживая дыхание в животе и представляя, что слоги движутся в центральном канале, открывая канал на макушке головы. В момент смерти, когда йог выполняет это упражнение, буква в сердечной чакре выбрасывается из тела через макушку и сливается с сердцем ламы, который визуализировался перед йогом. Воображая, что лама тоже бессущен, йог пребывает в этом состоянии. Когда йогин перестает дышать и умирает, его ум сливается с естественным сиянием, и он достигает состояния будды.

Существует также другой вид практики пхова, известный как «насильственная пхова» (btsan thabs kyi 'pho ba). Это практика, которую йог выполняет над умирающим человеком, принимая ему определенную позу и надавливая на живот. Это с силой перемещает их внутренние ветры вверх через макушку головы. Умирающий должен визуализировать, как его сознание выходит через макушку и сливается с сердцем ламы.

Руководство в Гелуг

По мнению Цонкапы, чтобы добиться успеха в этой практике, тонкие каналы человека следует тренировать в течение жизни посредством йоги внутреннего тепла, иллюзорного тела и ясного света. Существуют также специальные практики пхова, которые подготавливают тонкие каналы для перехода в момент смерти. Тогда, когда придет смерть, человек будет готов перенести свое сознание в поле будды или в будущую жизнь.

Цонкапа описывает тренировку пхова следующим образом. Сначала человек визуализирует себя божеством и направляет жизненные ветры к пупку (или к чакре в тайном месте).

Затем человек представляет красный слог АХ в пупочной чакре; в сердечной чакре — темно-синий ХУМ; а на макушке — белая КША. Теперь человек с силой подтягивает жизненные энергии снизу. Они ударяют по слогу АХ в пупочной чакре, который затем поднимается и производит удар ХУМ в сердце. Он поднимается и ударяет КША на макушке. Затем процесс обратный: ХУМ возвращается в сердечную чакру; и АХ возвращается в пупочную чакру. Здесь иногда говорят, что слог АХ растворяется в ХУМ [а тот в КША] при движении вверх. Описанный выше подход более эффективен. Следует заниматься этим обучением до тех пор, пока не проявятся признаки достижения, такие как появление небольшого волдыря на макушке головы, ощущение зуда и так далее.

Эта практика пхова «открывает проход смерти», так что «во время фактического применения» (то есть в момент смерти) вы будет готовы. Цонкапа далее отмечает, что если человек не тренировал внутренний жар, эта практика не будет эффективной. Во время фактического применения человек принимает прибежище, пробуждает бодхичитту, визуализирует себя как божество и визуализирует гуру перед своей макушкой, возносящего ему молитвы. Затем,

человек обращает свое внимание на три мантрических слога: красный АХ-тунг в пупочной чакре; синий ХУМ в сердечной чакре; и белый КША на макушке. Энергии с силой поднимаются снизу, заставляя ударный слог А подниматься вверх по центральному каналу от пупочной чакры и растворяться в ХУМ в сердечной чакре. Мантру АХ ХИК повторяют несколько раз. Слог ХУМ движется вверх. Мантру АХ ХИК повторяют двадцать раз, и она продолжается до горловой чакры. Внимание обращают на слог КША в устье отверстия Брахмы, вырисовывающийся на фоне чистого белого небесного света, как объект в окне на мансарде. Человек повторяет АХ ХИК с силой пять раз, и слог ХУМ вылетает из отверстия Брахмы и растворяется в сердце гуру, неотделимого от божества мандалы. Оставайтесь там, в состоянии за пределами концептуальности.

Цонкапа также обсуждает, как перенести свое сознание в чистую землю Будды. Это делается с помощью медитативной силы самадхи, чтобы предотвратить выход сознания через любые из восьми врат и проецирование из девятых, «золотых врат». Восемь врат: рот, пупок, половой орган, анус, «сокровищница» (отверстие черепа), нос, глаза и уши. Это делается путем визуализации того, что восемь врат закрыты красными слогами АХ. Затем используется туммо, чтобы втянуть жизненные ветры в центральный канал, продвигая свое сознание, представленное синим ХУМ в сердце, из коронного отверстия в чистое поле Будды.

Что касается силовой пховы, Цонкапа считает это отдельной дхармой. Эту практику практикуют, сначала перенося свое сознание в свежий труп мелких животных, пока он не сможет перенестись в свежий труп человека. Тогда после смерти можно перенести свое сознание в свежий труп.

Бардо

Эти практики направлены на нахождение в состоянии бардо между смертью и перерождением. В устных наставлениях Тилопы говорится:

Йог в момент смерти забирает энергии чувств и элементов и направляет энергии Солнца и Луны в сердце, порождая мириады йогических самадхи. Сознание обращается к внешним предметам, но он рассматривает их как предметы сновидения. Видимость смерти сохраняется семь дней, а может быть, даже семь раз по семь, а затем нужно переродиться. В это время медитируйте на йоге божеств или просто оставайтесь погруженными в пустоту. После этого, когда придет время перерождения, используйте йогу божеств тантрического мастера и медитируйте на гуру-йогу с тем, что появляется. Это остановит переживание бардо. Это наставление Сукхасиддхи.

Согласно Гьялве Энсапе, перед смертью следует практиковать туммо, чтобы ощутить сияние, а затем возникнуть как Будда Ваджрадхара в своем теле в бардо.

Руководство Гампопы

В «Тесно нанизанных жемчужинах» Гампопы описывается «практическое руководство» (dmar khrid)) по процессу создания бардо или промежуточного состояния. В нем подробно объясняется процесс смерти и то, как его переживает умирающий человек. Говорят, что промежуточное состояние возникает после смерти в течение семи недель до следующего возрождения.

Эти инструкции состоят из трех частей:

признание сияния в первый период;
распознавание иллюзорного тела во втором промежутке;
блокирование двери в матку в третий период.

Процесс умирания описывается следующим образом. Сначала пять внешних чувственных восприятий растворяются одно за другим. Затем четыре материальных элемента растворяются. Когда растворяется элемент земли, тело кажется тонущим, когда растворяется элемент воды, слюна и сопли выходят изо рта и носа, и во рту и носу становится сухо. Когда элемент огня растворяется, тепло тела исчезает, а конечности трясутся и подергиваются. Когда элемент воздуха растворяется, дыхание становится нерегулярным и в конечном итоге прекращается. Затем сознание растворяется в свете, и умирающий видит слабый свет, подобный восходящей луне, и его сознание становится дымчатым. Затем наступает фаза подъема, когда человек видит более интенсивный свет, подобный восходу солнца, а сознание мерцает, как светлячки. Затем на этапе прибытия человек оказывается в густой тьме, и его сознание слабо, как свет одного пламени. Затем фаза прибытия растворяется в сиянии (’od gsal) пустоты, дхармакаи, которая присутствует во всех существах. Для йога, который раньше практиковал медитацию на сиянии, медитация ясного света легко сливается с естественным ясным светом.

Второе наставление по распознаванию иллюзорного тела предназначено для тех йогов, которым не удается оставаться в состоянии сияния и таким образом войти в бардо (между половиной дня и четырьмя днями после смерти). Оно делится на распознавание нечистого иллюзорного тела и распознавание чистого иллюзорного тела. В бардо человек появляется в теле подобном в сновидении, похожем на его предыдущее живое тело, это нечистое иллюзорное тело. Они могут идти куда угодно, и им не мешают физические предметы, но когда они пытаются поговорить с людьми, они не могут услышать мертвого человека. Умерший постепенно осознает, что он мертв, и через несколько дней видит, что скоро возродится. Если умерший человек — йог, он, возможно, сможет осознать, что это тело иллюзорно, и вместо этого сможет принять форму выбранного им медитационного божества. Затем он медитирует на Махамудру и очищает свои привычные склонности. Говорят, что медитация в промежуточном состоянии более эффективна, чем медитация в течение ста лет при жизни.

Третий тип инструкций объясняет, как заблокировать перерождение, если не удалось пробудиться с помощью второго набора наставлений. На этом этапе переродившийся человек видит, как его будущие родители занимаются сексом, и чувствует влечение к отцу или матери (в зависимости от пола). Затем они войдут в утробу и в новое перерождение. Однако умерший может предотвратить этот процесс, сохраняя спокойствие и погружаясь в медитативную погруженность, когда у него появляется видение. Они могут представлять своих родителей как лам или божеств, если это помогает избежать чувства желания к ним. Они также могут созерцать, что они пусты, как иллюзии, и медитировать на светоносное и пустотное.

Руководство в Гелуг

В комментарии Цонкапы говорится, что бардо-йога опирается на предыдущую практику йогина - туммо, ясного света, иллюзорного тела и йоги сновидений. В конце концов, переживания иллюзорного тела и ясного света в состояниях бодрствования и сна аналогичны переживаниям в посмертном бардо. Таким образом, когда приходит смерть, человек применяет те же принципы, которые применял для достижения йоги сияния/ясного света во сне:

Если смерть наступает до того, как будет достигнуто высшее просветление, и человек желает применить йогу для просветления в момент смерти, тогда [по мере наступления процесса смерти] он занимается йогой контроля жизненных энергий, чтобы распознать ясный свет момента смерти, используя те же принципы, которые применялись в йоге сохранения ясного света во сне. Таким образом человек вступает в опыт бардо, применяет техники, изученные в йоге иллюзорного тела сновидений, и порождает тело бардо как иллюзорное тело бардо.

Таким образом, чтобы достичь ясного света смерти, нужно пройти через практику туммо, процесс растворения элементов и видения, ведущие к ясному свету и так далее. Человек должен иметь способность стабилизировать свой ум на понимании пустоты и йогических средствах достижения четырех блаженств для достижения успеха.

Цонкапа также утверждает, что есть два меньших метода: один из них заключается в развитии мысли: «Я мертв. Эти явления, должно быть, являются проявлениями бардо». Это может помочь человеку осознать, что он находится в бардо. Подобным же образом можно применить любое приобретенное самадхи к процессу растворения элементов после смерти. Но эти методы уступают тантрической практике йоги ясного света и приводят к слабым реализациям. Он также упоминает «клятву перерождения», когда человек «культивирует стремление переродиться в любой из чистых земель будды».

Связанные традиции

Шесть дхарм Нигумы почти идентичны шести дхармам Наропы. Нигума, которая была просветленной дакини, учителем Ваджраяны, одним из основателей буддийской линии Шангпа Кагью и, в зависимости от источников, сестрой или духовной супругой Наропы. Второй Далай-лама, Гендун Гьяцо, составил труд по этим йогам. Нигума передала свои учения йогини Сукхасиддхи, а затем Кхьюнгпо Нелджору, основателю линии Шангпа Кагью. Переводчик и учитель линии, лама Сара Хардинг, опубликовала книгу о Нигуме и о той ключевой роли, которую ее учения, такие как шесть дхарм Нигумы, сыграли в развитии линии Шангпа Кагью.

В линии Мачиг Лабдрон практика Махамудры Чод начинается с Йоги переноса сознания.