Ананда: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
Строка 11: Строка 11:
Ананда ушёл, рыдая и думая о Будде. Он отправился в город Вриджи (Brize). Каждый там слышал об Ананде, великом слуге Будды, и люди отнеслись к нему с почтением. Ананда стал передавать учение, и многие достигли состояния архата, но оно продолжало ускользать от самого Ананды. Те, кто уже достиг архатства, начали задаваться вопросом: «А что же с реализацией нашего учителя?» Силой своей медитации они видели, что Ананда всё ещё не архат. С великим почтением они подошли к Ананде, поклонились ему и спросили: «О, великий учитель, почему же ты не достиг архатства?» Ананда спросил в ответ: «Как я могу достигнуть архатства?» И его ученики отвечали: «Практикуй так же, как ты учил нас». В тот самый момент Ананда понял, что ему нужно прилагать максимум радостного усилия и концентрации. Он созерцал с большим энтузиазмом и сосредоточением, чем когда-либо, практикуя сутки напролёт, и в течение нескольких дней достиг состояния архата.
Ананда ушёл, рыдая и думая о Будде. Он отправился в город Вриджи (Brize). Каждый там слышал об Ананде, великом слуге Будды, и люди отнеслись к нему с почтением. Ананда стал передавать учение, и многие достигли состояния архата, но оно продолжало ускользать от самого Ананды. Те, кто уже достиг архатства, начали задаваться вопросом: «А что же с реализацией нашего учителя?» Силой своей медитации они видели, что Ананда всё ещё не архат. С великим почтением они подошли к Ананде, поклонились ему и спросили: «О, великий учитель, почему же ты не достиг архатства?» Ананда спросил в ответ: «Как я могу достигнуть архатства?» И его ученики отвечали: «Практикуй так же, как ты учил нас». В тот самый момент Ананда понял, что ему нужно прилагать максимум радостного усилия и концентрации. Он созерцал с большим энтузиазмом и сосредоточением, чем когда-либо, практикуя сутки напролёт, и в течение нескольких дней достиг состояния архата.


Вскоре после того, как он стал архатом, Ананда задумался: «Почему после ухода Будды великий Кашьяпа так строг ко мне? Гневом или любовью спровоцированы его слова и действия?» Благодаря медитации Ананда увидел, что Кашьяпа действовал исключительно из любви, единственным его желанием было, чтобы Ананда достиг архатства. Он решил идти к [[Кашьяпа|Кашьяпе]] и отблагодарить его. Ананда попросил учеников сопровождать его, дабы воздать дань уважения Кашьяпе и великим архатам. Когда он предстал перед Кашьяпой и остальными архатами, те приветствовали и приняли его. Затем Кашьяпа поручил Ананде собрать все учения Сутр. Когда, исполнив поручение, Ананда вернулся, [[Кашьяпа]] попросил, чтобы одеяния каждого из пятисот архатов были свёрнуты и сложены наподобие трона. Кашьяпа сказал Ананде: «Теперь садись на этот трон и произнеси для нас все Сутры Будды во всей их полноте». Ананда поклонился в десяти направлениях, помятуя о Будде и об архатах. Он воссел на трон из пятисот одеяний с тем же самыми мыслями. Он сложил руки и произнёс все Сутры, начиная каждую словами «Так я слышал...» и заканчивая словами: «Боги, люди, асуры и гандхарвы – все возрадовались, вознося хвалу тому, что сказал Благословенный».
Вскоре после того, как он стал архатом, Ананда задумался: «Почему после ухода Будды великий [[Кашьяпа]] так строг ко мне? Гневом или любовью спровоцированы его слова и действия?» Благодаря медитации Ананда увидел, что Кашьяпа действовал исключительно из любви, единственным его желанием было, чтобы Ананда достиг архатства. Он решил идти к [[Кашьяпа|Кашьяпе]] и отблагодарить его. Ананда попросил учеников сопровождать его, дабы воздать дань уважения Кашьяпе и великим архатам. Когда он предстал перед Кашьяпой и остальными архатами, те приветствовали и приняли его. Затем Кашьяпа поручил Ананде собрать все учения Сутр. Когда, исполнив поручение, Ананда вернулся, [[Кашьяпа]] попросил, чтобы одеяния каждого из пятисот архатов были свёрнуты и сложены наподобие трона. Кашьяпа сказал Ананде: «Теперь садись на этот трон и произнеси для нас все Сутры Будды во всей их полноте». Ананда поклонился в десяти направлениях, помятуя о Будде и об архатах. Он воссел на трон из пятисот одеяний с тем же самыми мыслями. Он сложил руки и произнёс все Сутры, начиная каждую словами «Так я слышал...» и заканчивая словами: «Боги, люди, асуры и гандхарвы – все возрадовались, вознося хвалу тому, что сказал Благословенный».


Позднее Кашьяпа, прежде чем уйти в Махапаринирвану, передал своё право преемника учений Ананде, который оставался в этой роли в течение сорока лет.
Позднее Кашьяпа, прежде чем уйти в Махапаринирвану, передал своё право преемника учений Ананде, который оставался в этой роли в течение сорока лет.
Однажды в полдень на островке посредине Ганги Ананда посвятил в монахи 500 садху. Одним из садху был [[Ньима Гонпа Ченпо]]. Когда Ананда ушёл в Махапаринирвану, тот стал очень известным учителем в Варанаси и в Центральной Индии. У него было более 10 000 учеников, большинство из которых стали архатами. Позже Ньима Гонпа Ченпо отправился Кашмир, и стал в тех краях основателем буддийской монашеской традиции.
Однажды в полдень на островке посредине Ганги Ананда посвятил в монахи 500 садху. Одним из садху был [[Ньима Гонпа Ченпо]]. Когда Ананда ушёл в Махапаринирвану, тот стал очень известным учителем в Варанаси и в Центральной Индии. У него было более 10 000 учеников, большинство из которых стали архатами. Позже Ньима Гонпа Ченпо отправился Кашмир, и стал в тех краях основателем буддийской монашеской традиции.


За время пребывания Ананды в Шравасти богатый домовладелец Шанегёчен (Shanegochan) обеспечивал сангху всем необходимым на протяжении пяти лет. Впоследствии, воодушевлённый Анандой, Шанегёчен принял монашеский сан и стал чрезвычайно сведущим знатоком Трёх Питак – всех «Трёх Корзин» учения: Винаи, Сутры и Абхидхармы.
За время пребывания Ананды в Шравасти богатый домовладелец [[Шанавасика|Шанегёчен (Shanegochan)]] обеспечивал сангху всем необходимым на протяжении пяти лет. Впоследствии, воодушевлённый Анандой, Шанегёчен принял монашеский сан и стал чрезвычайно сведущим знатоком Трёх Питак – всех «Трёх Корзин» учения: Винаи, Сутры и Абхидхармы.


Позже Ананда сказал Шанегёчен: «Будда даровал учения великому [[Кашьяпа|Кашьяпе]], который передал их мне. Теперь я отдаю их тебе. Храни, поддерживай, оберегай и распространяй эти учения. Затем передай их [[Упагупта|Упагупте]]».
Позже Ананда сказал Шанегёчен: «Будда даровал учения великому [[Кашьяпа|Кашьяпе]], который передал их мне. Теперь я отдаю их тебе. Храни, поддерживай, оберегай и распространяй эти учения. Затем передай их [[Упагупта|Упагупте]]».

Текущая версия от 13:07, 21 сентября 2024

Ананда

Ананда (тиб. Кюнгао) приходился Будде двоюродным братом. Очень красивый и статный, он к тому же был прирождённым оратором – сила и изящество его речи завораживала людей. Ананда был помощником Будды – служил ему со средних лет и вплоть до Махапаринирваны. Будда отмечал, что Ананда наделён даром запоминать учения в совершенстве.

Ананда предполагал, что после Махапаринирваны Будды он так же будет служить Кашьяпе. Но силой своей медитации Кашьяпа узрел, что несмотря на столько лет, проведённых рядом с Буддой, Ананда не достиг состояния архата. Согласно Винае, существует две причины, по которым людям не удаётся стать реализованными. Первая состоит в том, что они чрезмерно экзальтированы, счастливы и довольны своим комфортным положением. Вторая – в том, что они слишком взволнованны и растеряны.

Кашьяпа увидел, что Ананда был смущаем первой из этих причин, и как результат, не прилагал к своей практике достаточно усилий. Мы уже знаем, как разрешилась эта ситуация, тем не менее, интересны подробности.

Когда Кашьяпа возглавлял важный Первый Буддийский Собор, он заметил, что из 500 присутсвующих архатами были только 499. Ананда оказался единственным, кто не стал архатом. Кашьяпа задумался, как наилучшим способом помочь Ананде стать реализованным? Он размышлял: «Должен ли я использовать мягкие методы или жёсткие?» Кашьяпа решил, что поскольку вплоть до этого времени к Ананде применяли только мирные методы, теперь следует проявить суровую волю. Он приказал Ананде покинуть собрание. Ананда сказал: «Будда ушёл, так, пожалуйста, не отвергай, не прогоняй меня. Я никогда не делал ничего плохого». Кашьяпа ответил: «Ты никогда не делал ничего плохого – и этим хвастаешься? Ты считаешь это достижением после долгого пребывания с великим учителем? Сейчас здесь, на этом собрании, 499 лебедей и только одна ворона. И эта ворона – ты. Немедленно уходи!» Как только Кашьяпа это сказал, земля содрогнулась и заиграла небесная музыка; боги говорили: «Кашьяпа благороден, как сам Будда, даже когда предъявляет обвинение». Кашьяпа взял указку и сказал Ананде: «Я назову твои ошибки, и ты увидишь, что я прав». Когда он закон- чил, Ананда взмолился: «Будда говорил, чтобы я заботился о великом Кашьяпе. Пожалуйста, не прогоняй меня». Но тот ответил: «Ты должен уйти. Когда достигнешь состояния архата, можешь вернуться».

Ананда ушёл, рыдая и думая о Будде. Он отправился в город Вриджи (Brize). Каждый там слышал об Ананде, великом слуге Будды, и люди отнеслись к нему с почтением. Ананда стал передавать учение, и многие достигли состояния архата, но оно продолжало ускользать от самого Ананды. Те, кто уже достиг архатства, начали задаваться вопросом: «А что же с реализацией нашего учителя?» Силой своей медитации они видели, что Ананда всё ещё не архат. С великим почтением они подошли к Ананде, поклонились ему и спросили: «О, великий учитель, почему же ты не достиг архатства?» Ананда спросил в ответ: «Как я могу достигнуть архатства?» И его ученики отвечали: «Практикуй так же, как ты учил нас». В тот самый момент Ананда понял, что ему нужно прилагать максимум радостного усилия и концентрации. Он созерцал с большим энтузиазмом и сосредоточением, чем когда-либо, практикуя сутки напролёт, и в течение нескольких дней достиг состояния архата.

Вскоре после того, как он стал архатом, Ананда задумался: «Почему после ухода Будды великий Кашьяпа так строг ко мне? Гневом или любовью спровоцированы его слова и действия?» Благодаря медитации Ананда увидел, что Кашьяпа действовал исключительно из любви, единственным его желанием было, чтобы Ананда достиг архатства. Он решил идти к Кашьяпе и отблагодарить его. Ананда попросил учеников сопровождать его, дабы воздать дань уважения Кашьяпе и великим архатам. Когда он предстал перед Кашьяпой и остальными архатами, те приветствовали и приняли его. Затем Кашьяпа поручил Ананде собрать все учения Сутр. Когда, исполнив поручение, Ананда вернулся, Кашьяпа попросил, чтобы одеяния каждого из пятисот архатов были свёрнуты и сложены наподобие трона. Кашьяпа сказал Ананде: «Теперь садись на этот трон и произнеси для нас все Сутры Будды во всей их полноте». Ананда поклонился в десяти направлениях, помятуя о Будде и об архатах. Он воссел на трон из пятисот одеяний с тем же самыми мыслями. Он сложил руки и произнёс все Сутры, начиная каждую словами «Так я слышал...» и заканчивая словами: «Боги, люди, асуры и гандхарвы – все возрадовались, вознося хвалу тому, что сказал Благословенный».

Позднее Кашьяпа, прежде чем уйти в Махапаринирвану, передал своё право преемника учений Ананде, который оставался в этой роли в течение сорока лет. Однажды в полдень на островке посредине Ганги Ананда посвятил в монахи 500 садху. Одним из садху был Ньима Гонпа Ченпо. Когда Ананда ушёл в Махапаринирвану, тот стал очень известным учителем в Варанаси и в Центральной Индии. У него было более 10 000 учеников, большинство из которых стали архатами. Позже Ньима Гонпа Ченпо отправился Кашмир, и стал в тех краях основателем буддийской монашеской традиции.

За время пребывания Ананды в Шравасти богатый домовладелец Шанегёчен (Shanegochan) обеспечивал сангху всем необходимым на протяжении пяти лет. Впоследствии, воодушевлённый Анандой, Шанегёчен принял монашеский сан и стал чрезвычайно сведущим знатоком Трёх Питак – всех «Трёх Корзин» учения: Винаи, Сутры и Абхидхармы.

Позже Ананда сказал Шанегёчен: «Будда даровал учения великому Кашьяпе, который передал их мне. Теперь я отдаю их тебе. Храни, поддерживай, оберегай и распространяй эти учения. Затем передай их Упагупте».

"Отворяя дверь в Сокровищницу Дхармы", Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче