Махамудра: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 102: Строка 102:
[[IV Панчен-лама|Панчен-лама Чокьи Гьялцен]] сам находился под влиянием учений [[Кагью]] и хотел подражать великим сиддхам, таким как [[Миларепа]] и [[Махасиддха Шаварипа|Шаварипа]]. В своем тексте он называет различные линии передачи Махамудры и [[Дзогчен]] и приходит к выводу, что «все их окончательные значения, как видно, приходят к одной и той же намеченной точке», это уровень сутры Махамудры. Однако, по его мнению, сутра Махамудра особенно связана с постепенным путем, а его представление практики прозрения (випашьяна) является уникальным в духе гелуг.
[[IV Панчен-лама|Панчен-лама Чокьи Гьялцен]] сам находился под влиянием учений [[Кагью]] и хотел подражать великим сиддхам, таким как [[Миларепа]] и [[Махасиддха Шаварипа|Шаварипа]]. В своем тексте он называет различные линии передачи Махамудры и [[Дзогчен]] и приходит к выводу, что «все их окончательные значения, как видно, приходят к одной и той же намеченной точке», это уровень сутры Махамудры. Однако, по его мнению, сутра Махамудра особенно связана с постепенным путем, а его представление практики прозрения (випашьяна) является уникальным в духе гелуг.


[[Йонгдзин Еше Гьялцен]] (также известный как Кхачен Еше Гьялцен, наставник [[XIII Далай-лама|Далай-ламы VIII]], 1713–1793 гг.) составил комментарий к тексту Махамудры Чокьи Гьялцена, озаглавленный «Светильник ясного и превосходного пути линии устной традиции» (Yongs-'dzin ye shes rgyal mtshan). Он также комментирует Махамудру в контексте Гуру Йоги Лама Чопа.
[[Йонгдзин Еше Гьялцен]] (также известный как Кхачен Еше Гьялцен, наставник [[VIII Далай-лама|Далай-ламы VIII]], 1713–1793 гг.) составил комментарий к тексту Махамудры Чокьи Гьялцена, озаглавленный «Светильник ясного и превосходного пути линии устной традиции» (Yongs-'dzin ye shes rgyal mtshan). Он также комментирует Махамудру в контексте Гуру Йоги Лама Чопа.


Современный тибетский учитель Тубтен Еше поясняет: «Махамудра означает абсолютную печать, полноту, неизменность. Запечатывание чего-либо подразумевает, что вы не можете это разрушить. Махамудра не была создана и не изобретена никем, поэтому ее нельзя уничтожить. Это абсолютная реальность».
Современный тибетский учитель Тубтен Еше поясняет: «Махамудра означает абсолютную печать, полноту, неизменность. Запечатывание чего-либо подразумевает, что вы не можете это разрушить. Махамудра не была создана и не изобретена никем, поэтому ее нельзя уничтожить. Это абсолютная реальность».

Версия от 05:36, 24 декабря 2023

Махамудра (санскрит: महामुद्रा, тиб.: ཕྱག་ཆེན་, Вайли: phyag chen, Тиб: ཕྱག་རྒྱ་ཆེན་པོ་, Вайли: phyag rgya chen po) буквально означает «великая печать» или «великий символ» и относится к тому факту, что «все явления неизбежно отмечены печатью нераздельности мудрости и пустоты». Махамудра — многозначный термин, имеющий большое значение в позднем индийском и тибетском буддизме, который также иногда встречается в индуистском и восточноазиатском буддийском эзотеризме. Это название также относится к совокупности учений, представляющих собой кульминацию всех практик школ Нового перевода (сарма) тибетского буддизма, которые считают это квинтэссенцией послания всех своих священных текстов. Практика Махамудры также известна как учение под названием Сахаджа-йога или «Йога совозникновения». В тибетском буддизме, особенно в школе Кагью, Сахаджа Махамудра иногда рассматривается как дополнительная колесница (яна), «Сахаджаяна» (тиб.: lhen chig kye pa), также известная как колесница средств самоосвобождения.

Джамгон Конгтрул, тибетский несектарный ученый (римэ), характеризует махамудру как путь к реализации «ума как он есть» (тиб.: sems nyid), который также лежит в основе всех путей Кагью. Он утверждает: «В общем, Махамудра и все, что ниже нее, являются «путем ума»» (тиб.: sems lam). [5] Махамудра традиционно относится к квинтэссенции самого ума и практике медитации в отношении истинного его понимания.

Исторические корни

Использование и значение термина махамудра развивалось на протяжении сотен лет индийской и тибетской истории, и в результате он может по-разному обозначать "ритуальный жест рукой, одну из последовательности "печатей" в тантрической практике, природу реальности как пустоты, процесс медитации, сосредоточенный на природе ума, врожденная мудрость союза блаженства и пустоты или высшее достижение буддхи на высших этапах тантрического пути".

Согласно Джамгону Конгтрулу, индийскими теоретическими источниками традиции махамудры являются тексты по Йогачаре и Татхагатагарбхе (природе будды), такие как Самадхинирмочана Сутра и Махаянауттаратантрашастра. Фактическая практика и происхождение махамудры можно проследить до странствующих махасиддхов во времена индийской династии Пала (760-1142), начиная с сиддха Сарахи 8-го века.

Дохи Сарахи (песни или поэмы в рифмованных двустишиях) являются самой ранней дошедшей до нас литературой по махамудре. В них пропагандируются некоторые уникальные черты махамудры, такие как важность наставлений гуру, недвойственная природа ума, и отрицание обычных средств достижения просветления, таких как медитация шаматха-випасьяна, монашество, ритуалы, тантрические практики и изучение доктрин, в пользу более прямых методов махамудры - "немедитации" и "не-действия". Эти учения также стали источником для свода наставлений, в конечном итоге известных как тибетские учения об уме, связанные с махамудрой в линии Кагью. Позже индийские и тибетские мастера, такие как Падмаваджра, Тилопа и Гампопа, включили махамудру в тантрические, монашеские и традиционные медитативные рамки.

Этимология в тантрах

Было высказано предположение, что первое использование этого термина было ок. VII века в Манджушримулакальпе, в которой это относится к жесту руки.

Этот термин упоминается все чаще по мере дальнейшего развития различных буддийских тантр, особенно в Йогатантрах, где он появляется в Таттвасамграхе (Сборнике реальности) и Ваджрашекхаре (вершине Ваджры). В этих источниках «махамудра» также обозначает жест руки, теперь связанный с тремя другими мудрами рук — мудрой действия (карма), обещанием (самайя) и дхарма-мудрой, — но также включает в себя «повторение мантр и визуализацию, которые символизируют и помогают отождествлению человека с божественной формой божества или пробужденным Разумом (бодхичиттой).

В тантрах Махайоги, таких как Гухьясамаджа тантра, махамудра имеет множество значений, включая созерцание-декламацию, способствующую несокрушимому телу, речи и уму татхагат; и объект — пустоту, посредством реализации которой «все достигается», «и оно также используется как синоним пробужденного ума, который считается «изначально нерожденным, пустым, невозникшим, несуществующим, лишенным самости, естественно сияющим и безупречным, как небо». Идея «махамудры» возникает как центральная буддийская концепция в Ануттарайога-тантрах (также известных как Йогинитантры), таких как Хеваджра, Чакрасамвара и Калачакра.

По словам Роджера Джексона, в этих тантрах махамудра имеет несколько значений. Это может относиться к практикам стадии завершения, которые работают с силами тонкого тела для создания божественной формы и «светоносной, блаженной, неконцептуальной мудрости». В этом контексте она рассматривается как высшая практика, которая превосходит и совершенствует все предыдущие и ведет к прямой реализации природы ума. Кроме того, термин махамудра может также относиться к абсолютной истине и окончательной реализации (махамудра-сиддхи) в буддийской тантре. По сути, это «великая печать», которая отмечает все явления, т.е. Таковость (татхата), пустота, неизменное блаженство за пределами объекта и субъекта, формы, мысли или выражения. Ученый-тантрист Арьядева резюмирует значение махамудры следующим образом: «обсуждение того, как достичь махамудры, влечет за собой методы медитации на самом Уме как на чем-то, имеющем пустотность в качестве своей природы».

По словам Реджинальда Рэя, термин «мудра» означает, что в опыте реальности практика каждое явление проявляется ярко, а термин «маха» («великий») относится к тому факту, что оно находится за пределами концепции, воображения и проекции.

Индийские источники

Все различные тибетские линии махамудры произошли от махасиддхов средневековой Индии (ок. 8-12 веков). Самая ранняя фигура — поэт десятого века йогин Сараха и его ученик Нагарджуна (эту тантрическую фигуру не следует путать с более ранним философом Нагарджуной). Сборники стихов и песен Сарахи, в основном написанные на языке апабхрамса, являются самыми ранними индийскими источниками учений махамудры, помимо буддийских тантр.

Среди других влиятельных индийских махасиддхов — Тилопа, его ученик Наропа и супруга Наропы Нигума. Песня Тилопы «Махамудра Гангама» — это широко распространенный короткий текст махамудры. Нигума является важным источником линии Шангпа Кагью.

Ученик Тилопы Майтрипа (ок.   1007–1085) стал главным мастером махамудры в Индии в своё время, и большинство линий передачи махамудры ведут свое начало от Майтрипы. Майтрипа был очень влиятельной фигурой одиннадцатого века, ученым и тантриком, который широко преподавал Ратнаготравибхагу, текст, который широко рассматривается как соединяющий сутрические взгляды Махаяны и Ануттарайогатантры. Он составил комментарии к буддийским дохам, а его работы включают сборник из 26 текстов по «неконцептуальной реализации» (аманасикара), которые являются ключевым индийским источником учений махамудры, сочетающих в себе сутру и тантру и обучающих мгновенному подход к пробуждению.

Майтрипа описал махамудру следующим образом:

Махамудра, то, что едино и находится за пределами ума, ясно, но безмысленно, всепроникающе и обширно, как пространство. Его аспект великого сострадания очевиден, но лишен какой-либо природы. Проявляясь ясно, как луна в воде; Она находится за пределами всех условий, границ и центра. Ничем не загрязненна, она безупречен и вне надежд и страхов. Её невозможно описать, как сон немого.

Одним из учеников Майтрипы был учёный кадампа Атиша, который обучал махамудре своего ученика Дромтонпу (1004–1063), который решил не делать махамудру частью традиции кадам. Другой ученик Майтрипы, Марпа Лоцава, также представил махамудру в Тибете, и его ученик Миларепа также является центральной фигурой этой линии. Другой важной фигурой в распространении махамудры в этом регионе является Ваджрапани, еще один ученик Майтрипы. Его ученик Асу также был учителем Речунгпы (1084-1161), одного из учеников Миларепы.

Гампопа, ключевая фигура школы Кагью, ссылается на три важных цикла индийских текстов, в которых Махамудра рассматривается как его основные источники:

  • «Семь [или восемь] текстов сиддх» (Saptasiddhiḥ, тиб . Grub pa sde bdun), которые включают «Гухьясиддхи» Падмаваджры и «Джнанасиддхи» Индрабхути.
  • «Цикл шести сердечных текстов» или «Шесть работ по сущностному смыслу» (Snying po skor Drug), включая « Дохакошу» Сарахи и «Чатурмудранискую» Нагарджунагарбхи.
  • «Цикл учений о непознании» Майтрипы ( Yid la mi byed pa 'i chos skor ).

Эта классификация существовала со времен Будона Ринчен Друба (1290-1364).

Индийские источники махамудры позднее были собраны седьмым Кармапой Чодраком Гьяцо (1454-1506) в трехтомный сборник под названием «Индийские трактаты махамудры» (тиб. Phyag rgya chen po'i rgya gzhung). Этот сборник включает в себя три вышеупомянутых сборника, а также Анавилатантру и тексты, обучающие нетантрическому «мгновенному» подходу к практике индийского мастера по имени Шакьяшрибхадра.

Тибетские традиции

Махамудра наиболее известна как учение школы Кагью тибетского буддизма. Однако школы Гелуг и Сакья также практикуют махамудру. Школа Ньингма и бонская практика Дзогчен — родственный, но отличный метод прямого введения в принцип шуньяты. Студенты Ньингмы также могут пройти дополнительное обучение махамудре, а линия передачи Палъюл Ньингма сохраняет линию «Союза махамудры и Атийоги», зародившуюся от Карма Чагме.

Традиция Кагью

Гампопа Сонам Ринчен (1079-1153), монах Кадам, который был учеником тантрического йогина-мирянина Миларепы, является ключевой фигурой в традиции Кагью. Он несет ответственность за большую часть развития монашеских учреждений Кагью и за запись учений линии передачи в письменной форме. Он синтезировал учения Махаяны Кадам с тантрическими учениями, полученными им от Миларепы, и разработал уникальную систему махамудры, которую он часто преподавал без тантрических посвящений, вместо этого полагаясь на гуру-йогу.

Махамудра определяется Гампопой как «реализация естественного состояния как осознания-пустоты, абсолютно ясного и прозрачного, без корня». Гампопа также утверждает, что махамудра – это «парамита мудрости, находящаяся за пределами мысли и выражения». От него восходит начало очень успешного мастера, который продолжал преподавать эту пятичастную систему и восемь «младших» линий передачи кагью. Эта система «пятичастной Махамудры» стала одним из основных способов передачи Махамудры в линиях передачи Кагью после Гампопы.

Традиция, следующая Гампопе, называется Дакпо Кагью. Ключевым автором этой традиции в области Махамудры является Дакпо Таши Намгьял, хорошо известный в Карма Кагью своей книгой «Лунное сияние Махамудры». Девятый Кармапа Вангчук Дордже, также написали важные тексты Махамудры. Развитием этих более поздних авторов махамудры является интеграция общих учений Махаяны о шаматхе и випашьяне как предварительных шагах к практике махамудры.

Три типа преподавания

Линия Кагью делит учения махамудры на три типа: "махамудра сутры", "махамудра тантры" и "сущностная махамудра", в формулировке, которая, по-видимому, восходит к Джамгону Конгтрулу. Сутра махамудра, как следует из названия, черпает свои философские взгляды и техники медитации из традиции сутраяны. Тантрическая махамудра использует такие тантрические техники, как туммо, йога сновидений и светоносности - три из Шести Дхарм Наропы. Сущностная махамудра основана на прямом наставлении квалифицированного ламы, известном как указующее наставление.

Путь за пределами сутры и тантры

Представители линии Кагью, такие как Гампопа, представили форму махамудры, которая, как утверждалось, превосходит пути сутраяны и ваджраяны. Согласно Карлу Бруннхольцу, Гампопа рассматривал махамудру как третий путь, не являющийся ни сутрой, ни тантрой, который он называл "путем праджни" и "путем сущности", и который "опирается на благословение и предназначен для тех, кто умен и обладает острыми способностями". "[29] Бруннхольцль добавляет, что для Гампопы путь махамудры, "принимающий непосредственное восприятие за путь", основывается на введении подлинного гуру в светящуюся дхармакайю и, таким образом:

Получив безошибочное наставление, имеющее окончательное значение, подобное этому, человек затем принимает природу ум как путь, не разделяя триаду воззрения, поведения и медитацию с точки зрения этой сути ума, в отношении которого он обрел уверенность внутри себя.

Гампопа также утверждал, что махамудра - это "высший путь, который фактически превосходит и сутру, и тантру". Бруннхольцль далее утверждает, что "на практике большинство сохранившихся учений Гампопы состоят в основном из наставлений, основанных на сутре, и завершаются Махамудрой, либо вообще не обучая пути мантры, либо упоминая о нем лишь вскользь". Традиция Кагью основывает свои учения о Махамудре на трудах таких индийских махасиддхов, как Сараха и Майтрипа. Согласно Клаусу-Дитеру Матесу,

Более поздние Кагьюпы защищали свою не специфически тантрическую или сутрическую традицию махамудры, ссылаясь на индийские источники, такие как Таттвадашакатика или Таттваватара. Они относятся к жанру литературы, который Седьмой Кармапа Чoдраг Гьятсо (1454-1506) назвал "индийскими махамудрами" (phyag chen rgya gzhung).

Доктор Мэтис исследовал практику, описанную в этих работах по махамудре, и обнаружил, что она не обязательно является тантрической. В дошах Сарахи это просто реализация сущности Ума с помощью подлинного гуру. Майтрипа (ок. 1007-1085 гг.) использует термин махамудра именно для такого подхода, таким образом, применяя изначально тантрический термин для того, что не является специфически тантрической практикой. Таким образом, для более поздних кагьюпа вполне правомерно говорить о традиции махамудры Сарахи как о изначально независимой от Сутр и Тантр. Для Майтрипы прямое постижение пустоты (или сути бытия) является связующим звеном между Сутрами и Тантрами, и именно благодаря этому мосту махамудра может быть связана с Сутрами и Тантрами. В Сутрах она принимает форму практики недеяния и умственной отрешенности, а в Тантрах занимает особое место среди четырех мудр.

Учение Кагью о махамудре стало предметом разногласий. Возможность внезапной освобождающей реализации и практика махамудры без необходимости тантрического посвящения рассматривались некоторыми критиками как противоречащие учениям буддийских тантр и как просто форма китайского чань (дзэн). Однако Дакпо Таши Намгьял прямо подтверждает, что тантрическое посвящение само по себе не является обязательным условием для пути освобождения. Он пишет: "(Гампопа) не делал тантрическое посвящение обязательным условием для получения учений Махамудры. Он говорил о методе прямого направления ученика к внутренней реальности ума... если следовать системе почтенного Гампопы в прояснении одной только Махамудры, то в этом нет необходимости ....".

Линии передачи Махамудры в Кагью

Кедруб Гелек Пелзанг, Первый Панчен-лама, выделил ряд линий передачи махамудры в соответствии с их основными практиками достижения махамудры. В своих учениях к основному тексту Первого Панчен-ламы и автокомментариях Далай-лама XIV очертил линии передачи практики Кагью следующим образом:

  • Традиция Карма Кагью "Одновременное возникновение как слияние" — это традиция, представленная Гампопой вместе с основной практикой Шести Дхарм Наропы.
  • Традиция Шангпа Кагью "Махамудра из амулета (sdong po phyag chen ga’u ma)" — эта традиция пришла от Кхьюнгпо Налджора, и ее основная практика — Шесть йог Нигумы.
  • Традиция Дрикунг Кагью "Обладание пятью" - Джигтен Гонпо основал школу и линию передачи махамудры, основная практика которой известна как пятичасная махамудра, состоящая из прибежища и бодхичитты, йоги божеств, гуру-йоги, медитации махамудры и посвящения заслуг.
  • Традиция Друкпа Кагью "Шесть сфер равного вкуса" - Цангпа Гьяре основала эту традицию, которая охватывает ряд практик, включая Шесть йог Наропы.
  • Традиция Дагпо Кагью "[Махамудра] четырех слогов" — это традиция, происходящая от Майтрипы. Четыре слога — это А-МА-НА-СИ, которые составляют санскритское слово, означающее «не принимать во внимание», и прошли через ветви Дагпо Кагью, т. е. все, что происходит от учений Тилопы, а не от учений Нигумы, которые на практике означает все, кроме Шангпа Кагью.

Махамудра в Сакья

Следуя великому толкователю и философу Сакья Пандите (1182-1251), махамудра в школе Сакья рассматривается как высшая тантрическая реализация, что означает, что практика махамудры начинается только после посвящения в тантрическую практику и практики зарождения и завершения (кьерим и дзогрим), этапы йоги божеств. В своем «Ясном различении трех обетов» (Sdom gsum rab dbye) Сакья Пандит раскритиковал нетантрические подходы махамудры-сутры учителей Кагью, таких как Гампопа, которые обучали махамудре тех, кто не получил тантрических посвящений и основывал это на Уттаратантрашастре. Он утверждал, что термин «махамудра» не встречается в сутрах, а только в высшем классе тантр и что только посредством тантрического посвящения возникает махамудра: «Наша собственная Великая Печать состоит из мудрости, возникающей из посвящения». Благодаря четырем абхишекам или посвящениям, данным квалифицированным гуру, большинство практикующих испытают подобие истинной махамудры, и лишь немногие редкие люди испытывают истинную махамудру. Посредством практики стадий зарождения и завершения, тантрик развивает это частичное понимание блаженства и пустоты в совершенно недвойственную мудрость, подлинную Махамудру, которая соответствует достижению Пути Видения, первого бхуми Бодхисаттвы.

В Сакья это прозрение, известное как махамудра, описывается по-разному: как «единство ясности и пустоты, единство осознания и пустоты, единство блаженства и пустоты», а также как «естественная реальность (chos nyid gnyug ma), которая есть пустота, обладающая совершенством всех аспектов».

Традиция Гелуг

Традиция махамудры школы Гелуг традиционно восходит к основателю школы Дже Цонкапе (1357-1419), который, как говорят, получил устную передачу от Манджушри, а также к индийским мастерам, таким как Сараха, через мастера Дрикунг Кагью Ченнга Чокьи Гьялпо, который передал учения Кагью Махамудры (вероятно, пятичастной Махамудры) Цонкапе. Джагчен Джампа Пал (1310-1391), держатель традиции джагпа учения Шангпа, также был одним из учителей Цонкапы.

Однако конкретно система Махамудры гелуг была зафиксирована только во времена Лобсанга Чокьи Гьялцена, 4-го Панчен-ламы (иногда называемого «1-м Панчен-ламой», 1570–1662 гг.), который написал коренной текст Махамудры на «Дороге мира». Завоеватели: Коренные стихи для драгоценной Геден [Гелуг] Кагью [Устная] передача Махамудры» (dGe-ldan bka'-brgyud rin-po-che'i phyag-chen rtsa-ba rgyal-ba'i gzhung-lam) и его автоматический комментарий (Yang gsal sgron me, «Лампа, вновь освещающая Махамудру»), который до сих пор широко преподается и комментируется. До этой работы сочинения гелуг по Махамудре, как правило, следовали ортодоксальным учениям Кагью. Этот текст и автокомментарий к нему стали центральным трудом по Махамудре в школе Гелуг. Нынешние 14-й Далай-лама и лама Еше - некоторые из современных деятелей гелуг, которые написали комментарии к этому ключевому тексту гелуг Махамудры.

Панчен-лама Чокьи Гьялцен сам находился под влиянием учений Кагью и хотел подражать великим сиддхам, таким как Миларепа и Шаварипа. В своем тексте он называет различные линии передачи Махамудры и Дзогчен и приходит к выводу, что «все их окончательные значения, как видно, приходят к одной и той же намеченной точке», это уровень сутры Махамудры. Однако, по его мнению, сутра Махамудра особенно связана с постепенным путем, а его представление практики прозрения (випашьяна) является уникальным в духе гелуг.

Йонгдзин Еше Гьялцен (также известный как Кхачен Еше Гьялцен, наставник Далай-ламы VIII, 1713–1793 гг.) составил комментарий к тексту Махамудры Чокьи Гьялцена, озаглавленный «Светильник ясного и превосходного пути линии устной традиции» (Yongs-'dzin ye shes rgyal mtshan). Он также комментирует Махамудру в контексте Гуру Йоги Лама Чопа.

Современный тибетский учитель Тубтен Еше поясняет: «Махамудра означает абсолютную печать, полноту, неизменность. Запечатывание чего-либо подразумевает, что вы не можете это разрушить. Махамудра не была создана и не изобретена никем, поэтому ее нельзя уничтожить. Это абсолютная реальность».

Практики и методы

Основные работы по махамудре