Туммо

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Часть фрески на северной стене храма Лукханг , изображающая Туммо (внутренний огонь) и Пхова (перенос сознания)

В тибетском буддизме Туммо ( тиб.: གཏུམ་མོ, Вайли: gtum mo; санскрит: чандали) — гневная богиня жара и страсти. Туммо встречается в текстах Махасиддхи Кришначарьи и Хеваджра-тантре.

Туммо — это также тантрическая практика внутреннего тепла, разработанная вокруг концепции женского божества. Его можно найти в Шести Дхармах Наропы, Ламдре, Калачакре и Ану-йоге, учениях Ваджраяны. Цель туммо — получить контроль над процессами тела на стадии завершения Ануйоги или Ануттарайога-тантры («высшей йога-тантры»).

Практика начинается с визуализации энергетических каналов, ветров, капель и чакр тела. Внутреннее тепло, создаваемое посредством специальных упражнений по задержке дыхания, помогает жизненным ветрам проникать в центральный канал, что приводит к переживаниям блаженства. Практика также предполагает сосредоточение внимания на семенных слогах в чакрах и объединение их с медитацией на пустоту. Со временем практикующие стремятся овладеть этим процессом, достигая повышенных состояний ясности, внутреннего тепла и блаженства.

Научные исследования изучили влияние туммо, продемонстрировав заметное повышение температуры тела, метаболизма и выброса тепловой энергии у опытных медитаторов. Хотя влияние этой практики на температуру тела было исследовано, ее основная цель в тибетском буддизме по-прежнему сосредоточена на духовном развитии, сочетая визуализацию, дыхание и медитацию для использования внутреннего огня и достижения глубоких состояний озарения.

Практика

Практика внутреннего тепла ( gtum mo , санскр. chandali, буквально означает «жестокая, горячая или дикая женщина») является основой для остальных шести дхарм и является первой из шести дхарм. [7] [8] Эта практика работает с тонким телом (также известным как ваджрное тело ), ​​системой каналов ( нади ), ветров ( лунг , вайю ), капель ( бинду ) и чакр . Благодаря внутреннему теплу жизненные ветры проникают в центральный канал ( авадхути ), вызывая четыре блаженства или радости, которые затем объединяются с мудростью, постигающей пустоту. [7]

Эта практика представляет собой разновидность пранаямы , которая обычно включает в себя сидение с прямой спиной, визуализацию каналов, задержку дыхания глубоко в животе на длительное время (так называемое «дыхание вазы», ​​кумбхака ), а затем применение визуализации огненного короткого удара АХ. слог на пупке. Эта практика направляет жизненные ветры в центральный канал, где, как говорят, они плавят капли ( бинду , крошечные сферы тонкой энергии), вызывая великое блаженство. [9] Это мощное переживание блаженства «считается подобием настоящего блаженства, испытываемого при духовном пробуждении ( byang chub , bodhi )». [10]

По словам Гленна Маллина, тантрические писания утверждают, что тантрическое блаженство, испытываемое при этой практике, «в сто раз интенсивнее, чем обычный сексуальный оргазм, [и] порождает особое состояние сознания». [11] Это экстатическое состояние ума затем используется для созерцания пустоты. Этот «экстаз, соединенный с (мудростью) пустоты» [11] и есть то, что называется Махамудрой («Великой Печатью»).

Перевернутый семенной слог тибетского письма Хам

В стихах Тилопы о шести дхармах практика кратко описывается следующим образом:

Йогическое тело, совокупность энергетических каналов, грубых и тонких, обладающих энергетическими полями, должно быть взято под контроль. Метод начинается с физических упражнений. Жизненный воздух [т.е. энергии] втягивается, наполняется, сохраняется и растворяется. Есть два боковых канала, центральный канал авадхути и четыре чакры. Пламя поднимается от огня чандали в пупке. Поток нектара стекает со слога ХАМ на макушке, призывая четыре радости. Есть четыре результата, подобных подобным причине, и шесть упражнений, расширяющих их.

Туммо - объяснение Калу Ринпоче

Первая из Шести йог Наропы – туммо, йога внутреннего тепла. Она основана на том принципе, что наше тело на тайном уровне складывается из каналов (санскр. нади), энергии (санскр. прана) и капель (санскр. бинду), составляющих материальную опору для ума. Воздействуя на опору, практикующий воздействует на сам ум. Между умом и этой системой тонких энергий существует постоянное взаимодействие. Наставления по практике туммо касаются работы с нади, праной и бинду.

Результаты туммо проявляются на двух планах. Во-первых, в теле появляется полезное тепло. Поэтому часто говорят о йогинах, таких как Миларепа, которые даже в снежных горах посреди зимы носили лишь тонкие хлопковые одежды. На уровне ума это тепло связано с ощущением блаженства, которое само по себе раскрывается в переживании пустоты, вследствие чего практикующий обретает постижение Махамудры, блаженства, пустоты и отсутствия мышления.

Часто проводится различие между Махамудрой, как «путем освобождения», и Шестью йогами, как «путем искусных средств». Не стоит видеть эти два пути как несовместимые или отдельные друг от друга. Шесть йог – это глубокие методы для быстрого приближения к Махамудре. Именно с этой точки зрения преподается туммо, как средство достижения опыта блаженства-пустоты изначального осознавания.

«Тайный буддизм» / Калу Ринпоче