Туммо

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Файл:.jpg
Часть фрески на северной стене храма Лукханг , изображающая Туммо (внутренний огонь) и Пхова (перенос сознания)

В тибетском буддизме Туммо ( тиб.: གཏུམ་མོ, Вайли: gtum mo; санскрит: чандали) — гневная богиня жара и страсти. Туммо встречается в текстах Махасиддхи Кришначарьи и Хеваджра-тантре.

Туммо — это также тантрическая практика внутреннего тепла, разработанная вокруг концепции женского божества. Его можно найти в Шести Дхармах Наропы, Ламдре, Калачакре и Ану-йоге, учениях Ваджраяны. Цель туммо — получить контроль над процессами тела на стадии завершения Ануйоги или Ануттарайога-тантры («высшей йога-тантры»).

Практика начинается с визуализации энергетических каналов, ветров, капель и чакр тела. Внутреннее тепло, создаваемое посредством специальных упражнений по задержке дыхания, помогает жизненным ветрам проникать в центральный канал, что приводит к переживаниям блаженства. Практика также предполагает сосредоточение внимания на семенных слогах в чакрах и объединение их с медитацией на пустоту. Со временем практикующие стремятся овладеть этим процессом, достигая повышенных состояний ясности, внутреннего тепла и блаженства.

Научные исследования изучили влияние туммо, продемонстрировав заметное повышение температуры тела, метаболизма и выброса тепловой энергии у опытных медитаторов. Хотя влияние этой практики на температуру тела было исследовано, ее основная цель в тибетском буддизме по-прежнему сосредоточена на духовном развитии, сочетая визуализацию, дыхание и медитацию для использования внутреннего огня и достижения глубоких состояний озарения.

Туммо - объяснение Калу Ринпоче

Первая из Шести йог Наропы – туммо, йога внутреннего тепла. Она основана на том принципе, что наше тело на тайном уровне складывается из каналов (санскр. нади), энергии (санскр. прана) и капель (санскр. бинду), составляющих материальную опору для ума. Воздействуя на опору, практикующий воздействует на сам ум. Между умом и этой системой тонких энергий существует постоянное взаимодействие. Наставления по практике туммо касаются работы с нади, праной и бинду.

Результаты туммо проявляются на двух планах. Во-первых, в теле появляется полезное тепло. Поэтому часто говорят о йогинах, таких как Миларепа, которые даже в снежных горах посреди зимы носили лишь тонкие хлопковые одежды. На уровне ума это тепло связано с ощущением блаженства, которое само по себе раскрывается в переживании пустоты, вследствие чего практикующий обретает постижение Махамудры, блаженства, пустоты и отсутствия мышления.

Часто проводится различие между Махамудрой, как «путем освобождения», и Шестью йогами, как «путем искусных средств». Не стоит видеть эти два пути как несовместимые или отдельные друг от друга. Шесть йог – это глубокие методы для быстрого приближения к Махамудре. Именно с этой точки зрения преподается туммо, как средство достижения опыта блаженства-пустоты изначального осознавания.

«Тайный буддизм» / Калу Ринпоче