Шесть Дхарм Наропы
Шесть Дхарм Наропы (Вайли: na ro'i chos Drug, санскр . ṣaḍdharma, «шесть доктрин Наро» или «шесть учений»), представляют собой набор тибетских буддийских тантрических практик, составленных индийскими махасиддхами Тилопой и Наропой (1016-1100 гг. н. э.) и передано тибетскому переводчику Марпе Лоцаве (ок. 1012 г.).
Другое название Шести Дхарм — «передача устных наставлений для достижения освобождения в бардо» или «система Бардо Трангдол». Здесь бардо относится к трем бардо: бодрствованию, сну и смерти. В литературе Кагью их также называют «путем средств» (thabs lam). Их также иногда называют Шестью йогами Наропы (но не в традиционной литературе, которая никогда не использует термины шаданга-йога или sbyor-drug).
Шесть дхарм представляют собой собрание тантрических буддийских практик стадии завершения, взятых из буддийских тантр. Они предназначены для ускоренного достижения состояния будды. Традиционно они требуют тантрического посвящения и личного обучения посредством работы с тантрическим гуру, а также выполнения различных предварительных практик. Шесть дхарм работают с тонким телом , в частности, посредством генерации энергии внутреннего тепла (туммо).
Шесть дхарм являются основной практикой школы Кагью (и изначально были уникальными для этой школы), и ключевые фигуры Кагью, такие как Миларепа, Гампопа, Пхагмодрупа и Джигтен Сумгон, преподавали и практиковали эти дхармы. Их также преподают в Гелуг, где их представил Дже Цонкапа, который получил линию передачи от своих учителей Кагью.
Линия передачи
Учение Тилопы (988–1069 гг. н. э.) — самая ранняя известная работа о Шести Дхармах. Он получил их от разных учителей. По словам Гленна Муллина, учителями линии передачи Тилопы были махасиддхи Нагарджуна (не путать с философом Мадхьямаки), Лавапа, Луипада, Шавари и Кришначарья. Кроме того, источниками этого сборника тантрических практик были названы Гухьясамаджа тантра, Хеваджра тантра и Чатурпитха тантра.
Наропа научился шести дхармам у Тилопы. Ученик Наропы Марпа обучал тибетца Миларепу, известного своими йогическими навыками. Миларепа, в свою очередь, обучал Гампопу, который написал различные руководства по медитации (khrid chos или khrid yig) по Шести Дхармам, которые собраны в «Дакпо Камбум» («Собрание высказываний Дакпо») в разделе, озаглавленном «Руководства по медитации по Шести Дхармам Наропы». (na ro'i chos Drug gi khrid yig). От Гампопы эти учения были переданы различным подшколам и линиям передачи Кагью, где они оставались центральной практикой.
К этим практикам были написаны многочисленные комментарии, в том числе «Квинтэссенция нектара» Шамара Чокьи Вангчука. Они также описаны в «Лучах света от драгоценности превосходного учения» Дакпо Таши Намгьяла и в «Сокровищнице знаний» Джамгона Конгтрула (книга восьмая, часть третья). Сегодня Шесть Дхарм являются одной из основных тантрических практик школы Кагью и практикуются в трехлетних ретритах монахами и йогами.
Благодаря усилиям Дже Цонкапы (1357–1419) Шесть Дхарм Наро также стали важными в традиции Гелуг. Цонкапа написал к ним комментарий под названием «Книга трёх вдохновений: трактат об этапах тренировки на глубоком пути Шести Дхарм Наро». Этот комментарий стал стандартным справочником по этим практикам в традиции Гелуг. Среди других деятелей, писавших о шести дхармах, — Гьялва Энсапа, Первый Панчен-лама и лама Дже Шераб Гьяцо.
Многие практикующие гелугпа, в том числе Далай-ламы и Панчен-ламы, были носителями линии передачи шести дхарм. Лама Еше и Лама Сопа — недавние учителя шести дхарм школы гелуг.
Классификация
Шесть дхарм представляют собой всеобъемлющее и целостное собрание практик стадии завершения индийской буддийской тантры . [10] В Кагью и Гелуг инициация или посвящение хотя бы в одну систему Ануттарайогатантры (обычно Чакрасамвара и/или Ваджрайогини /Ваджраварахи-тантры) и практика ее стадии зарождения являются основой для практики шести дхарм. По словам Ульриха Тимме Крага,
- После визуализации себя и всех других существ как божеств и чтения мантр божества во время практик, связанных с первым посвящением, практикующий использует эти техники шести йог, принадлежащих ко второму посвящению, для создания сильных переживаний блаженства, присутствия. и не-мысль, тем самым давая первый проблеск Пробуждения.
Шесть Дхарм
Несмотря на различную классификацию (от двух до десяти дхарм), наиболее широко используемый список из шести дхарм в творчестве деятеля школы Кагью Гампопы соответствует следующему списку:
(Тибетский, транслитерация Уайли и санскрит в скобках)
- Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли: gtum mo ; с. caṇḍālī) – йога внутреннего тепла (или мистического тепла).
- Осэл (тиб. འོད་གསལ་, Вайли: од гсал ; с. prabhasvara) – йога ясного света, сияния или светимости.
- Милам (тиб. རྨི་ལམ་, Вайли: rmi lam ; с. svapnadarśana) – йога состояния сна.
- Гьюлю (тиб. སྒྱུ་ལུས, Вайли: sgyu lus ; с. māyākāyā) — йога иллюзорного тела.
- Бардо (тиб. བར་དོ, Вайли: бар до ; с. antarābhava) – йога промежуточного состояния.
- Пхова (тиб. འཕོ་བ་, Вайли: pho ba ; с. saṃkrānti) – йога переноса сознания в чистое поле Будды.
Другие дхармы
Другие дхармы, иногда группируемые с вышеперечисленными или устанавливаемые как вспомогательные практики, включают:
Практика стадии зарождения. Согласно Тубтену Еше , Миларепа относит медитацию на стадии зарождения йоги Божества к части дхарм.
Кармамудра или «печать действия» (Wylie : las kyi phyag rgya , THL : lé kyi chak-gya ; ошибочно S: kāmamudrā или «печать желания»). Это тантрическая йога, включающая сексуальный союз с супругом или партнером, либо физическим. или визуализировано. Как и все другие йоги, ее нельзя практиковать без основы практики туммо и стадий зарождения.
Силовой перенос (дронгджук пхова) – вариант пхова, при котором садхака может перенести поток своего ума в недавно умершее тело. Самоосвобождение – сам Наропа в « Ваджрных стихах Шепота Традиции » добавляет практику самоосвобождения в мудрости недвойственности, которая является решающим воззрением Махамудры. Это всегда рассматривается как отдельный путь.
Классификации
Существуют разные способы организации и перечисления дхарм Наропы, кроме списка Гампопы. Например, Цонкапа предпочитает следующий список, следующий за Пагмо Другпой: (1) туммо (2) иллюзорное тело (3) ясный свет (4) пхова (5) силовой перенос и (6) бардо.
Дхармы также иногда группируются в разные наборы учений. Например, Гьялва Венсапа группирует их в две дхармы: (1) йоги для привлечения жизненных энергий в центральный канал; и (2) йоги, которые выполняются после того, как энергии были извлечены таким образом. По словам Гленна Маллина , «Марпа Лоцава, по-видимому, главным образом говорил о них как о четырех аспектах: (1) внутренний жар; (2) кармамудра, или йога с опором на партнера; (3) иллюзорное тело; и (4) ясный свет. Здесь три из шесть, то есть йоги переноса сознания, силовой перенос и бардо, не имеют статуса отдельных «дхарм», предположительно потому, что они отнесены к позиции вспомогательных практик». Между тем, Миларепа, похоже, классифицировал дхармы Наропы следующим образом: (1) стадия зарождения; (2) внутреннее тепло; (3) кармамудра; (4) введение в суть взгляда на предельную природу бытия; (5) относительный ясный свет пути; и (6) иллюзорная природа вместе с йогой сновидений.
Существует также список десяти дхарм, который можно найти в работе Нгулчу Дхармабхадры: (1) йоги стадии зарождения; (2) взгляд на пустоту; (3) внутреннее тепло; (4) кармамудра-йоги; (5) иллюзорное тело; (6) ясный свет; (7) йога сновидений; (8) бардо-йоги; (9) перенос сознания; и (10) силовой перенос.
Обзор практик
Предварительные практики
Во всех школах тибетского буддизма существуют различные предварительные практики, заимствованные из обычной Махаяны, которые предписываются ученикам перед началом практики йоги стадии завершения (например, принятие прибежища, устремление бодхичитты, гуру-йога, йога божеств и посвящение заслуг). Детали этого зависят от линии передачи, школы и конкретного учителя.
Например, Цонкапа цитирует Миларепу, заявившего, что сначала человек устанавливает основы, «такие как прибежище в трех драгоценностях и двух аспектах бодхичитты». Цонкапа также цитирует стихи Миларепы, которые показывают, что он считал, что сначала следует практиковать созерцание природы кармы, наблюдение недостатков самсары, а также медитировать на доброту и бодхичитту.
Цонкапа делит предварительные упражнения на общие и особые. Общие предварительные занятия посвящены практикам Сутраяны, таким как созерцание закона кармы, непостоянства и смерти, созерцание недостатков самсары, возникновение бодхичитты, практика медитации любви (майтри) и сострадания (каруна), соблюдение обетов бодхистатвы, практика шести совершенств и шаматха-випашьяна. Это соответствует практикам сутр, найденным в учениях Ламрима. По словам Цонкапы, если человек не будет практиковать это, он не сможет «отбросить цепляние за эфемерные вещи этой жизни и, как следствие, не будет испытывать устойчивого стремления заниматься духовной практикой». Таким образом, практика человека будет «оставаться поверхностной», ему будет недоставать бодхичитты и медитативного сосредоточения, и, таким образом, ему также будет недоставать понимания отсутствия "Я".
Особыми предварительными являются практики Ваджраяны, такие как получение инициации (лучшими являются Чакрасамвара или Хеваджра, поскольку они особенно связаны с шестью дхармами), соблюдение тантрических обетов (самайя), медитация Ваджрасаттвы и гуру-йога. Цонкапа рекомендует практиковать медитацию на стадии зарождения для подготовки к шести йогам. По словам Гленна Муллина, «по тону Цонкапы очевидно, что многие из его читателей слышали о практике Шести йог, не пройдя предварительно достаточной подготовки в медитациях на стадии зарождения». Однако Цонкапа возражает против этого. Цонкапа также пишет, что необходимо иметь понимание учения о пустоте.
Точно так же в «Квинтэссенции нектара» Шамара Чокьи Вангчука говорится, что человек должен: получить тантрическое посвящение, тренироваться в общих предварительных упражнениях (таких как созерцание своего драгоценного человеческого рождения и так далее), развивать сострадание и бодхичитту, практиковать очищение Ваджрасаттвы и практиковать гуру-йогу.
Физические упражнения
Существуют также вспомогательные физические упражнения (трул кхор), в которых используются различные позы (асаны) и движения. Существуют разные традиции этих физических упражнений с различными наборами упражнений. Джей Шераб Гьяцо утверждает, что некоторые школы практикуют набор из шести упражнений, в то время как "школы Пагмо Друпа и Дрикунг Кагью придерживаются традиции 108 упражнений".
Общепринятые "шесть упражнений" изложены в книге Пагмо Друпы "Стихи о технике пути: Дополнение (тиб. Thabs lam tshigs bead ma'i lhan thabs) следующим образом:
- Существует шесть упражнений для очищения тела: наполнение, как ваза; вращение, как колесо; зацепление, как крюк; демонстрация мудры связывания ваджры, поднятие вверх к небу, а затем нажатие вниз; выпрямление, как стрела, а затем сильное повторное выпускание воздуха в манере собачьего взгорбливания; и, чтобы наполнить энергией проходы и кровь в теле, встряхивание головы и всего тела и сгибание мышц. Это шесть упражнений.
Первое упражнение особенно важно, так как это практика задержки дыхания кумбхака (дыхание вазой), при которой человек глубоко вдыхает в пупок и задерживает дыхание там так долго, как только может. Эта техника задержки дыхания также применяется в туммо. Согласно Цонгкапе, эти шесть йог следует выполнять в сочетании с созерцанием полого тела. Эта практика позволит человеку ощутить большую радость, а также поможет предотвратить травмы, которые могут возникнуть из-за изменения потока жизненных ветров в результате практики шести йог. С этой практикой связана визуализация тела как полого: "здесь тело и энергетические каналы (нади) должны восприниматься как совершенно прозрачные и сияющие". Эта техника снимает напряжение и придает эластичность тонким энергетическим каналам. Цонгкапа описывает эту практику следующим образом:
- Начинают, как и прежде, с практики визуализации себя как божества мандалы. Особое применение здесь - концентрация на теле, от кончика головы до подошв ног, как на абсолютно пустом, подобно пустому прозрачному шару, наполненному светом... Здесь тело должно быть представлено как полностью лишенное вещественности, возникающее в уме, как радуга в небе".
Практика внутреннего жара
Практика внутреннего жара (Вайли: gtum mo, санскрит: chandali,, буквально означает "свирепая, горячая или дикая женщина") является основой для остальных шести дхарм и первой из них. Эта практика работает с системой тонкого тела (также известного как ваджрное тело), состоящей из каналов (нади), ветров (лунг, вайю), капель (бинду) и чакр. Благодаря внутреннему теплу жизненные ветры проникают в центральный канал (авадхути), вызывая четыре блаженства или радости, которые затем объединяются с мудростью, постигающей пустоту.
Эта практика является разновидностью пранаямы, которая обычно включает в себя сидение с прямой спиной, визуализацию каналов, задержку дыхания глубоко в животе на длительное время (это называется "дыхание вазы", кумбхака), а затем визуализацию огненного короткого удара слога AH по пупку. Эта практика приводит жизненные ветры в центральный канал, где они, как говорят, растапливают капли (бинду, которые являются крошечными сферами тонкой энергии), вызывая великое блаженство. Это мощное переживание блаженства "как говорят, представляет собой подобие реального блаженства, испытываемого при духовном Пробуждении (byang chub, *bodhi)".
Согласно Гленну Муллину, в тантрических писаниях говорится, что тантрическое блаженство, испытываемое при этой практике, "в сто раз интенсивнее обычного сексуального оргазма, [и] порождает особое состояние сознания". Это блаженное состояние ума затем используется для созерцания пустоты. Это "блаженство, соединенное с (мудростью) пустоты", называют Махамудрой ("Великой печатью").
В стихах Тилопы о шести дхармах эта практика кратко изложена следующим образом:
- Йогическое тело, совокупность энергетических каналов, грубых и тонких, обладающих энергетическими полями, должно быть взято под контроль. Метод начинается с физических упражнений. Жизненная прана [то есть энергии] втягивается, наполняется, сохраняется и растворяется. Есть два боковых канала, центральный канал авадхути и четыре чакры. Пламя поднимается от огня чандали в пупке. Поток нектара стекает со слога ХАМ на макушке, призывая четыре радости. Есть четыре результата, подобных причине, и шесть упражнений, расширяющих их.
Руководство Гампопы
Ульрих Тимме Краг описывает развитие этой практики из одного из руководств Гампопы, озаглавленного «Тонко нанизанный жемчуг». После описания визуализации трех каналов в тексте очерчиваются четыре чакры, которые следует визуализировать вдоль центрального канала с различными спицами, исходящими из каждой чакры, как раскрытый зонтик. Четыре чакры, описанные Гампопой:
- В пупке находится эманационная чакра с 64 спицами.
- В центре находится Дхармачакра с 8 спицами.
- В горле находится чакра наслаждения с 16 спицами.
- На макушке головы находится чакра великого блаженства с 32 спицами.
Краг описывает эту практику следующим образом:
- Практикующему советуют задержать дыхание ниже пупка, чтобы буква А вспыхнула, как пламя, причем огонь достигал такой высоты, что пламя попадало в букву Хам, визуализируемую в чакре великого блаженства. Это заставляет энергию, называемую бодхичиттой (byang sems), которая хранится в этой чакре, стекать вниз по центральному каналу. Заполняя различные чакры на своем пути вниз, он порождает различные переживания блаженства. После достижения и заполнения пупочной чакры бодхичитта визуализируется как текущая обратно вверх, в то время как йоги продолжают использовать технику дыхания тум мо, задерживая дыхание как можно дольше в животе. В конце практики практикующий перестает визуализировать (yid la mi byed) каналы, ветры и капли и вместо этого погружается в непридуманное состояние Махамудры (phyag rgya chen po ma bcos pa'i ngang).
В другом руководстве по медитации Гампопы также упоминается практика, основанная на визуализации капли (тигле, бинду) между бровями. Это бинду спускается и поднимается по центральному каналу, распространяя по пути ощущение блаженства-пустоты. Что касается постмедитации, йогину «предписывается тренироваться переживать все чувственные впечатления как блаженство и поддерживать постоянное ощущение внутреннего тепла и успокаивающего, охлаждающего блаженства нисходящей бодхичитты. Говорят, что переживание всего как блаженства автоматически приведет к переживанию немыслия (mi rtog pa, *nirvikalpa)».
Руководство в Гелуг
В системе Цонгкапы внутренний жар является краеугольным камнем всех шести дхарм (наряду с медитацией на пустоте). Каждый раз, когда человек практикует одну из этих шести дхарм, он должен сначала создать внутренний жар вместе с четырьмя блаженствами и объединить его с медитацией на пустоту. После освоения, туммо затем применяется к практике иллюзорного тела, и на основе йоги иллюзорного тела практикуется йога сияния/ясного света.
Комментарий Цонкапы «Три вдохновения» делит практику внутреннего тепла на три основных компонента:
Медитация на каналах; сначала визуализируют три канала (правый — красный, левый — белый и центральный канал — синий), а затем четыре чакры: макушку (разноцветную, с 32 лепестками), горло (красную, с 16 лепестками), сердце (белую, с 6 лепестками). и ниже пупка (красную с 64 лепестками). Человек фиксирует ум на каждой чакре, и с практикой они становятся все более ясными. Если это слишком сложно, можно сначала медитировать на каналы или на точку их соединения ниже пупка. Цель – добиться стабильной ясности сияющего вида каналов и чакр на длительный период времени. Эту практику можно также объединить с дыханием вазы (т. е. кумбхакой) и визуализацией полого тела.
Медитация на мантрические семенные слоги в центре каждой чакры; Цонгкапа утверждает: «следует сконцентрироваться на слогах трех верхних чакр лишь на короткий период времени, а затем посвятить большую часть сеанса медитации на ударе Ах в пупочной чакре». Остальные слоги: перевернутый белый Хам в коронной чакре, перевернутый синий Хум ཧཱུྃ в сердечной чакре, красный Ом ཨོཾ в горловой чакре. Слоги-семена следует визуализировать как крошечные, размером с горчичное зерно, хотя Цонкапа утверждает, что можно начать представлять их более крупными, а затем уменьшить.
Медитация на чакры, слоги и каналы в сочетании с техникой дыхания вазы. Чтобы попрактиковаться в дыхании вазы, сделайте долгий глубокий вдох через нос. Затем проглотите и надавите животом. Удерживает воздух максимально долго. Затем мягко и тихо выдыхаем. По мнению Цонкапы, до тех пор, пока в этой практике не будет достигнут некоторый прогресс, следует практиковать осторожно, без применения силы. Дискомфорта быть не должно. Также следует практиковать натощак.
Цонгкапа описывает результат полного метода (с одновременной практикой всех трех описанных выше элементов) следующим образом:
- Затем энергии, находящиеся в чакре в тайном месте, заставляют слог АХ в пупочной чакре, который по своей природе является внутренним огнем, пылать светом. Этот свет поднимается вверх по центральному каналу авадхути и расплавляет остальные три слога: ХАМ, ОМ и ХУМ [соответственно в коронной, горловой и сердечной чакрах]. Они тают и капают в слог АХ [в пупочной чакре]. Четверо обретают одну неразделимую природу. Затем человек фиксирует ум на капле [образующейся в результате этого слияния], природа которой — врожденное блаженство. Если это удастся, то из капли выйдет язычок крохотного пламени внутреннего тепла. Человек фиксирует на этом ум. Свет этого пламени поднимается вверх по центральному каналу, где расплавляет каплю белой субстанции ума бодхи, пребывающей в коронной чакре. Она стекает вниз, как нектар, наполняя мантрический слог АХ в пупочной чакре. Медитируют однонаправленно на удар АХ, пока не появятся признаки стабильности. Когда достигнута медитативная устойчивость, сияние света внутреннего огня будет освещать внутреннюю и внешнюю часть тела человека, а также жилище и т. д., делая их прозрачными, как кусочек плода кюрура, который держат в руке.
Эта практика заставит жизненные ветры войти в центральный канал. Цонгкапа описывает различные признаки того, что это произошло, главным образом то, что дыхание течет через ноздри плавно и равномерно, затем оно становится все более тонким, а затем совсем прекращается.
Говорят также, что практика Туммо порождает четыре блаженства. Цонгкапа объясняет, что первое блаженство возникает, когда капля энергии в теменной чакре плавится, когда жизненные ветры приносятся к макушке посредством туммо. Когда энергии достигают горла, это второе блаженство («высшее блаженство»), когда они достигают сердца, возникает третье блаженство («особое блаженство») и когда они достигают пупка, возникает четвертое «врожденное блаженство». Если человек сможет удерживать ум в чакрах в течение длительного времени, он обретет способность контролировать движение капель энергии. Затем можно также вернуть каплю обратно по центральному каналу, снова испытывая блаженство, но начиная с пупочной чакры. Затем продолжайте практиковать, перемещая каплю вверх и вниз по центральному каналу, снова и снова испытывая четыре нисходящих и четыре восходящих блаженства.
Чтобы медитировать на врожденную мудрость, нужно дать капле расплавиться до самой чакры в тайном месте («кончик драгоценного камня»). Затем человек медитирует на пустоту и пребывает в этом блаженстве – медитации пустоты. Затем каплю возвращают в коронную чакру, медитируя на «сфере блаженства, соединенной с пустотой».
Цонгкапа далее утверждает: «В периоды после медитации нужно сознательно развивать осознанность переживания блаженства и пустоты и ставить печать этого союза на все объекты и события, которые появляются и происходят. Это применение вызывает особый экстаз воспламеняться, чему следует способствовать».
Кармамудра
Практика внутреннего тепла тесно связана с практикой кармамудры (las kyi phyag rgya, печать действия), относящейся к медитативному сексуальному союзу, который ведет к четырем блаженствам, и практикуется вместе с йогой внутреннего тепла. В некоторых списках, например, Миларепы, она указана как отдельная дхарма. В других системах, таких как система Гампопы, она указана как разновидность йоги внутреннего тепла. Это потому, что считается необходимым иметь контроль над жизненными энергиями (посредством йоги внутреннего тепла), чтобы добиться успеха в кармамудре.
Существуют различные классификации печати действия: кармамудра (печать действия) - это обычная сексуальная супруг(а) человека, а джнянамудра (печать мудрости) - это супруг(а)-божество, созданная силой визуализации. В тибетском буддизме эта практика редко выполняется с реальным человеком, и чаще всего она относится к воображаемой супруге или супругу (которым будет буддийское тантрическое божество, то есть йидам).
По словам Ульриха Тимме Крага, в трудах Гампопы шесть дхарм связаны со вторым посвящением, а практика печати действия связана с третьим посвящением. По сути, практика печати действия «представляет собой этап практики, который можно выполнять после достижения совершенства в йогах Шести Дхарм».
По мнению Цонкапы, оба практикующих йогу печати физического действия должны обладать высочайшими способностями, иметь тантрические посвящения, быть обученными тантре и быть способными соблюдать обеты (самайя), быть опытными в практике тантрической садханы и быть зрелыми в практикую четыре ежедневных занятия йогой. Им также следует владеть навыками медитации на пустоте и техниками достижения четырех блаженств. Цонкапа утверждает, что если у них нет этих качеств, практиковать физическую сексуальную йогу неразумно. В этом случае следует просто практиковать с визуализируемой супругой.
Хотя многие традиционные списки типов супруг, которых следует искать для совместной практики с целью достижения духовных реализаций, написаны для мужчин и с мужской точки зрения, существуют некоторые редкие инструкции по этим садханам и по выбору супругов с точки зрения женщины-практика.
Руководство Гампопы
Крагх приводит следующий обзор этой практики (с точки зрения мужчины), который можно найти в книге Гампопы "Зеркало, освещающее устные наставления":
- Сидя неподвижно в сексуальном союзе, он должен создать восходящее движение своего дыхания, медитируя на звук определенного мантрического слога. Это приведет к возникновению четырех уровней радости, то есть сексуального возбуждения. Испытывая их, он должен сосредоточиться на природе своего ума. После этого он выполняет практику Внутреннего тепла, при которой элемент ветра растворяется в элементе огня, порождая знак растворения "дым" (rtags du ba). Затем белая бодхичитта (byang sems, т. е. сперма) спускается с макушки головы к пенису (rdo rje nor bu, *vajraratna). В этот момент йогин-мужчина должен оставаться в медитативном состоянии, не выбрасывая сперму, тем самым заставляя элемент воды раствориться в элементе огня, что приводит к появлению знака подобно миражу (rtags smig sgyu lta bu). Когда поток бодхичитты достиг самого кончика пениса (rdo rje rtse mo, *vajrasekhara), йогин-мужчина должен обратить его поток обратно, до макушки головы. Таким образом, элемент воды растворяется в элементе земли, вызывая появление знака, похожего на лампу (rtags mar me lta bu). Когда это переживание становится очень устойчивым и появляется знак, похожий на светлячка, это является совершенством медитации спокойствия (gzhi nas, *samatha), эквивалентной медитативной концентрации (*samadhi) первого уровня поглощения (bsam gtan dang po, *prathamadhyana). Прервав это поглощение, йогин должен затем тренироваться в медитации прозрения (lhag mthong, *vipasyana). Здесь это делается с помощью визуализации, сосредоточенной на маленьком шарике света (thig le, *bindu) в сердечной чакре, который постепенно превращается в переживание сияния и пустоты ('od gsal stong pa nyid). Таким образом, появляется знак, подобный безоблачному небу (sprin med pa'i nam mkha' lta bu'i rtags), и йогин осознает бессамостность всех явлений как непостижимый центр неба.
Йога ясного света
Ясность, сияние или ясный свет (санскр. prabhāsvaratā; тиб.’od gsal) относится к ясной лучезарной природе ума, которая связана с природой будды. Говорят, что его испытывают во время различных событий в жизни, таких как оргазм, глубокий сон, во время умирания и процесса перерождения.
Устные наставления Тилопы объясняют эту практику следующим образом:
- Йог, работающий с центральным каналом, помещает ум в центральный канал и фиксирует внимание на капле в сердце. Возникают видения, подобные огням, лучам света, радуге, солнечному свету и лунному свету на рассвете, солнцу, луне, а затем явлениям божеств и форм. Таким образом очищаются мириады миров.
В «Тонко нанизанных жемчужинах» Гампопы объясняется, что эту практику следует выполнять во время засыпания, изначально установив намерение «схватить сияние» (’od gsal zin par bya). Затем йог визуализирует пять слогов в сердечной чакре. Когда наступает сон, йог медленно переключает свое внимание с одного слога на другой. Если кому-то удастся уловить сияние или светимость, слог Хум (ཧཱུྃ) ярко появится в сердце, излучая мощный свет, и человек испытает блаженный сон (а не состояние сна; если человек видит сновидение, ему не удалось уловить сияние). После пробуждения будет казаться, что человек находится в сильном сиянии.
Руководство в Гелуг
В изложении Цонгкапы присутствуют различные виды сияния или ясного света. Один из них можно найти в сутрах Махаяны и тантрах, но он обладает необыкновенным сиянием, уникальным для тантры. Необычайное сияние, свойственное высшей йога-тантре, достигается посредством практики внутреннего тепла и йоги иллюзорного тела в сочетании с медитацией на пустоту. Это сияние, также называемое «изначальной мудростью блаженства и пустоты», является центром системы шести дхарм. Цонгкапа делит практику ясного света на практики во время бодрствования и сна.
Практика ясного света в бодрствующем состоянии включает в себя визуализацию себя как божества в сексуальном союзе и медитацию на синий ХУМ в сердечной чакре, который излучает свет во всех направлениях, очищающий вселенную. Человек растворяет мир в свете и в себе как божестве, затем растворяется слоге ХУМ в своей сердечной чакре. Затем ХУМ растворяется в свете снизу вверх, и человек фокусирует ум на сердечной чакре. Затем практикуется сбор жизненных ветров в центральный канал с помощью метода туммо, объясненного ранее, который плавит капли, что приводит к четырем блаженствам и четырем видам пустоты. Затем человек испытывает растворение элементов и соответствующие видения (см. ниже), а затем возникает ясный свет. Затем человек соединяет ум ясного света с медитацией на пустоте.
Гьялва Энсапа в своей книге «Источник всякой реализации» описывает, как человек практикует стадию зарождения, а затем туммо, чтобы породить йогу ясного света. Сначала человек представляет себя Буддой Ваджрадхарой в сексуальном союзе с супругой, а затем визуализирует каналы и чакры. Затем человек генерирует внутреннее тепло и медитирует на плавление капель, что приводит к входу ветров в центральный канал и их растворению. Существуют различные знаки, которые указывают на то, что ветры вошли и растворились, в основном это видения растворения элементов и видения, которые указывают на «четыре пустоты», за которыми следует опыт ясного света/сияния. Эти видения заключаются в следующем:
- Земля растворяется в воде, и возникает видение, подобное видению миража; вода растворяется в огне, и возникает видение, подобное видению дыма; огонь растворяется в воздухе, и возникает видение, подобное мерцанию светлячков. Затем элемент воздуха начинает растворяться в провидческом сознании, называемом "явление". Возникает видение, подобное свечению лампочки. Воздух полностью растворяется во "внешнем", и возникает видение белизны, как чистое осеннее небо, пронизанное светом полной луны. Он растворяется в сознании, известном как "приближение", и возникает видение красноты, подобно ясному небу, пронизанному солнечным светом. Оно растворяется в "близком приближении", и возникает видение всепоглощающей тьмы, подобной предрассветному небу, в котором нет ни солнца, ни луны. Затем "близкое приближение" растворяется в ясном свете; возникает видение ясного сияния, подобного небу на рассвете, свободного от трех условий. Необходимо осознавать эти переживания по мере их возникновения. Это процесс, известный как "слияние с Дхармакайей в состоянии бодрствования.
Что касается практики ясного света во сне, то сначала человек практикует йогу стадии зарождения и гуру-йогу, вознося молитвы гуру. Затем ставится твердое намерение распознать ясный свет сна, возникающий перед сновидениями. Затем ложатся на правый бок в позу льва и визуализируют себя как божество. В сердечной чакре и проходящем через нее центральном канале визуализируется голубой четырехлепестковый лотос с голубым ХУМ в центре (можно использовать только ХУМ, или ХУМ плюс АХ НУ ТА РА, помещенные в лепестки). Сосредоточение ума в центральном канале в сердце вызывает проникновение ветров, что приводит к процессу растворения и видениям, описанным выше. Затем, когда появляется ясный свет, подобный небу на рассвете, ум отдыхает в этом состоянии и сохраняет его столько, сколько может, не погружаясь в сон и не просыпаясь.
Йога сновидений
В йоге сновидений (rmi lam, svapna) йогин учится сохранять осознанность во время сновидений (т. е. видеть светоносные сны) и использует этот навык для практики йоги во сне.
Устные наставления Тилопы гласят:
- Знайте сны как сны и постоянно медитируйте на их глубокое значение. Визуализируйте семенные слоги пяти элементов с каплей, надой и так далее. Человек воспринимает будд и поля будд. Время сна – это время для метода, который приносит реализацию великого блаженства. Это наставление Лавапы.
Руководство Гампопы
В «Тесно нанизанных жемчужинах» Гампопы описаны четыре основных последовательных шага:
Овладение сном – Осознание во сне. Во-первых, йог должен видеть все восприятия и мысли в течение дня как сновидения. Затем они должны заснуть, лежа на правом боку, с твердой решимостью осознать, что они спят во сне. Это можно сделать, заявив не менее семи или до двадцати одного раза, что сновидения будут признаны снами. Они визуализируют цветок лотоса с пятью слогами, который излучает нежный свет в горловую чакру, и во время засыпания медленно переключают свое сознание с одного слога на другой. Это должно спонтанно вызвать опыт осознанного сновидения. В другом руководстве по медитации Гампопы «Зеркало, освещающее устную передачу» вместо этого предлагается визуализировать сферу света между бровями.
Обучение. По словам Крага, «йога здесь учат думать о любом возникающем сне как о просто сне и относиться к нему без всякого страха. Если ему снится вода, он должен нырнуть в нее или пройти по ней. Ему следует прыгнуть в пропасть или сесть, чтобы его укусили собаки bp сна или избили враги из сна. Он должен летать в воздухе, посещать царства богов или осматривать достопримечательности Индии».
Благословение как иллюзорное и избавление от страха. Здесь йогин проверяет свой ум во время сна, чтобы увидеть, есть ли хоть малейший страх, и если да, то ему следует отпустить его, осознав, что он только во сне. Как только они освоили чувство полной беспрепятственности, они «благословили свои сны как иллюзорные» (sgyu ma byin gyis brlabs pa).
Медитация на реальность. Йог медитирует на реальность, «анализируя, что все состояния сознания во сне являются его собственным нерожденным умом (rang gi sems skye ba med pa). Если такое созерцание Махамудры не произошло ночью, йогину следует снова направить свое внимание на слоги утром после пробуждения, а затем отдохнуть в состоянии Махамудры.
Другое руководство по медитации Гампопы также объясняет, как йоги должны пытаться увидеть во сне будд и дакини, дающих им учения, и как это приводит к благословению. Также рекомендуется практиковать дыхание кумбхака перед сном.
Руководство в Гелуг
В системе Цонкапы необходимо ознакомиться с практиками туммо, сияния/ясного света и иллюзорного тела, прежде чем практиковать йогу сновидений (которую он рассматривает как продолжение йоги иллюзорного тела). По мнению Цонкапы, прежде чем практиковать йогу сновидений, необходимо сначала освоить йогу сохранения сияния/ясного света, возникающего в момент засыпания (через переживания видений и т. д.), как объяснено выше. Если практиковать это перед сном, то, когда приснится сон, человек поймет, что находится во сне.
Йога сновидений в системе Цонкапы состоит из четырех тренировок: «обучение сохранению [сознательного присутствия во время] сновидений; контроль и усиление сновидений; преодоление страха и тренировка иллюзорной природы сновидений; и медитация на таковости сновидений».
Практика йоги сновидений начинается с приобретения умения распознавать сон во сне. Если человеку не удается распознать свой сон посредством практики сохранения сияния сна, ему следует развивать в себе твердую решимость сохранять сознательное осознание в состоянии сна. Кроме того, человек медитирует на чакрах, особенно на горловой. Если человек сможет принять решение распознать свой сон сильным и непрерывным в течение дня, он сможет распознать свой сон. Можно также практиковать медитации визуализации горловой и лобной чакр в течение дня, чтобы улучшить свои способности ночью. Можно также медитировать на себя как на божество и на гуру-йогу, вознося молитвы, чтобы обрести ясные сны.
Цонкапа упоминает различные медитации, которые следует выполнять перед сном. В первом случае человек создает видение себя как божества, а также видение своего гуру и молится гуру, чтобы тот распознал сон и так далее. Затем визуализируют маленький красный четырехлепестковый лотос в горловой чакре с Ах или Ом в центре. Он упоминает, что в другой традиции учат медитировать на пяти слогах (ОМ, АХ, НУ, ТА, РА), один из которых находится в центре, а остальные четыре — вокруг него. Мы фокусируемся на каждом из них последовательно. Второй метод — молиться, как и прежде, и медитировать на белую сияющую каплю размером с горчичное зерно между бровей. Затем семь раз выполняют дыхание вазы и засыпать.
Также можно медитировать на сердечную чакру перед сном. По мнению Цонкапы, если человеку слишком трудно распознать сон, то это означает, что он глубоко спит, и поэтому ему следует переключиться на коронную чакру. Это облегчит сон. Однако если это затрудняет сон, то можно сосредоточиться на чакре на кончике пениса и объединить там жизненные ветры 21 раз посредством кумбхаки.
Как только человек распознал сон, он может начать учиться контролировать его. Сначала практикуется управление основными элементами, такими как полет, восхождение на небеса, путешествие в поля будд и т. д. Можно также тренироваться в «увеличении», то есть умножении объектов сновидения, включая размножение своего тела. Практика управления жизненными ветрами повысит способность контролировать сон. Когда йог овладеет этими навыками, он должен превратиться в тело Будды-Покровителя и трансформировать вещи, которые он видит во сне, в различные объекты. Кроме того, во сне следует практиковать сверхъестественные силы. Приобретя все эти навыки, йогин в конечном итоге сможет достичь Чистой Земли Будды и послушать проповеди Будды.
Следующий шаг — научиться бесстрашно совершать все, что может убить человека в миру, не являющемся сном, например, прыгать в воду или огонь. Это можно использовать, чтобы медитировать на пустую природу снов и осознавать их иллюзорную природу.
Наконец, во сне человек медитирует на таковость. Человек визуализирует себя божеством с ХУМ в сердце, излучающим свет повсюду. Этот свет плавит все во сне в свет, который втягивается в ХУМ. Тело также тает и втягивается в ХУМ. Затем ХУМ растворяется в сиянии/ясном свете, и человек пребывает в состоянии светоносности.