Второй Буддийский Собор

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 09:33, 28 сентября 2024; Sherab (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Второй Буддийский Собор

Первый Буддийский Собор был организован вскоре после Махапаринирваны Будды Шакьямуни. Второй Буддийский Собор состоялся примерно на 110 лет позже. Необходимость в нем возникла потому, что спустя восемьдесят лет после Махапаринирваны Будды, у практикующих появилось множество разнообразных идей, особенно в отношении учений Винаи. Люди стали вносить в них изменения, по-разному интерпретируя основные принципы Винаи, а старшие, пожилые архаты сочли это неправильным.

Итак, через восемьдесят лет после Махапаринирваны Будды 700 архатов собрались в Вайшали, что в Северной Индии, нынешнем штате Бихар, неподалеку от места, где позже был основан знаменитый Монастырский Университет Наланда.

В те времена правил царь Ашока, преданный буддизму. Дабы поддержать великих архатов, обеспокоенных вольными толкованиями правил и принципов Винаи, он заявил, что выступит устроителем и благотоворителем Второго Собора. Так был созван Второй Собор, основной темой которого стала Виная, хотя и все Сутры, и Абхидхарма тоже были рассмотрены.

Основная дискуссия не касалась ключевых философских положений, речь шла о том, что в сохранении учений Будды важна подлинность, здесь нельзя допускать случайные небрежности и идти на поводу привязанностей и укоренившихся шаблонов. Весь смысл Дхармы состоит в пробуждении, оживлении учения в самом сердце, чтобы высвободить и устранить наши привычные наклонности, выйти за пределы цепляния за своё «я», обнаруживая подлинность любви, радости, удовлетворённости, дружелюбия и гармонии.

Таким образом, Второй Собор был созван, чтобы обсудить и откорректировать учения «Трёх корзин» – Трипитаки. Как мы уже сказали, его основной целью стало обсуждение небольших ошибок в интерпретации учения Винаи некоторыми членами сангхи. Они известны как Десять Основных Заблуждений.

1. Первое заблуждение состояло в том, как, согласно основным положениям Винаи, разбирать малые нарушения. Все члены сангхи собирались вместе, и если человек, совершивший ошибку, признавал её и извинялся, нарушение считалось очищенным. Некоторые же члены сангхи утверждали, что даже если ошибка совершена, то спустя время, равное произнесению слов «хулу, хулу», она очищалась. Однако Будда не говорил этого, и это был первый пункт для исправления.
2. Второе заблуждение заключалось в том, что некоторые стали пользоваться одобрением большинства, когда основная часть сангхи соглашалась с тем, что совершённое ошибкой не является. То есть, если вы немного нарушили кодекс Винаи, но остальные члены сангхи говорили: «Это нормально, тебе не стоит волноваться», значит, всё действительно в порядке, и ваш недобродетельный поступок считался очищенным. Но Будда никогда так не говорил, поэтому подобное понимание не могло считаться верным.
3. Правила Винаи говорят, что полностью посвящённые монахи не должны рыть землю. Некоторые же стали утверждать, что это вполне допустимо, поскольку землей пользуются все. Это было третьей ошибкой, ведь Будда такого не говорил.
4. Будда учил, что монахи не должны употреблять алкоголь. Но появилось мнение, что при необходимости, например в случае болезни, вы хотя и не должны пить прямо из сосуда, но можно делать это осторожно, постепенно потягивая напиток через соломинку. Такое утверждение было неверным. Будда никогда не говорил, что так можно поступать, и это посчитали четвёртым заблуждением.
5. Хотя полностью посвящённым монахам не разрешалось вкушать пищу после обеда, некоторые говорили, что так поступать можно, если вы используете соль, ведь она меняет первоначальный вкус еды. Будда подобного не говорил, и это являлось пятым заблуждением.
6. В действительности Будда разрешал иногда принимать пищу после обеда, особенно путешествующим пожилым монахам. Он говорил, что если посвящённые практики находятся в дороге, отойдя на расстояние как минимум одной мили, им дозволительно принимать пищу. Но отдельные монахи стали утверждать, что это необязательно должна быть целая миля, и если вы ушли от своего дома хотя бы на полмили, вам уже разрешено есть в послеобеденное время. И снова утверждение было неверным – Будда никогда так не говорил. Это стало шестой ошибкой.
7. Также Будда учил посвященных монахов и монахинь не начинать трапезу, пока они не благословили пищу. Седьмой ошибкой монахов ста- ло мнение, что не нужно совершать большой ритуал, сложив обе руки, – достаточно просто коснуться еды указательным и средним пальцами.
8. Относительно питья в послеобеденное время некоторые монахи утверждали: если простоквашу развести молоком в чашке, то эту смесь можно пить, ведь с жидкостью смешана плотная пища. Это было восьмым заблуждением.
9. Будда Шакьямуни учил, что посвященный монах, дабы избежать привязанности к своей новой подстилке, должен залатать ее лоскутом ткани от подушки, которой как минимум шесть лет. Длина лоскута должна была равняться длине пальца Будды. В Тибете эта мера длины известна как тхо ганг, и она довольно велика. Монахи совершали девятую ошибку, утверждая, что им вовсе не обязательно придерживаться длины пальца Будды, и они вполне могут сделать заплату, длиною в их собственный палец.
10. Будда также учил, что полностью посвященный монах не должен касаться золота и других драгоценных металлов. Но кто-то из монахов стал говорить, что это допустимо, пока вы используете особые способы,как делают некоторые послушники или шраманеры. Например, они носят чашу для подаяния на голове, помещая её на маленький трон, украшенный цветами. Если в эту чашу подносят золото и прочие драгоценные металлы, то полностью посвященные монахи и монахини могут их касаться. Однако Будда этого не говорил.

Подобные вопросы стали возникать примерно через восемьдесят лет после ухода Будды Шакьямуни, и споры вокруг них продолжались три десятилетия.

Итак, спустя 110 лет после Махапаринирваны Будды несколько сотен великих архатов провели Второй Буддийский Собор в Вайшали. Они пришли к выводу, что монахи заблуждались и спекулировали на этих десяти пунктах; что ни в учениях Винаи, ни в Сутре, ни в Абхидхарме Будда ничего такого не говорил. И поскольку заключения монахов были неверны, им надлежало перестать поступать подобным образом. Затем архаты прочитали учения Трипитаки вслух, и многие сразу их запомнили.

В текстах говорится, что уже после Первого Буддийского Собора учения Трипитаки были записаны, поэтому архаты читали именно их. Кроме того, для установления гармонии и мира проводился обширный ритуал cоджонг, и с великой преданностью, благодарностью и приятием друг друга все разногласия, длившиеся на протяжении тридцати лет, были полностью разрешены и гармонично умиротворены в Дхарме. Так Второй Буддийский Собор упрочил учение Будды.

"Отворяя дверь в Сокровищницу Дхармы", Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче

Внутренние ссылки